Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев

Jillzay: "Есть артисты, которых продюсер не исправит, только могила"

Первое интервью Jillzay — коллектива, который заметно больше просто "группы Скриптонита".





Слева направо: Truwer, Niman, Strong Symphony, Юрик 104, Скриптонит

Когда участник популярной группы покидает её и начинает сольное творчество — это понятно. Скриптонит прославился сольно, но через год после выхода его великолепного сольника большинство поклонников впервые услышали, что он состоит в группе Jillzay — и тут же услышали альбом "718 Jungle", уличный и мощный. В марте 2017-го вышел еще один релиз Jillzay, EP "Open Season". The Flow пообщался с частью группы — а в ней немало участников — о её прошлом и будущем.


Для начала скажите, кто присутствует и кто отсутствует?

Truwer: Скриптонит, Юрик 104, Niman, Truwer здесь. Нет Six-O, Benz, Cheenah и Strong Symphony. Ребята отсутствуют по своим причинам, кто-то сейчас работает, кто-то учится. В основном все занимаются музыкой на студии в Павлодаре.


Jillzay — это группа?

Скриптонит: Сейчас да, вообще изначально — нет. Началось все с идеи своего лейбла. Без финансов, без всего, просто объединились делать музыку. Чтобы все двигалось под одной крышей, делалось из-под одного молотка. Сейчас уже переросло в группу, потому что… ХЗ, как так получилось!


Вы сошлись на рэпе или на дружбе?

С: Сначала на рэпе, а потом и в дружбу переросло.

T: Мы с Юриком начинали вместе, в 2013 году.

С: Да, тогда в Павлодаре много было больших тус. Вот они с Юриком больше на андеграунде были. Расскажи, какой вы музон раньше делали!

104: Да, жесткий был музон. Я это бросил со временем, голова встала на место. Разобрался, что мне нужно было.




Вверху, слева направо: Benz, Bower, Cheenah, Six-O. Внизу: Truwer и Magg’98



Получается, что Jillzay совсем немного лет, если еще в 2013-м вы были по отдельности?

С: Да года три, не больше. Объединились где-то за год до начала работы с Газгольдером.


Не было у остальных мысли, что всё, уехал парень насовсем?

T: Мы всегда были на связи. Адиль сам всегда говорил, что это ничего не означает. Так и вышло.

Niman: Время все расставит на свои места и определит, кому и где нужно быть. Каждый будет на своем месте.

104: Нет, никогда такого не было. Отношения у нас быстро стали теплыми и было понятно, что он не уедет. Главное, не переигрывать в эти отношения, все должно быть по-честному.

С: Отношения — отношениями, но даже если ты друг, ты должен в рэпе разъебывать. Но если ты очень талантливый, а отношения у вас посредственные – вряд ли что-то получится. Оба фактора обязательны. Кто был чисто на отношениях, тот в Павлодаре и остался.




Клип на сольный трек Трувера "Не нравится" вышел в прошлом году





Перед интервью я почитал новости Павлодара, выяснилось, что у вас открыли самый длинный мост в Центральной Азии, через Иртыш. Это что-то меняет в жизни города?

N: Я живу в пятидесяти километрах от Павлодара и этот мост сокращает дорогу вдвое, для многих это как метро построить!


В вашем альбоме родной город занимает одно из центральных мест. Почему важно говорить о месте, где ты вырос и сформировался?

N: Важно не забывать, откуда ты. Потому что мы там выросли, много чего повидали! Каждый пережил свое – радости, удачи, неудачи, всякое. Кто-то у тебя на глазах идет в гору, кто-то себя закапывает. Видели все – и простреленных пацанов в потасовках, и помощь, в которой не отказывали. Закаляли и стиль и характер.

104: Да как это вообще – не помнить? Твой город — это ты! Это воспитание! Как я себя веду в другом городе, так я представляю свой. Я приезжаю в Москву, люди видят, кто я.

С: Это же не просто место. Это романтика, это любовь, школа, детский сад, родители… У каждого, я считаю, должны быть свои отношения со своим городом. У нас они немножко сильнее.


Но вы, наверно, не можете посоветовать кому-то: "Приезжай в Павлодар, посмотри"?

(хором): Нет конечно!

104: Это только для нас.

С: Мы его любим не за то, что он красивый. Или пахнет в нем хорошо. Любишь свои романтизированные периоды жизни в нем. За какую-то грязь, за быль, которой в других городах нет.






В начале альбома звучит скит со словами "Я не думал, что, занимаясь музыкой, я мог бы столько пиздеца увидеть!" Что это значит?

С: Есть отдельные личности за этот период… Их жизнь — это пиздец для кого-то. Да даже для нас это пиздец, это неприемлемые вещи, которые ты мог видеть, в которых ты мог даже участвовать. Ни в коем разе я не мог подумать, что такое даже краем глаза увижу. Не буду ничего говорить, но были моменты, когда творились страшные вещи. Это не совсем про музыку, просто ты с этими людьми познакомился через нее, но они еще чем-то занимались. И ты тоже. Ты думал: микрофон, рэп, йо. А стоишь где-то на окраине, хуй пойми, что, кто, зачем…


Переезд в Москву — как вам тут удается поддерживать тот градус, который был дома?

С: Ну мы же друг у друга остались. Меня спросили недавно про переезд, мол, получается, ты теперь не в своей тарелке? Да я просто свою тарелку взял с собой. В новых знакомствах-друзьях мы не нуждаемся. Наш Павлодар переехал в Балашиху.

104: Масштаб растет, а суть не меняется.


Важная для рэперов тема "Не меняться". Это разве хорошо?

С: Не так буквально. Надо оставаться собой, но развиваться. Вот знакомимся мы тут с новыми людьми, не говорить же с ними, как в своем дворе.


Кто у вас главный инициатор создания песен?

104: Каждый может выдвинуть идею, позвать другого на 4 строчки.

С: Часто так: есть заготовка, записываются все. У всех заебись — залетели все. У тебя не заебись — иди переписывай. Не смог сделать лучше — идем дальше без тебя.


Это бесконфликтный путь?

104: Какие конфликты, если все это осознают?

С: На старте, конечно, сквозили какие-то обидки. Это нормально. В глубине души, даже если ты не хочешь обижаться, все равно задевает. Но мы перевоспитали это в себе. Где-то лбом об стену, где-то диалогом. Никто же не хочет чего-то личного в критику запихать. Значит, дело в тебе.


И тебе такое говорят, несмотря на твой личный успех?

С: Влёгкую. Я сяду, подумаю, исправлю. Исправлю так, что будет нравиться и мне, как первый вариант, и тому, кто указал на ошибку. Я ведь инициатор этой движухи, больше всех говорил, что что-то не так. И кто меня завтра послушает, если я сегодня сам не исправлю? Нечестно так.


Не слышно ничего про концерты Jillzay.

С: Сейчас есть заявки, но пока не получается, в основном, из-за меня. Где-то уже стоят мои концерты. Концертные директора начинают потеть. Какие составы будут ездить, кто из Казахстана будет ездить и так далее. Куча мелких несостыковок. Нужно время. Желание выступить у всех ребят есть и это самое главное.


На альбоме много раз озвучивается противостояние "Мы и они". Эти "они" всячески унижаются-уничтожаются. Кто для вас эти "они"?

104: Меня недавно назвали хейтером, я в это поверил.


Но ты хейтер кого?

104: Мне все равно! "Они" — это люди, с которыми я оказывался вместе в обществе. Они мне не нравятся, почему я не могу об этом сказать?

С: У каждого из нас в жизни есть люди, которых мы не любим. Почему слушатели так все буквализируют? Элементарно — песня "Витамин". Почему все прицепились к "твоей телке", как будто я именно их телку имею в виду? Да я про одного человека это писал! Просто одному человеку сижу и в лоб клюю. Я то твоей телки, я это твоей телки! Но не всех телок.




"Витамин", последний на момент публикации материала сольный сингл Скриптонита





То есть и "они" и "суки" — это…

С: Это конкретные люди! Не обобщение в сторону слушателя. Люди не из музыки, не из рэпа. Вы думаете, что музыканты живут только музыкой? Говорят о других музыкантах, едят музыку, музыка-музыка-музыка.


У тебя был очень музыкантский твит про битмейкеров. Допек кто-то?

С: Нет, просто мысль такая была как-то, вот и написал. Я и сам в 18-19 лет был такой, писал "prod. by", "спродюсировал", туда-сюда. Мысль моя была такая: продюсеры и битмейкеры — это разные вещи. Продюсер может не писать музыку и слова, но знать, как сделать песню из тех, кто в ней будет. Авторы могут сами не додуматься, он на то и нужен, чтобы собрать и сделать. А битмейкер — это человек, который просто пишет бит. Ничье достоинство не унижалось словами "просто битмейкер". Большинство из них просто отсылает бит чуваку, он стелет куплет, но они даже не могут сказать ему, что им не понравилось. У них нет смелости сказать, что куплет плохой, ты заханыжил мой бит, а я столько старался! А я знаю, сколько они стараются. Отсылаешь какому-то хуиле, который за сорок минут пишет свое говно! А продюсер может выжать из тебя такой пиздец, который ты сам не ожидал, раскрыть стороны, которые ты не замечал.



