Тексты
Текст: Леша Горбаш

"Джокер" — лучший фильм года. Но его главный герой не Хоакин Феникс

Как режиссёру "Мальчишника" Тодду Филлипсу удалось снять самую впечатляющую и жуткую картину года.

“Джокер” — самый впечатляющий фильм года. С этим остаётся только согласиться и принять как аксиому.

Любители докопаться до мелочей могут пожаловаться на затянутость (но ведь два часа по нынешним меркам — стандартный хронометраж), “недожатость” отдельных линий или, наоборот, абсолютно лишние сцены (окей, сцену, которая за последние 14 лет успела дико приесться).

И “Джокера” можно только хвалить. В первую очередь — за игру Хоакина Феникса, который настолько обстоятельно подошёл к этой роли, что невольно начинаешь переживать не за его персонажа, а ментальное здоровье самого актёра.

Фильм на раз-два разбивает вопросы, которые возникали до его выхода. Во-первых, студию Warner Bros принято неистово критиковать за всё, что в последнее время связано с DC — начало этому тренду положил спорный “Бэтмен против Супермена”, а отвратительные “Отряд самоубийц” и “Лига справедливости” укрепили всех во мнении, что в кинокомиксы на большом экране умеют только в Marvel (но тут почему-то забывают про хорошую “Чудо-женщину” и отличного “Шазама)”.

“Джокер” был призван отвлечь всех от этих разговоров. Он, с одной стороны, существует в том самом Готэме рядом с тем самым (пусть и ребёнком) Брюсом Уэйном. А с другой, это в наименьшей степени комикскино — потому что это по-прежнему фильмы про супергероев в трико.

А в “Джокере” нет ни трико, ни героев. Только бесконечная социальная пропасть и мрак, подталкивающий и без того нездорового протагониста к абсолютному безумию.

Неочевидное сравнение — “Атланта” Дональда Гловера. Дело не только в присутствии здесь Зази Битс и Брайана Тайри Генри, но в общем настроении всеобщего безумия. "Атланта" — тоже важная работа наших дней, посвящённая окружающей людей безысходности Разница в том, что сериал Гловера комментирует происходящее через абстрактный юмор, а "Джокер" обращается к сумасшествию героя.

Режиссёром стал Тодд Филлипс — один из сценаристов “Бората” и автор трилогии “Мальчишник”. Иронично, но последняя послужила одним из вдохновений “Джокера”: "Мне всегда казалось, что "Мальчишники" ужасно мрачные фильмы, — говорил Филлипс в одном из последних интервью. — Меня часто критикуют за них, называя это кино "нигилистическим". А что не так? Поэтому они и смешные. Мерзость — это смешно, если правильно её подать".

И “Джокер” — крайне мерзкое кино. При этом правильно поданное. Отвращение вызывают практически все — коллеги и начальник персонажа Хоакина Феникса. Отец Брюса Уэйна. Готэм как таковой. Город — и есть главный персонаж фильма. Холодный, беспринципный, злой и безумный. Он пугает куда больше, чем сам Джокер.

Артур Флек — воплощение Готэма. Джокер тоже вызывает сострадание и ужас. Он и без того больной человек, но Готэм окончательно превращает его в психа, у которого нет друзей и близких.

Здесь легко провести параллели с нашими буднями, тоже циничными и зачастую злыми. Да, мы живём в эпоху “новой искренности и морали”, где комикам всё сложнее не задеть чьи-то чувства, а Гермиона Грейнджер вдруг без каких-либо причин меняет цвет кожи в пьесе-прямом продолжении истории Гарри Поттера. “Джокер” служит идеальным напоминанием — в мире по-прежнему куча проблем, здесь очень легко сойти с ума, а следить за ментальным здоровьем — как никогда важно.

С ума может свести и финал фильма, красиво возвращающий нас к замкнутому кругу истории происхождения Джокера. Он — один из немногих персонажей, у которого никогда не было этой истории.

Тодд Филлипс написал идеальное письмо Клоуну-королю преступности. Задача зрителей — самим решить, правдива ли история “Джокера”. Или это очередная шутка Артура Флека? Или не “Артура Флека”?



Правильная дверь в новую неделю
Власти Румынии узнали об этом и произвели арест
Новости соцсетей за неделю: у кого квартира в центре, с кем спит Федук, кто зовет на автограф-сессию 17 марта