Тексты
Интервью: Лёша Горбаш

Just Blaze: "Я и пяти тысяч живьём не видел, а тут у меня на счету вдруг лежит 150 тысяч долларов"

Мы поговорили с культовым битмейкером, успевшим поработать со всеми — от Jay Z до Eminem.




Если вы следили за рэпом в начале и середине нулевых, то вам не нужно объяснять, кто такой Just Blaze. Если вы из другого поколения, рассказываем: Just Blaze вместе с Kanye West помог Jay Z записать альбом "The Blueprint" и серьёзно повлиял на формирование звучания рэпа начала нулевых. Не "грязного юга", а того, что ориентировался на тяжёлые ударные и сэмплы из шестидесятых-семидесятых. Успел посотрудничать более менее со всеми значимыми артистами последних 20 лет: помимо работы c артистами Roc-a-Fella (включая Kanye, Jay Z и Cam'Ron с его "Oh Boy"), он работал с Eminem, Dr. Dre, T.I, Beyonce и многими другими. В последние годы Just Blaze переквалифицировался в большого диджея и турам уделяет больше времени, чем битмейкингу.


13 августа Just Blaze выступит в Москве на фестивале Tuborg Green Jam, в котором также примут участие Earl Sweatshirt, Pharaoh, Скриптонит, СБПЧ, Pompeya, BMB Spacekid, Lapti, OL.



Над чем ты работал в последнее время?

Альбом Beyonce, я сделал песню “Freedom” с Kendrick Lamar. Альбом Snoop Dogg, который вышел пару недель назад. Сейчас работаю над альбомом The LOX, а также над ещё двумя секретными альбомами, о которых пока не могу ничего не сказать.


Ты слышал альбомы Jay Z и Jay Electronica?

Не знаю, чем сейчас занимается Jay Z, поэтому и про альбом не могу сказать ничего конкретного. Что касается Jay Electronica, то думаю, сейчас он готовит уже другой альбом. Я слышал тот, что он записал пару лет назад. И это был очень крутой альбом. Но я не знаю, что именно он собирается выпустить.


У тебя в инстаграме есть пост с отцовским органом. Ты всегда хотел быть музыкантом?

Думаю, да. Я рос среди музыки. Она шла отовсюду: родители, кузены, тёти, дяди и так далее. Музыка была чем-то вроде второй специальности. Но я никогда не думал, что смогу стать успешным музыкантом. Отец работал программистом, а музыка всегда была его хобби. Я думал, моя жизнь будет развиваться по схожему сценарию. Не хочу говорить, что всё вышло зеркально, но для меня программирование было чем-то вроде хобби, а в итоге стало частью работы. Потому что как продюсер я использую компьютеры каждый день. Такое странное отражение жизни отца.


Ты бросил университет, чтобы заняться музыкой.

Да, я учился как раз на программиста. Проучился три года, а потом появилась возможность пойти стажёром в студию звукозаписи. Я решил, что уделю этому год или два. А если не получится, просто вернусь в универ. Мама спокойно отнеслась к этому решению. Она школьный директор, человек из системы образования. Так что я думал, она куда хуже отнесётся к этой идее. Но она уважала моё решение. Для неё было важно, что у меня есть план и есть конкретная цель. Моя семья всегда меня поддерживала, хотя и не до конца понимала, чем именно я занимаюсь. Для них было важно, чтобы я стал успешным в своём деле. И не думаю, что без их поддержки у меня бы что-нибудь получилось.


Тебе всё так же интересно делать музыку, как и 10 лет назад?

Это всегда интересно. Я постоянно узнаю что-то новое о том, как записывать музыку. Потому что никто не знает всего. Поэтому да, мне всё ещё интересно. Но при этом, сейчас у меня немного другие цели. Я стал спокойнее. Когда я был моложе, я просто хотел быть успешным продюсером, чтобы мою музыку слушали всюду. И у меня получилось. Да и продолжает получаться. Ещё, когда я был моложе, я хотел стать большим диджеем, играть сеты в ночных клубах. Забавно: чтобы достичь этой цели, мне сперва пришлось стать знаменитым битмейкером.




Главный хит в карьере Just Blaze. Для сингла T.I и Rihanna он засэмплировал песню молдавской группы O-Zone, которая успела надоесть всем зрителям российских MTV и Муз-ТВ.


Многие битмейкеры доходят до момента, когда записывают сольный альбом. Где либо читают рэп сами, либо зовут огромное количество друзей-рэперов. У тебя так и не вышел такой альбом.

Я никогда не видел в этом смысла. Если человек хочет послушать альбом моих битов, то пусть составит плейлист из 20 своих любимых треков, это же не проблема. И такой момент: как правило, эти альбомы очень плохо продаются. Я не хочу сказать, что мной движет только вопрос финансовой выгоды. Но в то же время, когда ты работаешь сразу над несколькими проектами, которые приносят тебе хорошие деньги, становится очень трудно найти время на проект “для души”. У меня никогда не было таких приоритетов.

И несмотря на всё, что я только что сказал, я начал работу над сольным EP. Пока не хочу много о нём говорить, потому что я всё ещё продумываю его формат. О чём могу говорить наверняка: EP многих удивит, потому что будет намного экспериментальнее, чем от меня ожидают. И я хочу поработать над ней с молодыми продюсерами, чьё творчество мне импонирует.


Есть ли трек, после выхода которого ты проснулся богатым человеком?

Не могу выделить одну песню. На это ушло много лет и много песен. И знаешь, я никогда сильно не следил за своим банковским счётом. Помню, мне было около 20 лет, я только начал нормально зарабатывать музыкой. Мой менеджер отвёл меня в сторону и спросил: “Ты хоть знаешь, сколько заработал за этот год?” А я понятия не имел. “150 тысяч баксов!” И я подумал, ничего себе. И я пяти тысяч живьём не видел, а тут у меня на счету вдруг лежит 150 тысяч. Для молодого парня это нереальное чувство. Поэтому нет какой-то одной песни, сделавшей меня богатым. Есть цепочка треков, после которых я проснулся и понял, что я достаточно талантлив и всё-таки понимаю, чем я там занимаюсь.


Можешь выделить самую важную песню в своей карьере?

Не уверен насчёт важной, но самая заметная — “PSA” Jay Z. Это что-то вроде его гимна. И та же история со мной. Песня прошла испытание временем. Ей уже 13 лет, но люди всё ещё сходят с ума. В такие моменты ты понимаешь, что создал хит вне времени. Люди реагируют на неё так же, как и 13 лет назад. Всё ещё знают каждое слово, при этом и мои ровесники, и новое поколение слушателей. Вот, что ценно.




Как на "PSA" реагировали в 2012 году.


В последние годы ты записываешься с электронными артистами вроде Baauer, а на твоих сетах часто играет хаус-музыка. Откуда такое отношение к электронике?

Я рос на ней. Я всегда хотел быть хаус-диджеем. Я был одним из тех чуваков, что играли одновременно всё по чуть-чуть. И в те времена это не считалось классным. Когда я рос, у нас вообще не было понятия “диджей открытого формата”. Какие-то диджеи играли регги, другие — хаус, третьи — хип-хоп. Ну и так далее. Сама концепция смешения жанров на сетах прижилась намного позже. То, чем сейчас успешно занимается A-Trak, было невозможно в моё время. С другой стороны, если оглянуться на старые треки, вроде Joe Budden “Fire” или Rah Digga “Party & Bullshit”, люди читали под то, что сейчас называют jersey club, ещё в начале нулевых. Я делал это ещё тогда, но люди ещё не были готовы к такой музыки. Сегодня, когда кто-то читает под хаус-бит, это не вызывает никакого удивления. И это круто. Я мечтал об этом с самого начала карьеры.


Что ты больше всего ценишь в собственных сетах?

Сложно выделить что-то одно. Это просто сильно отличается от студийной работы, когда ты запираешься в четырёх стенах и не понимаешь, как твоя музыка воздействует на людей. А когда я на сцене, это помогает наладить контакт со слушателем. У нас двухсторонние отношения: они подпитываются моей музыкой, а я — их энергией. Это опыт, который я не готов променять ни на что другое.


Ты работал над многими великими альбомами. А есть такой, в создании которого ты участия не принимал, но очень хотел бы?

У меня нет сожалений как таковых. Были большие альбомы, над которыми я должен был работать, но по той или иной причине не смог. На ум идёт “Blueprint 3”. У нас даже была готовая песня для него. Но в последнюю минуту её не получилось включить в альбом. И вышло так, что вот, появился первый за очень долгое время альбом Jay Z, в работе над которым я не принимал участия. Люди странно это восприняли. Кто-то даже подумал, что у нас биф. Я очень хотел, чтобы эта песня оказалась на альбоме. Во-первых, это убило бы все слухи. Во-вторых, альбому очень недоставало такого звука.


Ты работаешь с Jay Z больше 15 лет. Что тебя по-прежнему удивляет в нём?

Он постоянно придумывает себя заново. Ищет способы улучшить себя и своё звучание. Он всегда остаётся актуальным, но в то же время не теряет собственного лица. По-моему, это очень ценно. Jay Z воплощает в себе понятие “артист”.


Вы с Kanye много работали вместе во времена Roc-a-Fella. Сейчас многие люди говорят, что он вообще не изменился с тех пор.

Да ладно? Нет, конечно изменился. Совсем другой человек. И я говорю в хорошем в смысле. Во-первых, каждый из нас меняется за 10 лет. Во-вторых, невозможно записать 7 разных альбомов, у каждого из которых есть собственное лицо, и оставаться одним и тем же человеком.


Сейчас представления о звучании Нью-Йорка и том, каким вообще должен быть хип-хоп, сильно изменились. Ты же рос в золотую эру хип-хопа. Как ты относишься к таким изменениям?

Это смена поколений, от этого никуда не деться. И если бы звук не менялся на протяжении 20 лет, всё стало бы чертовски скучно. Это как с Nas. Люди всё ещё ноют, что хотят услышать “новый “Illmatic”. А у него уже сколько, 10 альбомов? Запиши он десять подряд “Illmatic”, тот самый альбом потерял бы своё значение. Поэтому я не люблю жаловаться на перемены в звучании. Хотите послушать классический звук? Включите альбом той эпохи.

Я только “за” перемены. По сути, у нас всегда будет хорошая музыка и будет плохая музыка. Это единственная постоянная величина.





Еще 5 песен Just Blaze, которые вам надо послушать




JAY Z "SONG CRY"

Just Blaze сделал имя благодаря работе с Jay Z. Вместе с Kanye West он заново придумал придумал звучание Джигги, а заодно, по словам ?uestlove, стал соавтором "саундтрека для Америки после терактов 9/11": "The Blueprint" вышел 11 сентября 2001 года. Бонус: сингл "Show Me What You Got", с которого Jay Z начал своё возвращение в 2006 году.







GAME "NO MORE FUN & GAMES"

В 2005 году Dr. Dre и 50 Cent собирали первых лиц хип-хопа, чтобы превратить дебютный альбом рэпера The Game в большое событие. Среди участников оказался и Just Blaze, до этого в основном работавший с рэперами с восточного побережья (тогда это всё ещё было важно).







KANYE WEST "TOUCH THE SKY"

Это сейчас мы привыкли к тому, что над альбомами Kanye West работают большие команды. К моменту выхода альбома "Late Registration" Kanye ещё был артистом, который прикладывает руку к каждой песне своего альбома. "Touch the Sky" стала первой песней в карьере Kanye, к инструменталу которой он не имел никакого отношения.







JAY ELECTRONICA "EXHIBIT C"

Мы ещё ждём дебютный альбом Jay Electronica. Как никогда высоки эти ожидания были в 2009, когда Just Blaze помог Jay Elect записать "Exhibit C" — самый наглядный пример того, почему мы ждём его альбом и в 2016 году.







EMINEM / LIL WAYNE "NO LOVE"

Just Blaze много лет хотел поработать с Эминемом, но в итоге всё сложилось только к релизу альбома "Recovery". Для него Just Blaze обратился к своей любви к поп-музыке девяностых и превратил ретро-хит "What Is Love" в одну из самых больших рэп-песен 2010 года.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"