А вы встречали таких продюсеров?

104: Знаю одного такого человека, познакомлю как-нибудь (показывает на Адиля)!

С: Да тот же Вася, хоть мы с ним и не занимались таким уж продюсированием. Когда писали "Любовь", он говорит: "А прокричи вот тут одну ноту протяжно: "А-а-а-а-а". Я такой типа: "Чо?!" "Ну просто зайди и прокричи, охуенно будет, пустим справа налево, реверба кинем". Я думаю, раз справа налево, то можно. Крикнул раз, крикнул два, послушал. И думаю, что ж я раньше так не делал?! Человек не садился мне на голову, не строил продюсера, просто дал дельный совет. Я его смекнул и это охуенно. Охуенно еще быть артистом, который может смекать. Есть артисты, которых ни один продюсер не исправит, только могила.


Для чего тебе твиттер, если ты там постоянно раздражаешься?

С: Он у меня чисто для раздражения! Есть такой грешок. Я знаю, что не нужно реагировать, зачем этот вася-валенок мне нужен? Но бывают такие, сука, клещи, которые начинают тебя грызть и возникает соблазн красиво их послать. Кровожадно. Единственная ошибка — это то, что люди думают, что это всё, о чем я думаю. Поймите, о позитивных вещах я вообще редко говорю.


Ты обещал вторую часть альбома "Дом с нормальными явлениями" или мы это себе придумали?

С: Придумали. Кто-то где-то криво выразился, возможно — из нашего круга. Но было сказано: "Второй альбом". Второй части никогда не планировалось, разве что в наших разговорах. "Может быть, годика через три". Еще, может, вариант — я пообещал выпустить два альбома в один день, поэтому могли подумать, что это двухтомник. Но это в край разные альбомы – и когда я их обещал, и сейчас. Сейчас он по атмосфере стал ближе к "Дому", но изначально был набором бэнгеров, никакого отношения к первому не было. Поэтому я еще больше бесился, так как знал, насколько они непохожи.


Он совсем уже изменился?

С: Абсолютно другой. 2-3 песни взяли на "718", что-то просто вышло… Сейчас это другая музыка, ближе к "Дому". Но холоднее. "Дом" — алкаш, этот — кокаин.


Кстати, по поводу алкаша. Организаторы говорят, что концерты у вас такие — с разносом. Сам я видел только один, на афтепати "Beats & Vibes", ты был там нетрезв.

С: Разнос — понятие растяжимое. На афтепати был, не спорю. Мы приехали рано, долго ждали. А когда долго ждешь, синеешь. Но это не норма. Специально мы не ухуяриваемся на концертах. Это стыдно, неудобство. Если вывозишь в таком состоянии, ни у кого претензий нет, то можно.


К образу рок-звезды это не имеет отношения?

С: Нет-нет, пьяным можно быть и трезвым, если ты такая рок-звезда. Ничего нового для нас под алкоголем не открывается, мы не начинаем говорить то, о чем молчали. Такое специально делать глупо. Но иногда бывает неспециально.




Так звучит "Вечеринка" вживую, запись с концерта в Екатеринбурге





Я общался с Нойзом, он говорил, что пока ты песню не сыграешь десять раз на концерте, ты о ней ничего не знаешь.

С: Он очень прав. Меняется видение на песню, придумываются ходы новые, мелодию другую взять. Мы давали концерт в Yotaspace — там мы сделали блочок из хитов. "Притон", "Танцуй сама" исполняли под акустику. "Притона" вообще первую половину акапелльно сделали, такая фишка в духе 60-х исполнить.


Есть у остальных сольные амбиции и планы?

104: Да, будем двигаться самостоятельно, будут альбомы, релизы.

Т: После совместного альбома выпускать будут все. Мы с Юриком готовим ипишку, это следующий релиз, который выйдет в ближайшее время.


А как Jillzay?

С: У нас отсняты видео для "Ниа", "Поднять и потратить", начали снимать "До дна", "Аллилуйя". Осталось допинать, месяц-два. А в дальнейшем мы будем продолжать серию "718". Следующий релиз будет "718 Desert", а третий — "718 Snow". Но уж точно никаких сроков ставить не будем.




Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком