Тексты
Текст: Леша Горбаш

"Джокер" — лучший фильм года. Но его главный герой не Хоакин Феникс

Как режиссёру "Мальчишника" Тодду Филлипсу удалось снять самую впечатляющую и жуткую картину года.

“Джокер” — самый впечатляющий фильм года. С этим остаётся только согласиться и принять как аксиому.

Любители докопаться до мелочей могут пожаловаться на затянутость (но ведь два часа по нынешним меркам — стандартный хронометраж), “недожатость” отдельных линий или, наоборот, абсолютно лишние сцены (окей, сцену, которая за последние 14 лет успела дико приесться).

И “Джокера” можно только хвалить. В первую очередь — за игру Хоакина Феникса, который настолько обстоятельно подошёл к этой роли, что невольно начинаешь переживать не за его персонажа, а ментальное здоровье самого актёра.

Фильм на раз-два разбивает вопросы, которые возникали до его выхода. Во-первых, студию Warner Bros принято неистово критиковать за всё, что в последнее время связано с DC — начало этому тренду положил спорный “Бэтмен против Супермена”, а отвратительные “Отряд самоубийц” и “Лига справедливости” укрепили всех во мнении, что в кинокомиксы на большом экране умеют только в Marvel (но тут почему-то забывают про хорошую “Чудо-женщину” и отличного “Шазама)”.

“Джокер” был призван отвлечь всех от этих разговоров. Он, с одной стороны, существует в том самом Готэме рядом с тем самым (пусть и ребёнком) Брюсом Уэйном. А с другой, это в наименьшей степени комикскино — потому что это по-прежнему фильмы про супергероев в трико.

А в “Джокере” нет ни трико, ни героев. Только бесконечная социальная пропасть и мрак, подталкивающий и без того нездорового протагониста к абсолютному безумию.

Неочевидное сравнение — “Атланта” Дональда Гловера. Дело не только в присутствии здесь Зази Битс и Брайана Тайри Генри, но в общем настроении всеобщего безумия. "Атланта" — тоже важная работа наших дней, посвящённая окружающей людей безысходности Разница в том, что сериал Гловера комментирует происходящее через абстрактный юмор, а "Джокер" обращается к сумасшествию героя.

Режиссёром стал Тодд Филлипс — один из сценаристов “Бората” и автор трилогии “Мальчишник”. Иронично, но последняя послужила одним из вдохновений “Джокера”: "Мне всегда казалось, что "Мальчишники" ужасно мрачные фильмы, — говорил Филлипс в одном из последних интервью. — Меня часто критикуют за них, называя это кино "нигилистическим". А что не так? Поэтому они и смешные. Мерзость — это смешно, если правильно её подать".

И “Джокер” — крайне мерзкое кино. При этом правильно поданное. Отвращение вызывают практически все — коллеги и начальник персонажа Хоакина Феникса. Отец Брюса Уэйна. Готэм как таковой. Город — и есть главный персонаж фильма. Холодный, беспринципный, злой и безумный. Он пугает куда больше, чем сам Джокер.

Артур Флек — воплощение Готэма. Джокер тоже вызывает сострадание и ужас. Он и без того больной человек, но Готэм окончательно превращает его в психа, у которого нет друзей и близких.

Здесь легко провести параллели с нашими буднями, тоже циничными и зачастую злыми. Да, мы живём в эпоху “новой искренности и морали”, где комикам всё сложнее не задеть чьи-то чувства, а Гермиона Грейнджер вдруг без каких-либо причин меняет цвет кожи в пьесе-прямом продолжении истории Гарри Поттера. “Джокер” служит идеальным напоминанием — в мире по-прежнему куча проблем, здесь очень легко сойти с ума, а следить за ментальным здоровьем — как никогда важно.

С ума может свести и финал фильма, красиво возвращающий нас к замкнутому кругу истории происхождения Джокера. Он — один из немногих персонажей, у которого никогда не было этой истории.

Тодд Филлипс написал идеальное письмо Клоуну-королю преступности. Задача зрителей — самим решить, правдива ли история “Джокера”. Или это очередная шутка Артура Флека? Или не “Артура Флека”?



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"