Тексты
Интервью: Николай Редькин, Василий Трунов, Андрей Недашковский

Как снять клип и набрать миллионы просмотров

Рассказывают режиссеры клипов "Алтын", "5 минут назад", "Табор уходит в небо" и других.

Сложно вывести рецепт успеха хорошего клипа. А предсказать, что тот или иной вдруг выстрелит — и вовсе невозможно. Но можно попробовать сделать это постфактум. The Flow пообщался с режиссерами популярных видеоработ последних лет и попробовал выяснить, как снимаются клипы, которые потом собирают миллионы просмотров на YouTube.



Little Big "Hateful Love"


За визуальную часть группы Little Big отвечают ее участники — фронтмен Ильич (Илья Прусикин) и режиссер Алина Пязок, до этого снимавшая клипы Гуфу, Noize MC и артистам "Газгольдера". К своей работе они подходят ответственно, поэтому их клипы, яркие и трэшовые, набирают на YouTube миллионы просмотров. У "Hateful Love" на момент публикации их 16 миллионов.







Алина: Идеи у нас исходят от Ильича, уже потом мы все вместе штурмуем и предлагаем варианты. Первый референс Ильич прислал мне еще в середине февраля, а снимать в итоге начали летом в июне. Съемки растянулись на 4 дня, работа над видео заняла два-два с половиной месяца. Из "Hateful Love" мы хотели сделать клип в стиле инстаграм-арта, для чего и привлекли профессионала — инстагам-модель Елену Шейдлину. Половина гардероба в клипе — ее. Некоторые вещи заказывали с сайтов, с которыми Лена сотрудничает. Что-то искал в магазинах наш стилист Вадим Ксеноходов.




Ильич:
Поскольку мы придумывали концепт с Леной Шейдлиной, то сразу решили, что в клипе обязательно будет она и Яна Крюкова. Всех остальных искали в соцсетях. Тщательно отбирали кандидаток с необычными лицами, советовались со знакомыми. Лена кидала инстаграмы клевых моделей из Питера. В день съемок к ней приехала из Вьетнама еще одна модель G G, которая тоже поучаствовала. Так что клип у нас, можно сказать, получился международным.



Алина:
Снимали мы все в старом ДК — место предложил знакомый. Главным условием было то, чтобы нам разрешили вкрутить циклораму (конструкция, имеющая плавный переход между горизонтальными и вертикальными плоскостями, позволяющая создать бесконечный однотонный фон — прим. The Flow). в пол. Кстати, изначально мы не хотели ломать декорацию, на которой девочки в конце пишут "Die". А потом поняли, что ее все равно разбирать придется, так что решили разбить. От ударов было дофига пыли. Гипсокартон разлетелся по всей площадке так, что дышать было нечем. Потом пару часов всей командой убирали беспорядок.

Образы придумывали все вместе. Мясной скейтборд, например, сшила наш художник-постановщик уже на площадке. А мясо принесли ребята из дружественной Митерии. Кстати, скейт в тот день не пригодился. Попытались засунуть его в морозилку дома — не влез. Поэтому я отнесла его в ближайший бар. Спрашиваю бармена: "Петя, можно мы у вас мясной скейт в морозильнике положим?" Он кивнул и даже не спросил — зачем? Уже ничему не удивляется. Ботинки с прозрачной платформой нам показала Лена — они у нее уже были. Мы подумали, что круто было бы засунуть туда змей. Они очень быстро заползли внутрь, а вот обратно вылезать не хотели. В итоге вернули Лене обувь только через недели, когда змеи вылезли.






Ильич: Кадр со змеей в волосах тоже Лена придумала. Пока снимали — половина съемочной группы стояла поодаль, почти у всех оказалась боязнь рептилий. А так мы ничего опасного не снимали. Разве что горение. Но этот трюк выполняли профессиональные каскадеры, которые пришли группой — кто-то снимается, кто-то страхует. К тому же чувак, который горел в клипе — по образованию профессиональный врач.


Алина: Некоторые сцены получились смелыми, но не больше. Мы изначально не собирались переходить грань. Сначала клип зафлаговали и поставили в категории 18+. Но руководство YouTube решило, что у нас нет наготы и убрало отметку. Все, что мы показываем это живот, руки и ноги. Да, модели снимались обнаженными, но мы их наготу не демонстрировали. К примеру, в клипе “Wrecking Ball” Майли Сайрус тоже раскачивается голой на шар-бабе, но эротики нет — есть художественный образ. Поэтому там тоже убрали с клипа ограничения по возрасту.


Ильич: “Hateful Love” шокировал аудиторию. А что касается наших ожиданий — мы делаем, потому что хотим. Главное для нас — пробовать что-то новое. Поэтому все наши работы получаются совершенно разными. Недавно мы выпустили клип “Rave On” — традиционное видео без шоковых сцен, снятое в стилистике 90-х. Для нас это был вызов, поскольку мы привыкли снимать эпатажные вещи, а тут решили заморочиться на стиле. Оказалось, снимать традиционные видео ничуть не легче, чем вирусные клипы.







Pharaoh "Black Siemens"


Клип с "линкольном", видевшим еще фильм "Бригада", привлек много внимания к молодому рэперу Pharaoh. А эдлиб песни "Скр скр скр" настолько к нему прилип, что в прошлом году Pharaoh удалил это видео с YouTube. У клипа было около 20 миллионов просмотров. А работал над ним участник команды Random Crew Алексей Рожков, у которого до этого в портфолио были клипы Кравца и группы Centr.






Алексей Рожков:

На тот момент я больше снимал вечеринки, среди работ было несколько клипов, один из них — “В шутку” Кравца. Ко мне обратился Даниель из Dead Dynasty, мы с ним давно были знакомы. Сказал: “Леха, у нас есть крутой трек, давай ты нам что-нибудь снимешь”. Я Глеба видел один раз до этого.

Мы, недолго думая, решили снимать. Крутой "Линкольн" из "Бригады" у нас уже был, оставалась локация. Встретились в “Триумф-Паласе” и поехали искать место для машины, которую арендовали тысячи за четыре рублей. Около него встали трое — Глеб, Даниель и еще один чувак Отис, кореш Глеба. Я говорил Отису: “Двигайся поактивнее”, а он: “Нет, моя фишка в другом”.

Сняли мы все за один день, но потом добавили еще по классике домашнюю тусовку — кадры с косяками и татуировками как раз оттуда. Перемещались толпой — на съемках было очень много народу. В целом, все здорово поработали над клипом, количество просмотров тому доказательство. У Глеба есть свои фишки, которые зашли нормально, конечно. Я потом, конечно, конкретно угорел от количества просмотров и хайпа вокруг клипа. Из всех шуток и мемов моим фаворитом был вот этот.







Пика "УЕ"


Решив развивать успех "Патимейкера" Пика записал песню "УЕ" — хэппи-хардкор для рейвов. Клип на него тоже получился достаточно безумным, но его создатель, Александр Александрович (он же Gex) знал, на что идет: он работал с ростовским рэпером и до этого.







Александр Александрович (OKSTAR Studio):

Не помню, в каком году мы познакомились с Виталием. Помню, что тогда вышел его первый альбом “Пикvsso” с нарисованным пульсом на красной обложке. В то лето у нас с другом была своя чайная на пляже, там мы и познакомились. Мы пили чай и однажды заговорили про клипчики. Я поймал себя на мысли: “А что нам мешает прямо сейчас взять и снять видос?!”. Как раз в этот момент у нас в чайном баре сидел знакомый фотограф с оборудованием, он пришел с фотосессии. Я взял у него фотик и попросил его выставить необходимые настройки — потому что на тот момент сам даже не знал, как настроить фотик, что такое “фокус” и как работать со светом.

Виталий начал читать тречок, а я снимать, и это было просто охуительно, атмосфера происходящего зашкаливала. Мы выпросили у чувака фотик еще на день, и на следующий день пошли с Веталем снимать то, что не успели. Потом я это все смонтировал на макбуке — и получился мой первый клип на трек “Двери”. Он до сих пор пор на фоне остальных его видео смотрится атмосферно и аутентично. Всего я снял Пике 16-17 клипов, это почти все кроме “Патимейкера” и парочки его самых ранних работ.

