Тексты
Текст: Артем Жук

“Маньяк” от Netflix — что нужно знать о главном сериале осени

Психологическая драма режиссёра первого “Настоящего детектива” с Джоной Хиллом и Эммой Стоун в главных ролях.

“Маньяк” — адаптированный ремейк одноименного норвежского сериала 2014 года. У новинки крайне мало общего с оригиналом, но общая канва осталась такой же. Все серии написал Патрик Сомервилль (“Оставленные”), а снял Кэри Фукунага, который ставил всеми любимый первый сезон “Настоящего детектива”, “Безродных зверей” с Идрисом Эльба, а совсем недавно возглавил постановку 25-го фильма о Бонде. В сериале снялись сильно похудевший Джона Хилл, Эмма Стоун, Салли Филд (“Новый Человек-паук”) и Джастин Теру (те же “Оставленные”).

Шоу задумано как лимитированное и не предполагает, что у него будет второй сезон (но мы знаем, как это работает и как легко может превратиться в антологию а-ля “Фарго”). Правда, без Фукунаги: он уже заявил, что не хочет работать “над одним тем же”. Соммервиль при этом открыт для продолжения.

Всего тут 10 серий от 25 до 45 минут. Из них — первые пять просто невероятные, а дальше сериал начинает терять землю под ногами и двигается непонятно куда чуть ли не до последней серии. Одна из приятных неожиданностей: “Маньяк” появился на Netflix не только с русскими субтитрами, но сразу и с официальной озвучкой, так что вам не придется искать сторонние переводы.

В дистопическом Нью-Йорке недалекого будущего шизофреничный Джона Хилл и депрессивная Эмма Стоун попадают на фармакологический тест лекарства, которое разрабатывает Джастин Теру. По задумке, лекарство должно вылечить любую психическую травму: хоть глубокая депрессия, хоть разбитое сердце. А пациенты должны достичь “чистой, неподдельной радости”. Естественно, тут же начинаются дичь, трипы и проблемы с исследованиями. Да и умный компьютер, который проводит тесты, тоже находится в глубокой депрессии.

По сумасшествию происходящее чем-то напоминает “Легион”, но только если он бьет по мозгам очень сильно и больно, “Маньяк” этого не делает и даже не преследует такой цели. Здесь все предельно понятно. Но при этом желательно смотреть все внимательно и не отвлекаясь: какие-то незначительные детали первой серии могут вдруг стрельнуть в пятой.

Джона Хилл большую часть времени играет угрюмого аутиста, у Стоун работы побольше, посложнее и поприятнее, но все еще недостаточно для того, чтобы кричать от восторга. Возможно, потому что их персонажи мало движутся вперед. Вот кто действительно и отыграл, и у чьего персонажа есть развитие — это Джастин Теру. Говорят, большую часть съемок актер импровизировал, поэтому его доктор получился одновременно самым комедийным и амбициозным героем.

Сериал активно играет с жанрами и легко граничит с абсурдом. Это заметно даже глядя на разработанный мир, в Нью-Йорке которого стоит не только Статуя Свободы, но и Статуя Чрезмерной Свободы, а при нехватке денег любую покупку можно оплатить с помощью Ad-Buddy — за потраченные деньги приставят живого человека, который будет часами зачитывать вам рекламу (видимо, аналог человеческого Ad Block там еще не придумали). Ну а трипы, которые ловят герои во время исследований — вообще отдельные, друг на друга непохожие миры со своими абсурдными правилами.

В глаза сразу бросается режиссура Фукунаги — все поставлено настолько красиво, качественно и продуманно, что удивительно, как у него еще нет миллиона проектов каждые полгода. И минимальные пасхалки к первому “Настоящему детективу” на месте.

Не сказать, чтобы получился “лучший сериал года, бегом смотреть” (читай, не “Охотник за разумом” Финчера), и вряд ли шоу будет пачками собирать награды, но если вы любите темы психического здоровья (пускай обобщенно) — сериал точно стоит вашего времени.







Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров