Тексты
Ринат Тукумбетов, Фото: Дарья Майер

На подъеме: Лиза Small

Интересных девушек в нашем рэпе — по пальцам пересчитать. Вот одна из них

Быть девушкой-рэпером в России — значит работать на выжженном поле, практически в полном отсутствии конкуренции. Жительница Петербурга Лиза Small записывает рэп, с одной стороны, по-девичьи одухотворенный и красивый. С другой — непротивный. Совсем недавно у нее вышел альбом "Огонечки". Мы послушали его и подробнее расспросили Лизу о ее музыке. И не только о музыке.

О первой песне

Это был 2008 год. Мне горел зелёный свет в молодежной политике, которой я посвятила пять лет. За этот срок я насмотрелась на массу малоприятных вещей в этой сфере и решила, что лидером молодежной общественной организации быть перестану. Пойду, к примеру, на курсы радиоведущих. Одним из преподавателей был Евгений Дороган, в прошлом продакшн-директор радио "Максимум". Так вот, как-то на лекции он рассказал, что у него есть студийка. Я договорилась с ним, сгоношила на первую запись свою знакомую, тоже Лизу, и мы вместе едем мямлить под какой-то скаченный из интернета инструментал. Супруга Жени, певица и виолончелистка Лена Тэ, которая когда-то была в составе СТДК, неожиданно согласилась спеть нам припев. Кажется, всё было именно так.

О вовлечённости в рэп

Я шесть лет во всем этом. В музыке мне комфортно, но если идет речь о сборах на концертах, о просмотрах, ротациях, публикациях и прочих показателях причастности к индустрии, по которым все судят теперь об артисте, то тут я в подвешенном состоянии. Меня преследует мысль, что мне везёт, но понемножку. Может потому что "Small"?

О ссоре с продюсером

В какой-то момент мы перестали понимать друг друга. Перегнули с дружбой там, где должен был сработать профессионализм. Сергей Бахвалов (Директор Subbox, менеджер Крипла) даже удалил все видео с моим участием с YouTube. Работали без контракта, все на словах решалось. Я урок извлекла.

О первых выступлениях

Было время, каждую неделю я где-то выступала. В самом начале нравится это делать где угодно. На каких- то солянках за пару тысяч рублей вместе с такими же начинающими было интересно. Но уже года три или четыре я ничего про это не знаю. Вроде есть и вечеринки и наверняка "открытые микрофоны", но больше баттлы. Но и с баттлами мне не по пути. Некоторые, конечно, смотрела. Дерзить я умею, матом ругаться, скажу честно, тоже, но как-то грязи совсем не хочется. Пускай останется только музыка. Мне по душе это. Я вижу студийную комнату, вижу лоджик или кубэйс, вижу микрофон — и меня как подменили тут же. Этот мирок — мой самый любимый. 

Об альбоме "Джеру Салем"

Саша из группы "Восемь по Гринвичу" заглянул на студию, где я записывала людей в качестве звукорежиссера. Есть у меня такая способность. Так и познакомились. Записала Саше песню. Ему понравилось. Он признался, что слышал наш с Лёвой Рэпаком альбом. Обменялись любезностями. Сказал, что еще придет. А я на тот момент ждала вокалиста в припев песни "Огонёчки", Филиппа Черевко из "Джем кафе", группа питерская, там еще Егор Сесарев. В итоге, решила попробовать записать Сашу, у него очень крутой тембр. Пришел, спел. Подумала, что надо еще раз его пригласить.



Таким непостижимым образом мы насобирали песен на мини-альбом. В процессе работы сошлись взглядами во многом. За музыку отвечал парень из Украины. Очень молодой и очень талантливый. Зовется David Still. Сейчас, насколько я знаю, Давид делает музыку для кино. Нашла, услышала его через страницы Замбези или Типси, не помню точно.

О встрече с Oxxxymiron

Тут встретились с Мироном на концерте общего друга из тверской группы, которая играет гранж (имеется в виду группа Пионерлагерь Пыльная Радуга — прим. The Flow). Окси говорит: "Я тебя встречаю в неожиданных местах!" Мы познакомились на съемках Крипловского приглашения на "Версус", бывает, пересекаемся в городе. С ним интересно поспорить о приоритетах: музыки над текстом, смысловой нагрузки над музыкой. Наверное, он не думал, что солист его любимой группы писал все биты мне на второй альбом. Я, в общем, без идеологии конкретной, выходит.

О музыкальных пристрастиях

До первого альбома было очень много сумбура. Но всегда фаворитами были Depeche Mode. Если о русской музыке, то испытывала всегда уважение к хорошей эстрадной. Носкова люблю послушать, Антонова. На период записи альбома "#Двадцать" влюбилась в J.Cole, Mr. Probz. Сейчас я слушаю много джаза. Полюбила живую музыку, наверное, старею! Теперь у меня появился виниловый проигрыватель. Давно мечтала. Есть Рахманинов, пластинки Высоцкого.

Об отношениях

Есть любимый человек. Хотя мне советовали прессе отвечать что-то типа "Мое сердце свободно, где же ты моя любовь?". Чувства присутствуют. Да, в музыке поддерживает.




О женском рэпе в России

Не знаю, почему он такой стрёмный. Наверное, есть у некоторых девчонок в голове картинка, где она среди мужского окружения, такая крутая, смелая, дерзкая, при этом она еще и привлекательная. Но в итоге это всё скатывается к грубости, вульгарности.

У меня довольно-таки классическое воспитание и более чем адекватное окружение. Отсюда и сложился иной взгляд на речитатив, на культуру. Я до сих пор в восторге от того, что Фьюз вытворяет со словами. Это поэзия! Кстати, уже видела афишу 5nizz'ы, подумала, вот бы сейчас Krec полным составом увидеть. Такой бы аншлаг был!

Возвращаясь к теме, прозвучит странно, заносчиво, но кажется, что конкуренции у меня нет. Я смотрю на Тати, и понимаю, что у неё другая ниша. Она простая, обаятельная, с вокальными данными, очень импонирует. Из неё могли бы сделать хип-хоп диву, но не делают. Видимо есть на это свои причины и планы. Мне очень нравится Елка. Хорошо, что она ушла с лейбла. Кристина Си, например, очень клевая певица была. Очень здоровские песни у неё были. И тут, блин, прям видно втюханное ей сейчас "творчество". Это обидно.


Mad-и Rena

Они прекрасно знают, кто я, а я знаю, кто они. К музыке друг друга мы более чем равнодушны. Можем попить чай с шоколадкой. Без вражды и претензий. Я и с Криплом работала на той же студии, например. Мы делали совместный концерт с ним, но при этом нам ни к чему что-то вместе записывать. Меня часто спрашивают, сколько стоит фит с ним.


О прогрессе в русском рэпе 

Сейчас лейблы снимают фильмы. Есть выходы на другие площадки. Есть линии, определяющие твое место: ты либо с лейблом, либо сам. Темная история. Так теряется способность что-то привносить в музыку. Сайты, каналы, даже уже слушатели ждут, что за тобой будет стоять какое-то объединение. Пропадает вера в самостоятельность.



О критике

Когда нарвешься на плохой комментарий, это должно как-то трогать. Раньше сильнее расстраивалась, сейчас уже не так. Помню, когда вывесили клип на одном сайте, приезжаю на студию, все ржут, дают почитать комментарии, а там: "Я бы вдул". Это забавно. Говорю: "Ребята, я дождалась". Но, а если без шуток, то хочется, конечно, аудиторию, способную изъяснятся как-то более культурно и критиковать конструктивно.


О людях, к чьему мнению прислушивается

Артистов постарше. Работала с группой Iowa, у них саундпродюсер крутые советы давал. Кстати, писала Владу из Касты. Ответил в письме, чего, на его взгляд, мне недостает, что стоит подчеркнуть. Это мнение мне ценно.


С каких песен начинать слушать

Я каждый день по-разному смотрю на ту или иную свою песню. Послушайте наш фит с Женей Обоймой "Усталость", а после него "Наедине" с Фьюзом. Там я в первом случае построже, во втором — помягче. И будем немного знакомы.



О книгах

Дочитала "Игру в бисер" Германа Гессе. Вернулась к Набокову.

Квадроберы, роботы и красивые люди
Два дисса, два трека-танго и два Арсения
Пишет про проблемы со здоровьем. Видимо, что-то серьезное
Интервью с главным толкателем джерка в России