“УЕ” — это же было видеоприглашение. Мне Веталь звонит за день, говорит: “Я сейчас записываю приглос, давай завтра что-нибудь снимем!”. Ночью кидает трек, я слушаю его, а трек так нехило прокачивает. И думаю: “Какой это нахуй приглос!?! Это полноценный качевый трек!”. Созваниваемся, говорю: “Собирай мини-тусу и завтра встречаемся там-то”. Я слышал, что есть перевернутый дом, там и будем снимать.

Это был реально перевернутый дом, таких много по стране. Таким способом себя рекламирует какая то строительная компания, и туда может зайти любой желающий, заплатив за вход.





Вечером прозвонили всем друзьям и знакомым “Завтра снимаем видос, приходите кто может”, на этом кастинг был окончен. Мы делали это в кайф, чем трэшовей — тем веселей. Не надо было никого упрашивать. Только в процессе съемок нам могла прийти в голову такая идея: “А пусть Веталь будет читать с полным ртом “скиттлз”, а потом они будут сыпаться девушке в рот!”.

Однажды было еще круче: когда мы снимали клип на трек “Каждый раз”, я взял в аренду кран для съемок, но с краном в комплекте шло два мужика. Это вообще был мой первый опыт работы с краном. Говорю этим операторам крана, что мне конкретно нужно — чтобы камера двигалась по нужной мне траектории, но ничего у них не получалось. Свадебщики, что с них взять! Уже где-то час возимся с этим дублем, вдруг я смотрю на этих мужиков и представляю как все это выглядит со стороны. Что какой-то неопытный хер говорит двум взрослым людям как надо работать, а второй, это Веталь, просто стоит рядом и уже целый час повторяет в камеру всего три слова: “Соси мой хуй!”. Это был припев песни.






Каспийский Груз "Табор уходит в небо"


За черно-белое бандитское видео отвечал екатеринбургский тандем клипмейкеров Taboon Comoon, для которого работа с Каспийским Грузом стало первым большим успехом — 9 миллионов просмотров на сегодняшний день.







Андрей (Taboon Comoon):
С альбома "Сторона А, сторона Б" мне больше всего понравился трек "Табор уходит в небо". Сразу родился концепт — лайт-версия "Криминального чтива", где колоритные люди передают друг другу чемодан, в котором находится нечто ценное, но что именно — непонятно. Так совпало, что у Каспийского груза как раз намечался концерт в Екатеринбурге. Мы рассказали ребятам идею и быстро обо всем договорились.


Володя (Taboon Comoon): Сняли с Брутто и ВесЪ’ом несколько кадров в автосервисе и гараже, а дальше на протяжении трех месяцев самостоятельно работали над клипом. История криминальная — поэтому актеров и консультантов искали соответствующих. Из околокриминального мира. Одни помогли нам попасть на зону, другие — найти калаш, третьи объясняли, что, например, кубики для нард должны быть специальными тюремными. Все должно было выглядеть трушно. Поэтому мы, например, снимали цыган в настоящем цыганском поселке на Визе (район Екатеринбурга — прим. The Flow). А в сцене, где чуваки выбивают лобовуху прикладом калаша, все было максимально реалистично. Настолько, что мне чуть не расхуячили объектив Canon’a, приклад в миллиметрах от стекла остановился. Когда мы скинули готовый вариант Каспийскому Грузу, с их стороны правок вообще не было.





Думаю, видео собрало столько просмотров из-за песни. Она вирусная — летом 2015-го года у каждого второго в плейлисте была. К тому же видеоблогеры показывали клип панкам, пенсионерам, иностранцам. И это тоже влияло на виральность. "Табор", кстати, вышел почти одновременно с "Городом под подошвой", и Oxxxymiron тогда написал в твиттере про КГ: "И текст, и клип — шедевр". А я смотрел на его работу и думал — бля, нет, вот у тебя реально шедевр.


Андрей (Taboon Comoon): Девять миллионов — это не много, сотня — это да, круто. Россия рано или поздно придет к таким цифрам, причем они будут честными, а не накрученными.






Pharaoh & Boulevard Depo "5 минут назад"


Отказавшись от своего старого хита, Pharaoh записал новый. "Песня о гигантском инфопотоке, в котором всех нас куда-то несет", — так мы писали про "5 минут назад", когда подводили итоги 2016-го. Экранизировала ее петербургская студия Kosmodrome; за полгода у клипа набралось почти 30 миллионов просмотров.







Сергий Благой (Kosmodrome):


У нас есть несколько правил. Во-первых, видеоряд должен максимально резонировать с композицией. Сейчас это главный ориентир для нас. Во-вторых, очень важен сам трек, то насколько он нам интересен. Если трек заходит, то работа над клипом проходит в разы увлекательней, продуктивнее и быстрее, чем в обратном случае. Довольно проблематично добиться впечатляющей картинки, когда аудиоматериал изначально не вдохновляет — это может принести много головной боли.

В-третьих, на съемках мы стараемся максимально использовать доступное время. Весьма болезненно, когда во время монтажа понимаешь, что удачного материала, гораздо меньше чем казалось. Лучше снять и потом не использовать, чем не снять и на монтаже "высасывать из пальца".

В-четвертых, объем удачного материала в немалой степени зависит от умения артиста работать с камерой. Работа с Pharaoh и Boulevard Depo — один из ярких примеров такого умения. Сцены с “мерсом” мы снимали всю ночь, и несмотря на усталость, на каждом дубле парни выкладывались полностью. А мы вместе с ними. Такой подход бесценен. Клип снимали два дня.

На съемках мы перемещались на трех легковых тачках, включая тот самый “мерс”, людей было соответствующее количество. Потом снимали в гостинице "W". Кто придумал снимать под душем, не помню. Мне кажется, в номере просто был душ, и это как-то само собой напросилось. Танец Глеба? Это была чистая импровизация, хотя не могу сказать точно, лучше у него спросить.







Tatarka "Алтын"


Рэп-дебют блогерши Иры Смелой был громким; впрочем, у блогеров иначе и не бывает. За день "Алтын" набрал миллион просмотров, и дальше счетчик уверенно полз вверх. Режиссером его выступил другой блогер, Эльдар Джарахов, а снимали на телефон Samsung — в рамках рекламного спецпроекта с компанией.







Эльдар Джарахов:

Дело было так. Я написал в чат "КЛИККЛАКа" о том, что мне нужно снять кому-то клип. Ира написала: "Давайте мне". Подумали с Ильичом над стилем и сделали трек. Вот такая интересная история.

Снимали клип два дня. Полина Сошникова (это наш продюсер) и Алина Пязок давно заприметили несколько локаций и собирались в них снимать. Так же мы гуглили интересные места. Одну из локаций еще пару лет назад показал менеджер Денис Глазин как особо интересную. Это как раз та самая стена с со странной конструкцией. Правда оттуда нас быстро выгнали, там рядом есть еще пара интересных мест.

Дом со звездой — это строящийся комплекс "5 звезд", девочки много раз проезжали мимо него и заприметили. И поняли что Татарка — это как раз та самая звезда. Написали в строительную компанию, и они разрешили нам там снимать. Локацию с серпом и молотом заприметил наш стилист, когда ехал забирать какой-то шмот для клипа. В общем, мы всей командой находим интересные места для съемок. Всего было восемь локаций, но одна из них не вошла в клип.

Как делали неоновую вывеску Tatarka? Нарисовали макет и отдали профессионалам своего дела. А как еще? Пока у нас никто в КликКлаке не научился работать с неоном.

Съемка была достаточно атмосферной. Нам ничего в буфете не хотели продавать в здании с серпом и молотом. Мы зашли туда погреться, а там работала очень типажная буфетчица. Говорила, что кофе “три в одном” у них не положено по уставу делать в стеклянной кружке, и они дают только пакетики на вынос. И кипятка не наливают.

Была небольшая проблема — то, что мы снимали несколько кадров со специальными объективами для телефона. Мы снимали на стабилизатор OSMO. Для него объективы были слишком тяжелые, и он отказывался работать. Поэтому все же плавное движение победило над изменением фокусного расстояния. На телефон снимать приятно. Правда, ставить свет надо немного по-другому. Ярче, что ли. И особо нельзя сделать световых акцентов. Приходится больше засвечивать.

Одежду подбирал наш неизменный стилист Вадим Ксенодохов. Он взял даже больше луков, чем мы использовали. Но в итоге в клипе все выглядит очень гармонично, и Ире очень идет. Всего в клипе было не помню сколько луков — посчитайте!

Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Рождение и смерть, машины и метро, Дрейк и суисайд...
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео