Тексты
Текст: Леша Горбаш

Куок "Imago": почему вы еще не послушали один из лучших альбомов года

Время исправляться.

24 февраля по разному, но повлияло на всех. Мне оно стоило работы, отъезда семьи и друзей в другие страны. А еще — апатии и чувства одиночества длиной в несколько месяцев.

Не сойти с ума помогли терапия и музыка. Но если первое — дело личное, то второе — вещь, о которой хочется говорить. Для чего мы вообще слушаем музыку? Поднять настроение, открыть новое, бездумно побалдеть или отключиться от внешнего мира. Я хожу в наушниках класса с шестого, мне физически сложно не слушать музыку. И в марте я искал, за что зацепиться, чтобы стало хоть как-то легче.

Есть история, которую рассказывал Questlove из The Roots. 11 сентября 2001 года он был в Нью-Йорке. Тогда он и окружавшие его люди не понимали ни что происходит сейчас, ни что будет дальше. Продохнуть помог альбом Jay-Z "The Blueprint", вышедший тем же утром, когда в башни-близнецы влетели самолёты. "The Blueprint" не был альбомом-социальным комментарием о США и их внешней политике. Это была просто хорошая музыка. Которая была необходима, чтобы не сойти с ума.

Для меня в марте 2022 года таким альбомом стал "Imago" Куока. По плану он должен был выйти в апреле, но чьи планы тогда не поменялись? Индустрию корёжило, лейблы уходили, стриминг-сервисы отключались. И Куок ничего не стал ждать, а просто выложил "Imago" для свободного прослушивания.

Сейчас альбом уже нормально появился на стримингах, но никто не будет спорить, что премьера испорчена. В общем, релиз вполне мог пролететь мимо вас — а это пока один из лучших релизов года.




Куок ещё на "Красности" сделал важный шаг: немножко придушил в себе продюсера-задрота, который перегружает треки изобилием деталей, а над текстом работает как над вторичным материалом. К выходу "Imago" Куок — уже артист-сонграйтер, а не просто продюсер, который пошел в рэп.

Эта музыка хорошо со мной резонирует, в том числе потому что мы с Куоком, кажется, росли в одно время и ценим одних музыкантов. Среди любимых альбомов — Burial и Clark, первый серьезный толчок к занятию музыкой — Aphex Twin. Русский рэп пришёл уже позже — с подъёмом YungRussia. А один из первых значительных шатаутов на локальной сцене он получил от Муджуса, на лейбле которого издавались электронные треки Куока. Совпадение это или нет, но "Imago" звучит, как если бы Муджус читал рэп (другое и тоже не с первого взгляда очевидное сравнение — как если бы Loc-Dog образца 2008 года преуспел в написании электронной музыки).

Сильная стороны Куока — чувство стиля, а еще то, что ему комфортно в многих жанрах. В альбоме есть место минималистичному попу ("Слова, которых нет), синтвейву ("Дофамин"), рэпу ("Ворк слип репит 2") и панк-року ("Roztoky Bop"). Куок-сонграйтер выходит на передовую в "Перезагрузке", "Успокой меня" и "Наивности" — таких записках в дневнике человека, переживающего взросление в возрасте, когда ты уже давно взрослый и занят серьёзными делами, но внутренний ребёнок добавляет всему этому хаоса. "Далеко и надолго" нравится еще и тем, что ATL получил здесь идеального напарника (теперь в вишлисте альбомов мечты — их совместка).

ATL — хороший пример артиста со своим лицом, которого ни с кем не спутать. И во время прослушивания песен Куока ощущение своего лица тоже есть — ну или прямо сейчас появляется. Да, рейв-эстетика роднит его с ATL, вечные самокопания и европейский ДНК — с творчеством Маркула. Но этими инструментами Куок строит что-то только своё. Включите "Concorde" или "Планета не вращается" — это очень куоковские песни.





Инстаграм Куока — калейдоскоп путешествий по Европе, модных луков и флекс свежекупленным "мустангом". При этом деньги — кажется, вообще последнее, о чём он пишет. Они дают ему возможность делать биты подороже и сведение получше. В тексты же он проецирует только внутренние проблемы и беды с башкой — и раскрывается на полную.

Куоку 22 года — и он хорошо отражает своё поколение, которое росло в спокойное время со свободным интернетом и открытыми границами. И принимало гуманистические идеи и представления как должное. Для Куока это усугубляется еще и тем, что подростковые годы он провёл в Европе. В нашем интервью Куок, тогда ещё живший в Праге, называл Чехию "домом", а Россию — "родиной". Это выливается и в песни, где Куок пытается нащупать чувство сопричастности с людьми вокруг, что по-прежнему получается далеко не всегда ("Люди вокруг в бреду, господи, вот угар, прячусь за очками в капюшоне там, где бар", — читает он в "Наивности").

Ровесники Куока — дети новой искренности, которые формировались на не дедовских скрепах. Отсюда и песня "Успокой меня" — слепок одиночества в большом городе ("вот уровень нового равнодушия — двигаться на улице в наушниках, делать вид, что я кого-то слушаю, чтобы не докапывали socially"), и общее настроение вечных метаний в поисках себя.

Это поколение людей, которые в лоб справляются с болью. Песня "Птица" с "Красности" посвящена другу Куока. В него на мосту въехал пьяный водитель, друг вылетел с моста и погиб. В припеве Куок поёт: "Птица улетит, мягкого пути, покори Олимп, покажи полёт", — и в этом есть очень мрачная красота.

Куок — такой электродог своего времени. Потому что творчество раннего Loc-Dog тоже работало по методу "дневники мрачной юности". Только если молодого Лочи стимулировали тяжёлые наркотики и трипы в параллельные миры ими спровоцированные, Куоком движут другие рейвы — где много пьют, а ещё больше — переживают о своём. Но взгляд грустного пса — на месте.

А мы все — немного грустные собаки. Так получилось, что в этом году именно Куок записал альбом, лучше всего передающий настроение между мрачным рыком и радостным лаем.

Гав.


Тут обсуждают приезд Канье, погоду и биф Дрейка и Кендрика
Отметил это прослушиванием гангстерской песни
"Где нас нет" заиграла новыми оттенками