Тексты
Интервью: Кирилл Бусаренко

Крипл — легенда. Он поборол наркозависимость и заново учится делать рэп как раньше

Интервью.



Крипл, культовый герой питерской рэп-сцены, начинал вместе со Смоки Мо и группой Krec, был участником ярких объединений Def Joint и Грехи Отцов, придумывал рифму на Муз-ТВ, но так и не добился успеха.

В каком-то смысле его карьеру предопределил псевдоним (cripple означает “калека”) — пока другие работали и выпускали релизы, он постоянно сбивался с пути и пропадал в мутных замутах. Оксимирон читал: “Он мог стать легендой и быть на скрижалях”, — и ни у кого не возникало сомнений, что это так.

В интернете очень мало интервью с Криплом — и они не самые информативные. Это вышло другим. В нем рэпер открыто рассказывает о периодах наркотической и алкогольной зависимости, вспоминает былое (баттлил Мирона на кухне за год до Версуса) и в какой-то момент признается, что все еще мечтает зарабатывать музыкой.








СОСЕДИ НАТЕРПЕЛИСЬ, КОГДА ЖИЛ В "БОЛОТЕ


— Пока готовился, вспомнил подростковые годы. Моя мама ничего не знала про русский рэп, но ей было интересно, что слушаю я. И она никак не могла запомнить имена моих любимых рэперов, поэтому ты в ее представлении был Крил Акрилом, а Смоки превращался в Чмоки.

— (смеется) Крил Акрил — прикольное имя для граффитчика.



— Кстати, про произношение. Одна из загадок детства — почему ты произносил в треках “Купчино Ю”.

— “Купчино Юг”. Знакомый граффитчик рисовал по Купчино, бомбил юг и придумал аббревиатуру — “южное гетто”. И это было везде на районе. Я просто взял его фишку.



— Я наткнулся на карту Купчино с подписанными дворами типа “Шайба, Крокодил, Кресты”. Ты в каком жил?

— Я жил в “Одессе”, потом в “Пентагоне”, потом в “Болоте”. Раньше делили территории. Если ты заходил в чужой район, мог нормально отхватить. Я в детстве получал, потому что был из “Одессы”, а школа — в “Пентагоне”. Нарывались на старших пацанов.



— Могу понять, почему “Болото”. А почему “Одесса” и “Пентагон”?

— Сам недавно только заинтересовался. Объясняется вполне логично — обычно названия придумываются из-за расположения домов. “Кресты” — дома стоят крестом, “Квадрат” — понятно, “Зеленка” — дома зеленого цвета. На “Ямайке” жили темнокожие студенты. А почему “Одесса” и “Пентагон” не помню. Это еще во времена отцов придумали.








— Ты дрался двор на двор?

— Я был слишком мелким, но ходил на стрелки. Набирали в карманы камни. Было прикольно. Собиралась толпа. Как это обычно происходило — одни погонятся за другими, потом наоборот. Мы стояли за старшими, которые сами там разбирались. И можно было встретить людей, которых ты не видел пару лет — все приходили поддержать родной двор.



— Купчино был самым криминальным районом в Питере тех лет?

— Скорее, Лиговка. У меня могли плеер отнять, гоп-стоп. Плюс у нас еще рядом был детский дом. Но это не было гетто из фильмов. Свидетелем убийства я не был.

У меня снизу жил сосед-наркоман, который орал по ночам. Потом, когда у меня были проблемы с алкоголем и остальным, я тоже был таким персонажем. Соседи натерпелись от меня, когда я жил в “Болоте”.



— Ты вообще рано попробовал алкоголь?

— Лет в 13. У нас была странная компания. Собирались у типа на квартире, а он был старше нас на много лет. Малолетки пробовали всякое.



— Стал чувствовать себя иначе?

— Определенно. Когда в первый раз попробовал, стал любить весь мир. Появилось чувство братства. А потом, когда я пил, у меня началась агрессия, которую я сам боялся. Пропадала память. Становилось страшно, потому что я мог натворить дел нехороших. Но в то же время появлялась безумная харизма — мог увлечь за собой людей. А на утро всегда было стыдно и неприятно.



— То есть ты был застенчивым подростком.

— Я и сейчас такой. Алкоголь помогал раскрепоститься — мне почему-то тяжело дается общение с людьми.



— У тебя ведь не сразу появился узнаваемый флоу. На это тоже повлияли вещества?

— Когда записывался альбом “Эврика” [2005 года], мы впервые попробовали травку. Нас это вдохновляло. [Этот альбом вышел] обрывистый , сделанный из демок, идей.

У меня были моменты, когда я сильно увлекался чем-то одним — до рэпа был алкоголь, а потом возник перерыв, когда я только курил. Это времена Umbriaco и “Кухни”.



— Я почему спросил. Мне пришла в голову ассоциация, что твой стиль — это речь не очень трезвого человека, который спотыкается о слоги.

— Я экспериментировал с голосом, мне не нравился мой голос, когда читаю. Сначала стал ломать слова, немного как бы тянуть их, откладывать окончания. А потом появилась эта хрипота.



— Крипл — это же персонаж комикса. Харизматичный ублюдок, который весело всех разносит под бит. В жизни ты скромный и немного застенчивый. Тебе хотелось быть другим?

— Мне такая музыка нравилась. Доведенная до комичности — кручу вселенную на одном месте, типа того. Я всегда сравниваю это с боевиками категории “Б”, с индийским кино (улыбается).








СМОКИ МО, KREC, АССАИ: "БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЭТО ВЗОРВЕТ"


— В составе группы Umbriaco ты был частью Kitchen Records. В чем была фишка питерского рэпа тех лет?

— Мне кажется, в фронтменах. Мы тогда еще были в поисках своего стиля — а для меня было настоящим откровением, когда я увидел скачок Смоки. Когда он начал выдавать сумасшедшие куплеты со словами, которые раньше не использовал. Психолира такая.

Фронтменами были Смоки, Фьюз и Ассаи. [У питерского рэпа тех лет] были социальные темы, другая подача, литературность. Стала чувствоваться отдача. Еще до выхода альбомов люди стали узнавать и цитировать. Когда мы выступали какими-то заскоками в клубах, эти треки уже орали, хотя их даже в интернете не было. Было ощущение, что что-то грядет, что это взорвет и даже уже взорвало. Я как наблюдатель радовался за парней и немного по-белому завидовал.



— Мне кажется, ты тут скромничаешь. Я помню, какой эффект произвели твои куплеты на “Кара-тэ” (дебютный альбом Смоки Мо — прим. The Flow).

— Это все записывалось полуфристайлом на кухне Фьюза. Смоки был в хорошем настроении и спросил: “Ну что, залетишь?”

Смоки был для нас фигурой по типу рэпера Guru. Все тусили вокруг него. Он очень эрудированный. Мы приезжали к нему мелкими, он собирал коллекцию музыки и знал абсолютно весь западный рэп. Он и сейчас такой.




Смоки Мо и UmBriaco, "Кухня пати", 2005




— Что ты почувствовал, когда “Кухня” распалась и люди разошлись по разным направлениям?

— Это было у меня на квартире. В любой компании есть лидер. А тут их было два: Смоки и Фьюз. Каждый тянул на себя свое видение и не собирался уступать. Так получилось, что я продолжил со Смоки, а Фьюз — с Ассаи как группа Krec.



— Фьюз был за укоренившийся русский рэп, а Смоки посматривал в сторону американского рэпа.

— Да, разные взгляды на то, каким должен быть рэп. Смоки был за эксперименты.



— А ты сразу определился, с кем будешь?

— Я не стоял перед выбором. Они поссорились и разошлись, мы просто стали меньше общаться. А потом появились контракты и деньги, все закрутилось. Отдалились.







— Ты присутствовал на драке Фьюза и Биг Ди из Gunmakaz? Ты ведь общался с обоими.

— Да, я стоял за забором. Было неприятно. Но я не понимал, зачем Gunmakaz диссили Krec. Может, их немного задевала дикая популярность Krec тех лет. Ну и они делали очень разный рэп.



— А их пытались помирить?

— Никто не ожидал драки. Просто случайно встретились на концерте Guru. Все произошло стремительно. Я вроде порывался их разнять, но меня не пускали охранники.



— В прошлом году ты выложил фото с Ассаи. Как произошла эта встреча?

— Я работаю в магазе TrueShop и периодически вижу его на Гороховой. Решил показать ему, появилась идея сфоткаться. Душевно поговорили. У него все такие же добрые глаза, горящие светом.









"МЕНЯ ВЕРНУЛ ДИСС СД": НОВЫЙ ЭТАП, "БЕШЕНЫЙ УСПЕХ"


— В конце нулевых у тебя все завертелось: Def Joint, “Битва за респект”, первый микстейп. Как это ощущалось?

— У меня был долгий перерыв, когда мы группой Umbriaco решили попробовать сольно. Я искал звучание и на время забил на музыку. Меня вернуло [в рэп], когда я услышал дисс СД на Питер. Я подумал: “Блин, хочу написать дисс в ответ, отстоять родной город”. Параллельно появился “СПБ, ч.1”.







Я почувствовал, что вообще могу писать, потому что до этого очень долго ничего не шло. Тут же появилась “Битва за респект”, куда я специально писал куплеты за 2-3 дня. После этого ко мне стали подходить соседи, когда я появился на телеке. За счет “Рифмы на Муз-ТВ” я год катался по всей стране. Это был бешеный успех. Наверное, самый большой успех за всю мою карьеру.

При этом у меня не было особо материала: какие-то куплеты Umbriaco, дисс на СД, “Рифма на Муз-ТВ” и все. Люди приходили на концерт, а я фигарил одно и то же.



— Что помнишь про гастроли тех лет?

— Помню, [организаторы концерта] привезли нас со Смоки и Beat-Maker-Beat на какую-то дачу, где все начали бухать. BMB сказал, что пойдет спать, а к нему прилег какой-то тип и снял штаны. Это было в шутку, но BMB был самым молодым и испугался.

А потом мы закрылись с девчонками в комнате. Организаторы со своей компанией пытались выломать дверь и вломиться к нам. Это было в маленькой деревне за городом. Было так себе.



— А помнишь первый гонорар за концерт?

— Тысяча или две. Были потрачены на пиво и всякую дурь. Причем на месте.



— Раз тебя начали тогда узнавать, то должны были появиться предложения от лейблов.

— Позже мне и Кажэ Обойме было предложение от Respect Production. У нас все было хорошо с концертами — раза 4 в месяц, даже больше. А там суть контракта была в том, что ты будто брал деньги в долг и потом расплачивался. Нам не понравились условия. Может, мы были слишком самоуверенными.









— Сейчас выходит альбом “1996” при участии тебя, Смоки, Димасты, Меззы и Словетского. Я правильно понимаю, что со Смоки ты не общался много лет?

— Да. Он переехал в Москву около 10 лет назад и мы перестали общаться. Между нами были непонимания, когда у меня были сильные проблемы с алкоголем. Я гнал абсолютно на всех. Белая горячка. А в последнее время мне кайф встретиться.



— А как снова случился коннект?

— Изначально это проект Димасты и Вани Цепи. Они заехали ко мне с идеей сделать альбом. Я сказал, что 100 процентов в деле. “1996” — это отсылка к золотой эре хип-хопа. Кажется, это понеслось, когда D.masta стал коллекционировать винил и переслушал Wu-Tang.







— Почему на альбоме нет Обоймы?

— Не знаю, я даже не спрашивал.



— У меня было предположение, что из-за его политической позиции.

— Идея о тусовке появилась задолго до всех событий. До того, как Кажэ обозначил позицию.







— На альбоме будут молодые рэперы: Seemee, Blago White, Polyana. У тебя нет предубеждений по поводу нового рэпа?

— У меня нет такого отношения, что все шляпа, но и нет, что все хорошо. Есть прикольные типы. Melon Music мне чем-то напоминают нас молодых.

Я не могу много лет слушать один Wu-Tang, я постоянно в поиске новых имен. И самое прикольное — наблюдать, когда очень заряженный артист идет на подъем.



— Те же Melon Music респектуют Рыночным Отношениям и Черной Экономике. Тебе кто-то респектовал?

— У меня была история с Гон Фладдом. Он выложил в сторис наш трек с Обоймой “Ты знаешь о чем я” и написал мне в директ. Пригласил на концерт в Питере. Я спросил про проходки, а он пропал и удалил из друзей. Я не понял, что это было.







"БЫЛО СТРАННО". КРИПЛ В ГРУППЕ С ДЖУБИЛИ И ГАЛАТОМ. ДИМАСТА.


— Давай вспомним Грехи Отцов. Вообще, кто первым пошел на контакт — ты или они?

— У нас был общий знакомый, который вел страницы рэперов в соцсетях. Потом выяснилось, что он от моего имени много кому предлагал фиты. Даже поп-звездам. И они отвечали, они общались.

И вот он рассказал про молодых типов из Питера, скинул треки, показал клипы. Мне понравилось — у них была прикольная рифмовка. Мы познакомились, появилась идея группы.



— Тебе было важно после распада Def Joint снова стать частью коллектива?

— Вместе всегда веселее. На тот момент мой круг общения состоял из друзей по двору, которые мало слушали рэп. У них были другие нехорошие увлечения. Я был белой вороной. И был кайф найти единомышленников. Узнать, что они слушают, показать, что я слушаю.



— Тебе сложно было уживаться с более молодыми пацанами?

— Было странно. Я старался быть на позитиве в общении. Шел навстречу по поводу творческих задумок. Мне нравилось, как читали Джубили, Галат и остальные. Очень нравился Майк Чиба. К сожалению, не знаю, куда он пропал.

Мне тогда казалось, что меня используют. В плане имени. Их особо не знали, мало кто о них говорил. Ну и возрастной барьер еще. Да и я был в поплывшем сознании — возможно, это все была моя паранойя.



— Ну и плюс их конфликт с Димастой явно влиял. А ты знал, что они посылали его в треке, когда вступал в группу?

— Я услышал этот трек, когда уже был в Грехах. Причем на концерте Оксимирона и Шока, где мы выступали на разогреве. Я был удивлен, мягко сказано. Сказал: “Чуваки, за такое можно огрести”. Они ответили что-то в духе “мы сами разберемся”.







— Ты думал выступить миротворцем в этой ситуации?

— Когда они получили от Димасты, мы уже поссорились. Изначально я должен был выступать с ними. А поссорились из-за трека — я выпускал песню со Степой Марселем на бит Чейза. Они об этом знали, я думал подтянуть Джуба. Потом я увидел клип Джубили на этот же бит и не понял прикола. А это был единственный в моей жизни бит, за который я заплатил.

Я был мегарасстроен — они ведь знали, что у меня все готово — и высказал свое “фи” и что не буду на концерте. На следующий день прочитал новость, что Грехи Отцов исключили меня.



— Речь про трек “Ложь”. На нем изначально ведь должен был петь ЛСП?

— Не знаю. Не помню такого.



— Ты общался с Димастой, пока был в группе?

— Нет.



— То есть ты не знал, что он нагрянет на концерт?

— Не знал. Ну мне вообще до сих пор перед ним неудобно [за историю с диссом].



— С Галатом и Джубили ты после этого общался?

— С Галатом пересекались в баре “1703”. А с другими — нет.



— Как тебе Френдзона, которую после Грехов сделал Галат?

— Я порадовался за него. Это не мой формат, но слышно, что у них крутые тексты. Он сделал офигенный проект и раскрылся в нем.







— Вообще, как думаешь, была ли твоя вина в том, что вы разошлись с Грехами?

— Возможно. У меня был сложный период, я расстался с девушкой, пустился во все тяжкие. У меня редко мозг соображал. А у них в свое время была спешка. Я наоборот хотел все обдумать — какие треки делать, какие клипы снимать. Они гнали, это напрягало.



— Им было сложно с тобой работать?

— Думаю, да. Я пропадал, не отвечал. Мы где-то пересекались, я был пьяным — так вот сняли клип “Стас Михайлов”.



— Ты когда-нибудь думал, что сказал бы сейчас Галату с Джубили?

— У меня нет никаких претензий. Может быть это я виноват. Вообще, такие тусовки — это очень сложно. Должен быть лидер, который за собой всех тянет.







"МЫ ПИЛИ-КУРИЛИ И В ШУТКУ НАЧАЛИ БАТЛИТЬ ОКСИМИРОНА". ЕДИНСТВЕННЫЙ АЛЬБОМ, ПРОБЛЕМЫ С ПАМЯТЬЮ


— Твое участие в Грехах — это же время, когда зародился Версус. И это ведь было при тебе.

— Я помню, мы встречались в баре с Ресторатором и Оксимироном. Сидели втроем. Я спросил о названии, они ответили: “Версус” (делает удивленное лицо). Из всех вариантов выбрали такое

А еще до Версуса, за год до баттла с Оксимироном мы сидели у меня на кухне вместе с Грехами. Приехал Мирон. Мы пили-курили и в шутку начали баттлить Оксимирона. И когда все уже конкретно поддали, он предложил побаттлиться. И от этой идеи появился Версус как проект, насколько я помню.



— А как он попал на твою кухню? Вы общались?

— Мы периодически общались на хип-хоп.ру. А его позвали Грехи. Мы сидели в баре и — бац — выходит Оксимирон со своей девушкой, подсаживается к нам. По-моему, он с Джубили плотно общался в то время.



— Это ведь Оксимирон помирил тебя с СД?

— Когда появился трек Шока с Оксимироном, я им респектнул. Мы стали обсуждать возможность фита, он сказал: “Это возможно, но есть человек, с которым мы хорошо общаемся. Неплохо бы вам помириться, он нормальный тип”.

Я приехал со своей девушкой в Москву к ним на район. Созвонились. Пришел СД с Да СТ. Пообщались и помирились.







— В 13 году вышел твой единственный альбом “Красная жара”. Ты писал, что получил за него 1000 рублей. Как это возможно?

— Это была первая выплата. Так технически произошло. Потом выплатили остальные деньги. Я не скажу, что получил за него много, но больше тысячи.

Я тогда был в шоке. Мне никто не сказал, что будет больше. Я поэтому и написал тот твит (смеется).



— Недавно вышел его делюкс. А в чем смысл?

— Он находился не в моих руках, а потом я передал права другому лейблу и его перезалили.



— Он сейчас что-то приносит?

— Какую-то копейку приносил до определенных событий. Раз в квартал приходит отчет.



— Получается с музыки зарабатывать?

— Ну как халтурка. У меня есть основная работа, но хотелось бы музыкой зарабатывать. Пока не получается. Иногда куплеты кому-то записываю. Открыт предложениям.



— Для меня на альбоме всегда выделялся трек “Нехороший”, где ты не был привычным героем боевика, а занимался самокопанием. Помнишь, как и почему он написался?

— Честно говоря, не помню. Как и весь альбом.



— Ты вообще многое не помнишь из того периода?

— Определенно есть проблемы с памятью. Я иногда вспоминаю вещи, когда встречаю других людей. Они рассказывают, что происходило. Я думаю: “Да, точно”.







"Я СТАНОВИЛСЯ ОВОЩЕМ". ТРАВКА ДЛЯ КРЕАТИВА, АГРЕССИЯ, НОВАЯ МУЗЫКА


— Сейчас ты три года трезвый, у тебя в соцсетях фотографии с ребенком. Я очень за тебя рад. Что привело к зависимости?

— (молчит 15 секунд) В начале была травка для креатива. Мне казалось, я совершенно по-новому открыл для себя музыку. И когда дуешь, кажется, что все это делают — смотришь фильмы и думаешь [про звезд]: “Они тоже 100 процентов курили”. И музыка слушается лучше, когда ты куришь. И делается, когда ты куришь.

Потом я стал скуриваться, у меня перестали появляться идеи. Я становился овощем. И я сам по себе замкнутый, а тут из дома нельзя было вытащить. Сидел, слушал, смотрел и играл в приставку. И я решил взбодриться.

На какой-то тусовке попробовал порошок. Меня это сильно взбодрило, я написал текст, который не мог написать полгода. Подумал: “Вау, это рабочая штука”. И стал постепенно употреблять другую фигню. И начал еще сверху глушить алкоголем — он мне помогал в общении на тусовках.

Постепенно увеличивались дозы. Я начинал себя более-менее чувствовать, только употребив все вместе. И эти компоненты как-то еще друг друга уравнивали, что мне становилось нормально. А потом… Потом начались тревожные звоночки.

Мне вскрывало голову, я писал какие-то вещи, за которые было стыдно. Я не мог поверить, что такое мог сказать. Это не я как будто. Началось раздвоение личности, паранойя. И я не видел в этом проблемы, ведь у всех вокруг была такая же жопа. Да и вообще думал, что у меня-то все еще нормально.

А с возрастом… В молодости отходняки чувствуются по-другому. Ментальное состояние — оно ужасное. Когда понимаешь, что тебе дофига лет, а ты занимаешься такой…



— Как думаешь, у тебя была депрессия?

— Возможно. У меня часто невеселый настрой, редко бывают всплески хорошего настроения. Много копаний в себе. Что я сказал, что я сделал неправильно, какой я.







— Ты был агрессивным?

— Ну да.



— Я когда-то слышал историю, что ты грозился избить соседа садовым гномом. Не уверен, что это правда.

— Это был самурайский меч.

Меня переклинило пьяным. У меня судимость за это. Покушение на убийство. Но дело замяли. Была какая-то ссора, пришли соседи. Я выскочил на лестничную клетку с мечом. А у меня был конфликт с участковым, поэтому на меня написали заявление всем подъездом.

Я позже переехал, когда понял, что не могу там находиться. Жил один. Да и столько всего было в той квартире и дворе, что я решил подальше съехать, пока какая беда не случилась.



— Я не могу не спросить. В 17 году твоя жена выложила фотографию с синяком под глазом. Позже она же написала, что у вас украли телефоны и зло пошутили. Это звучало неправдоподобно. Что тогда произошло?

— Я честно не помню тот вечер. Скорее всего, я тогда повел себя вот так. И случилось то, что случилось.



— Но вы все еще вместе. То есть она все это время тебя поддерживала.

— Да. Она мне и помогла по сути. Верила в меня. Никто в меня… Да я и сам уже в себя не верил, а она помогла выплыть.








— Что это был за момент, когда ты понял, что нужно избавляться от зависимости?

— Это была одна из попыток. Я до этого лежал в рехабах, ходил в анонимные штуки, но срывался. И после очередного срыва у меня как-то получилось надолго это сделать. Надеюсь, что навсегда.

Заново учусь коммуницировать с миром, общаться. Начинаю ходить на тусовки, на которые раньше бы не пошел. Ребенок, жена, мама. Первый год было сложно, на второй полегче, на третий. Думаю, дальше будет еще лучше.



— Есть ощущение, что начал себя пересобирать?

— Да. Я очень боялся за творчество, что совсем не буду писать. Но решил, что рэп не стоит страданий моих и окружающих. Последнее время стали получаться куплеты не хуже, чем были раньше. И это все трезвым. Я в шоке и меня это радует, и вдохновляет. Возможно, я так и целый альбом смогу написать.



— Альбом же писался? Или ты хочешь начать все заново на трезвую голову?

— Лежали какие-то демки, но они все пьяные. По итогу я начал брать оттуда удачные моменты и вставлять в другие треки. У меня есть раймбук с фрагментами — я как конструктор сейчас их собираю.



— В 2012 году ты говорил: “Буду как Стас Михайлов”. Каким ты хочешь быть 10 лет спустя?

— Хочу быть продуктивным, много писать, много выпускать, этим зарабатывать, чтобы помогать родным и получать удовольствие. Это моя мечта.

Хочется быть добрым, помогать людям. И ни для кого не быть обузой. Это самое главное.








Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии