Тексты
Текст: Юля Рябова

“Ставка не зашла на NBA”: конфликт Ella и Феликса Бондарева

Как получить миллионы стримов и ничего на них не заработать

Если в 2019 году вы в жили в России, то трек “NBA” с полюбившейся тиктокерам строчкой про “Не мешай” угадаете с трех нот. Эта песня вместе с еще одним бэнгером того времени — “Поезда” — вывела проект Феликса Бондарева из андеграунда на небывалый уровень популярности. За короткий срок хиты RSAC, написанные в соавторстве с певицей Ella, зазвучали из каждого такси, завирусились в соцсетях и добрались до сцены Кремлевского дворца и федеральных телеканалов.

В 2020-м Ella вместе с барабанщиком и басистом покинула группу и начала сольный проект. Спустя три года артистка решила рассказать историю двух хитов — с чего началась ее работа с Феликсом и почему миллионные прослушивания в стримингах не приносят ей никакого дохода.

Менеджмент Феликса Бондарева отказался комментировать ситуацию для The Flow.

“Хочу фит”: как начинающая певица попала на альбом к главному герою андеграунда


История Эллы и RSAC началась в 2018 году, когда лидер группы Феликс Бондарев готовил к выпуску свой новый альбом “Голые факты”. На тот момент Феликс уже давно не был фрэшменом на андеграундной сцене: за десять лет музыкант записал три студийных альбома RSAC и больше десятка сольных релизов, успел поработать с “Мумий Троллем”, “макулатурой”, “Сансарой” и The Brian Jonestown Massacre, но так и не смог выйти за рамки инди-среды. В запрещенной соцсети ему прилетела отметка на видео с кавером песни “Боль боль боль” и комментарием “Хочу фит”. Это был пост 22-летней певицы Эллы Пономаревой, еще не известной российским слушателям.

“Он мне сразу в директ ответил, мол, супер, круто, все, давай работать. Я сначала не восприняла это как что-то серьезное, а потом мы обменялись контактами и действительно начали работать. Он мне прислал трек и сказал: “Придумай что-нибудь на мою музыку”. Я покопалась в своих демках и нашла очень прикольную версию подходящую, отправила ему. Докрутили и решили выпускать”, — рассказывает Ella.




Демо Эллы, ставшее основой трека “Поезда”. Оригинал видео опубликован в 2016 году



Так на альбоме RSAC “Голые факты” появился трек “Поезда”. Сам Феликс в 2021 году вспоминал работу над песней так: “Я ей скинул какой-то совсем левый инструментал, она записала куплет и припевы. Мне припев понравился, я его вырезал, сделал новый инструментал, взял Максима Тесли, он написал куплет”. На “Голых фактах” Феликс собрал калейдоскоп фитов — от певицы Шуры Кузнецовой до Жени Мильковского из “Нервов”. Но как показали отчеты от стриминга, громче всех выстрелил фит с никому не известной Эллой.



Итоговая версия трека “Поезда” с альбома RSAC “Голые факты”


“После этого Феликс сказал: “Давай еще что-нибудь попробуем, не упуская момент””, — говорит Элла. — “И мы начали работать над “Не мешай”. Точно так же, в таком же формате. Он скинул свою демку с текстом про крылья — абсолютно не похожую на то, что вышло в итоге. Я снова покопалась в своих работах, предложила свой парт с текстом про “Не мешай”. Ему понравилось, он прислал подходящий инструментал”.



Демо Эллы с завирусившейся строчкой про “Не мешай”. Оригинал видео опубликован в 2016 году


Строчка про NBA появилась в треке позже — с подачи Феликса: “Элла из моего текста собрала песню (от нее там одна строчка), но спела ее по-своему. [Ничего] себе! Склеил ее и подумал, что песня *** [очень хорошая], но в ней не хватает меня. Что делать? Как это так, чтобы в моей песне не было меня? И я придумал этот ход про NBA”.



Первая версия клипа на “NBA” — в таком виде трек попал на альбом “Аргументы”


“NBA” вышла на следующем релизе RSAC «Аргументы» — но уже без указания Ella на фите. “Прошлый альбом был весь в фитах. Тут я решил пойти от обратного, никого не указывать. Мы же боремся за какое-то альтернативное внимание? Ну когда ты что-то скрываешь намеренно, но ненароком хочешь показать. Это словно ты изменяешь, но подсознательно хочешь быть пойманным. Это случайно оставленная страница в интернете, брошенный телефон без пароля. Не указывать фиты — точно такая же тема. Хочется быть пойманным”, — объяснял свою задумку Феликс.

Помимо голоса Эллы в “Аргументах” можно услышать Кирилла Бледного из “Пошлой Молли” и Полину Favlav. Такой подход нередко используют музыканты и сейчас — взять хотя бы “Красоту и уродство” Оксимирона. Но, как отмечают юристы, для этого требуется письменное согласие второго артиста. С Эллой никаких документов оформлено не было — ни по части указания фита, ни по авторским правам.

После успеха “Поездов” и “NBA” Феликс пригласил Эллу в тур. “Тогда “NBA” еще не была на пике популярности, я просто выходила на концертах и пела две песни — мне за это даже не платили. После третьего города меня кинули, просто сказали: “Элла, мы продолжаем наш тур без тебя, с тобой ездить невыгодно”. Я ушла, наше общение полностью оборвалось. И вот проходит буквально девять месяцев и с “Не мешай” начинается какой-то бум в TikTok, песня набирает популярность”, — рассказывает Ella. Феликс предложил певице продолжить работу и выпустить уже не просто фит, а целый совместный альбом.


“Ладно, пусть мама услышит эту песню”: альбом “Фелла”, “Вечерний Ургант” и тур по России



После истории с неудавшимся участием в туре и непрозрачными договоренностями Элла не сразу согласилась — обида все еще была сильна: “На самом деле, [записать альбом] меня мама очень попросила — ей очень нравилась одна песня из моих демок. Я наотрез отказывалась, но потом подумала “А что я теряю? Ладно, пусть мама услышит эту песню”. И написала Феликсу, что согласна, но только если все будет прозрачно по договорам”.

Работа над треками велась по прежней схеме удаленной работы в команде. Получасовой «Фелла» вышел как совместный релиз RSAC x ELLA. На словах артисты договорились, что каждый получит свою часть за работу над каждым из восьми треков — 50 на 50 — но к моменту подписания договора ситуация изменилась.

“Прежде чем мы отдали альбом лейблу Universal и каждый получил свою часть аванса, мне предложили подписать договор. В нем было указано авторство 50 на 50 в шести треках — всех, кроме NBA и “Поездов”, на них у Феликса было 100%. Я спросила: “Феликс, почему так? Ведь в этих песнях тоже есть мой вклад”. Он сказал: “Да, но мы пообщались [с юристами], на эти треки нужно чистить права. Чистка прав на каждую песню по триста тысяч. Ты хочешь свои деньги с аванса потратить на это?” Естественно, я отказалась”, — рассказывает артистка.

Впоследствии, по словам Эллы, такое распределение прав на хиты юристы лейбла объяснили тем, что “песни были написаны Феликсом еще в прошлом альбоме, он их автор в 100% части”.

“NBA”, тем временем, пробивалась на первые строчки чартов, звучал в такси и забивал тренды TikTok. “Ты заработал, условно, свой миллион рублей на “NBA”?» — спрашивали Феликса в 2021-м спустя два года после бума трека. “Мы с Эллой — да, заработали. Со стримингов”, — ответил Феликс. “Эту фразу, наверное, можно понимать, как “Да, мы с Эллой заработали, но эти деньги получаю только я””, — комментирует Элла. — “Мне не приходил ни один отчет по трекам, не переводились деньги по этим отчетам. Я получила свой аванс от лейбла — четыреста тысяч рублей — и авторские отчисления через РАО. На этом все”.

Внешне казалось, что у совместного проекта Эллы и Феликса дела шли в гору — группа откатала большой тур по России, выступила на каждом крупном фестивале лета-2019 и получила эфир у “Вечернего Урганта”. Но напряжение внутри команды нарастало: темперамент Феликса, помноженный на туровые сложности и непрозрачные финансовые отношения, давал о себе знать — участники все чаще ругались. Ситуация накалилась до предела в 2020-м.



Выступление RSAC x ELLA на “VK Fest 2020”



“Это был день, который я никогда не забуду — онлайн-VK Fest 2020 года (тогда еще действовали ковидные ограничения). Мы с ребятами (басистом Леонидом Затагиным и барабанщиком Иваном Амельченко. — Прим. The Flow) прилетели из Ростова-на-Дону, готовились выступать”, — вспоминает Элла. — “В гримерку зашел Феликс со словами “Так, короче, завтра мы едем писать новые песни”. После истории с прошлыми договорами я уже понимала, что не хочу в этом участвовать и ответила, что никуда не поеду. Он разозлился, начал меня оскорблять, говорил, что я донецкая колхозница и без него ничего бы никогда не добилась. Я сижу, все это слушаю, у меня слезы. Выступать после этого было тяжело — это даже на записи заметно. Когда все закончилось, я села в такси и написала огромное сообщение о том, что больше не выйду с ним на сцену ни-ког-да”.


“Fight, леди и джентльмены”: комментарий юриста



“Такие истории, когда артист отдал все, а потом сидит и ничего не понимает, происходят регулярно и не только с новичками”, — говорит юрист по интеллектуальной собственности и глава юридического департамента лейбла Сplus Вадим Хохлов. — “В 90% случаев это случается не потому, что продюсер является стереотипным “Злодеусом Злеем” в черном кожаном костюме, а из-за того, что договоры не отражают полных договоренностей. Это же классика: спустя пару лет сотрудничества вы ссоритесь; идете смотреть договор, чтобы понять, кто прав; в договоре написано что-то, что не соответствовало договоренностям. А далее каждый вспоминает договоренности по-своему, ну и все. Так сказать, fight, леди и джентльмены”.

С разрешения менеджмента Эллы The Flow показал юристу договоры на альбом “Фелла”. “Договор между Эллой и Феликсом — это комплекс из двух договоров. Один из них — о передаче прав на шесть треков на условиях лицензии. По нему передаются только права на текст в музыкальных произведениях. Учитывая выделение долей в авторских правах, сложно сказать, есть ли у Эллы авторские на музыку. В этих нюансах разобраться может только юрист, который пристально изучит и документы, и фактическую сторону. Этот договор не упоминает треки NBA и “Поезда”, как будто бы у Эллы изначально нет авторских прав на него. Хотя, если судить по видео Эллы, записанным несколько лет назад, именно ей принадлежит изначальная задумка этой песни, фрагменты которой звучат на финальной версии трека.

Что касается второго договора, то по нему создается исполнение и отчуждаются исполнительские (смежные) права. И там уже два пропущенных трека (“NBA” и “Поезда”) упоминаются. Сам договор указан в безвозмездной форме, что означает, что Элла бесплатно передала права на запись своего исполнения.

То есть совокупно и авторские на текст (кроме “NBA” и “Поезда”), и смежные на исполнение переданы в пользу Феликса Бондарева. Однако к такой схеме оформления достаточно много вопросов. Где потерялись авторские еще на две песни? А точно ли у Эллы нет авторских прав на музыку и смежных на фонограмму? А точно ли это все соавторство, а не переработка оригинала (учитывая, что оригиналы как минимум двух песен существовали задолго до выпуска “NBA” и “Поездов”)? А нет ли между сторонами переписки, где они согласовывают роялти, и не является ли эта сделка совершенной под влиянием заблуждения?”.

Вадим также считает, что у Эллы есть шанс оспорить договор и добиться возмещения убытков, если еще не истек срок исковой давности. Чтобы оценить размер убытков от недополученной прибыли с хитов Элле, по мнению Вадима, достаточно заглянуть в отчеты дистрибьютора. “Согласно законодательству, исключительное право не делится на доли и проценты. Обычно распределяются проценты не в правах, а в вознаграждениях — те самые роялти. То есть, соавторы садятся и подписывают бумажку, в которой прописаны условия: кому сколько процентов, кто собирает деньги с лейблов, и кто платит их всем другим соавторам.

Если такой бумажки нет, то распределяется все в равной пропорции. Авторские права делятся так: 50% — авторам текста и 50% — авторам музыки. Смежные: 50% — исполнителям, 50% — изготовителям.

Получается, что если по закону никакие проценты в правах выделять нельзя, то их можно оспорить в любой момент. Разумеется, если между сторонами не существует соглашения о распределении долей в роялти”, — объясняет Вадим.

“NBA” и “Поезда” до сих пор остаются в топе прослушиваний каталога RSAC во всех стримингах. Суммарное число стримов “NBA” в Spotify перевалило за 25 миллионов. У альбома “Фелла” в “VK Музыке” — более трех миллионов прослушиваний. Бэнгеры четырехлетней давности до сих пор нередко звучат на радио и в ресторанах, а на концертах RSAC партии Эллы исполняет уже другая вокалистка. Сама Элла, согласно договору четырехлетней давности, не может петь эти песни на своих концертах — так же, как и не может рассчитывать даже на авторские отчисления от воспроизведения этих треков в публичных местах.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"