Kanye West и Drake: почему они враждуют?
Почему Канье Уэст и Дрейк не любят друг друга? Этот материал, по идее, должен давать ответ. Но — спойлер — дочитав до конца, вы разочаруетесь.
Дело в том, что это не такой конфликт, про который снимают кино; тут не замешаны кровь и любовь, страшная месть и водевильное предательство. А что замешано? Два гигантских эго и накопленные обиды. Конфликт Дрейка и Канье — это битва двух самолюбивых талантов в конкурентной и токсичной среде поп-индустрии.
Поэтому впереди вас ждет о-очень длинный перечень фактов и событий, хронология этого затяжного конфликта и иногда — предположения о причинах всего этого. Если вы не гик от рэпа, а просто увидели заголовок и решили узнать, наконец, из-за чего воюют Канье и Дрейк, то сэкономим ваше время — короткий ответ такой: два таланта пробовали сотрудничать, испортили отношения, не смогли примириться, много лет говорят друг о друге гадости, чаще — завуалированные. И когда и с чего это началось, точно знают только они сами — но никому не расскажут. А если и расскажут, то, как всегда, у двух сторон будет две правды.
Теперь, когда мы занизили планку ожиданий, можно переходить к чтению.
Все начиналось хорошо
2008-й год, Канье выпустил альбом “808’s & Heartbreak”, который звучал совсем нетипично — и для него самого, и для всего рэпа тех лет. В рэп пустили много автотюнового вокала, а протагонистом вместо тестостеронового уличного пса вдруг стал мягкий и живой человек, который не стесняется выглядеть слабым. Впоследствии критики скажут, что этим альбомом Канье не только расширил поле возможностей в рэпе, но и сильно повлиял на стиль Дрейка. В каком-то смысле, заложил для него фундамент.
У Дрейка в феврале 2009-го вышел прорывной микстейп “So Far Gone” — и сразу два трека оттуда попали в топ-10 чарта Billboard. Но Уэсту понравились не они, а трек “Every Girl”, вышедший на сборнике лейбла Young Money.
Канье тогда писал, что строчка “Do you like girls like I do? Les-bi-honest!” — лучшая за год. Drake подтверждал, что Уэст сильно повлиял на него — и рассказывал, что они уже встретились на Гавайях.
Не теряя время, Канье и Дрейк начали сотрудничать. Вместе появились в песне “Digital Girl” Джейми Фокса. Канье не только похвалил строчку из хита Дрейка “Best I Ever Had”, но и срежиссировал для него клип. Топовый для того времени квартет Drake, Kanye, Lil Wayne и Eminem записал сингл "Forever" для документального фильма о Леброне Джеймсе. Для дебютного альбома Дрейка “Thank Me Later” Канье спродюсировал инструменталы “Show Me a Good Time” и “Find Your Love”.
Первые шероховатости
В сентябре 2010-го Дрейка заметили в клубе вместе с Эмбер Роуз. Это бывшая Канье, с которой они расстались за 2 месяца до этого (а встречались они пару лет). В ноябре выходит “MBDTF”, а перед этим в сеть сливают массив демок к альбому. Так становится известно, что Дрейк записал два куплета к треку "All Of The Lights", но Канье не включил их в альбом.
Канадец реагировал без претензий: “Он просто выбрал версию, в которой меня нет. Канье — навсегда мой кумир и любимый рэпер. Если меня спросят: “Что вы думаете о Канье?”, я всегда отвечу на позитивной ноте. Хип-хоп достаточно широк, чтобы в нем было место нам обоим, чтобы мы могли писать отличную музыку. Хотя, кто знает, может, это только мое мнение”.
Мы не знаем, говорил ли он в тот момент то, что думал, или пытался быть дипломатичным. Уже в январе 2011-го Дрейк пошутил более резко. Предыстория: они с Уиззи долго собирались сделать совместный альбом; Канье и Jay-Z анонсировали запись, которая позже станет “Watch The Throne”. У Дрейка спросили про релиз с Уэйном, тот ответил: “Двое других парней собираются выпустить релиз. Даже не знаю, кто их надоумил. Где-то я такое уже слышал”.
Дисс на дисс на дисс
Весной 2011-го, как считается, Дрейк задиссил Канье. Но это неточно!
В "Dreams Money Can’t Buy" он читает, что уже нет никакого топ-5 рэперов, есть просто 5 оставшихся, что все его любимые рэперы либо утратили это, либо их нет в живых. Посторонний человек спросит: "А что здесь оскорбительного?" Рэп-гики сошлись на том, что Drake прямо бросает вызов лейблу G.O.O.D Music (лейбл, созданный Канье), что вражда с Pusha T началась здесь, что это и слова в адрес Канье — он же называл их любимыми рэперами…
Чуть раньше, в треке "I'm On One" Дрейк читал, что собирается занять трон: "Watch me take it". Шел 2011-й год, на подходе был альбом Jay-Z и Канье “Watch The Throne” — легко поверить, что немного подразнил старших.
Пожалуй, ключевым оппонентом Дрейка стал Pusha T, а первым его выпадом в адрес канадца считается фристайл “Don’t Fuck With Me”, записанный как раз на инструментал дрейковской “Dreams Money Can’t Buy”. Pusha T там не только не называет никаких имен — есть интервью, где он отрицает, что этот текст имеет хоть какое-то отношение к Дрейку! Он там прямо изумляется, что кто-то так мог подумать.
“Рэперы уже на втором альбоме ведут себя как боссы / Забавная штука — слава / заставляет их верить всем этим похвалам”, — решайте сами, считается ли это жесткой вербальной атакой.
Тем не менее, на протяжении 2011-го и 2012-го годов Дрейк и люди из лагеря Канье (но не сам Канье) регулярно перекидывались строчками — даже миролюбивый Common раскопал топор войны. В следующем диссе “Exodus 23:1” Pusha T читал: “Ты подписан к парню, который подписан к другому парню / Который подписан еще к трем / Вот это кошмар”. Дрейк в то время был подписан на Young Money к Lil Wayne, это было подразделение Cash Money Records, у которого был контракт с лейблом Universal (после чего включился Lil Wayne, написавший в твиттер: “Fuk Pusha T”).
Показательна и смена вектора у Дрейка. Теперь он дал интервью Source, где впервые высказался о Канье в совершенно новом ключе: впервые назвал его конкурентом и назвал цель — превзойти его.
Оттепель и медовый месяц
Летом 2013-го Канье неожиданно появился на сцене OVO Fest, фестиваля лейбла Дрейка. Со сцены он сказал, что это канадец своим доминированием в рэпе вдохновил их с Jay-Z на создание “Watch The Throne” — и выразил ему уважение.
Дрейк ответил взаимностью: “Мы с Йе оказались в ситуации, которая случается, если долго не разговаривать, — говорил он в интервью Billboard спустя пару недель. — Иногда надо сказать человеку, как сильно ты его уважаешь. И тогда всё пройдет. Надеюсь, мы дадим миру то, что он от нас хочет. Я знаю, что мы с Йе можем сделать нечто безумное”.
Правда уже весной 2014-го Дрейк поприкалывался над альбомом “Yeezus”. “Там есть очень странные строчки, — сказал он в интервью Rolling Stones. — Например, “Я говорю на свэгхили”. Серьезно? Даже Fabolous никогда бы такую чушь не сказал” (Дрейк немедленно опроверг, что он это говорил, но мы верим прессе).
Канье в то время еще не преисполнился, но его ответ был очень просветленным: через несколько дней на сцене своего концерта он сказал: "Они постоянно пытаются стравить н------в, но больше у них это не получится. Мы любим Дрейка, мы любим любого, кто вкладывает свое сердце в музыку".
Через год они записались в одном треке — впервые за 5 лет. Это была песня "Blessings” с альбома Big Sean. Drake поднимался на сцену на концерте Канье и называл его ментором — а тот впервые проговорился, что они могут записать совместный альбом.
Канье в ту пору говорил о конкуренции с Дрейком так: "Он великолепный спарринг-партнер. Я победил всех в рэпе и сидел жирел. Как вдруг в спортзал пришел новый парень и начал всех бить. И я такой: "Воу! Пустите меня в студию. Дайте я закончу этот текст. Вы посмотрите, что произойдет". Вот в таком мы состоянии и вот откуда появляются наши треки".
1 августа 2016-го Уэст уже в третий раз появился на фестивале OVO. “Торонто, у меня для вас один вопрос, — обратился он со сцены. — Вы готовы к этому альбому? Я не о "Pablo". Я не о "Views". Я спрашиваю, — и тут рэпер указал на Дрейка, — готовы ли вы к этому альбому?".
В конце августа в Лос-Анджелесе кто-то установил билборд с логотипами G.O.O.D. Music и OVO Sound и надписью: “Калабасас — новый Абу-Даби” (Калабасас — закрытый поселок знаменитостей, Канье и Дрейк тоже были его жильцами, их дома находились в миле друг от друга). Фото запостил аккаунт G.O.O.D. Music как бы подтверждая, что это их рекламный щит. "Совместному альбому быть!" — поверили мы.
В ноябре Дрейк выкладывает их совместное фото с подписью "There goes the neighborhood". Скутер Браун, менеджер Канье, пишет под ним "Это начало…" В наше время таких тизеров вполне достаточно, чтобы вселить в фанатов железную уверенность — должно случиться что-то, о чем они только мечтали.
"Я редко понимаю, о чем говорит Канье": куча дерьма вместо совместного альбома
15 ноября Канье наносит секретный визит в Россию (мы не утверждаем, что эти события связаны — просто нравится последовательность). 17 ноября у него концерт в Сан-Хосе — после двухнедельной паузы возобновляется его тур "Saint Pablo". Концерт пошел не по плану. Вместо песен Канье очень много говорил с аудиторией. Он ошарашил всех намерением участвовать в выборах-2020, он топил за Трампа и называл его президентом свободного мира (чуть более подробное изложение) — и всех очень разозлил.
Через два дня был следующий концерт Канье в Сакраменто. Он длился 40 минут — из них полчаса Канье разговаривал. Задел Бейонсе, просил Джей-Зи не отправлять к нему киллеров. Почти сразу после этого концерта рэпера госпитализировали — якобы, переутомление пошатнуло его психическое здоровье. Оставшийся 21 стадионный концерт был отменен, финансовые потери были огромны. Позднее станет известно о биполярном расстройстве у музыканта.
Дрейка на том концерте он тоже задел — обвинил, что новый трек Дрейка с DJ Khaled так часто звучит на радио не просто так. Насладитесь этим фрагментом речи:
"Эй, радио, к черту вас. Многим сейчас кажется, что они проиграли. Знаете почему? Потому что вам врут. Гугл врёт, фейсбук врёт, радио врёт. К черту радио! Я знаю многих клевых парней на радио, программных директоров, у которых есть дети и жены, и поэтому они не могут играть то, что действительно хотят. Потому что им платят за то, чтобы в эфире играла одна и та же хрень.
И когда я говорю “хрень”, я имею в виду, что я люблю Дрейка, он классный, но Фрэнк Оушн тоже! А знаете, кто величайший среди нас всех? Kid, мать его, Cudi! Мы живем сто лет на этой планете, и мы можем построить утопию. Но мы должны любить друг друга. Поэтому правила должны быть честными. Для Khaled, для Дрейка, для радио. Я один постоянно слышу эту песню “For Free”? Я люблю Дрейка и Khaled, но она же не просто так там играет!"
Дрейк ответил спустя пару месяцев: "Я редко понимаю, о чем говорит Канье. Вместо совместного альбома я внезапно получаю кучу дерьма в свой адрес и в адрес DJ Khaled за то, что наша песня звучит на радио. Я не понимаю, почему мы оказались мишенью его критики".
А дальше — снова диссы.
"Он все еще мой любимый артист — просто отношения между нами поменялись"
В апреле 2018-го Drake анонсировал альбом “Scorpion”, который должен был выйти 15 июня.
А через несколько дней Канье Уэст внезапно пообещал дропнуть не один — а сразу четыре релиза, спродюсированные им. Речь шла про новый сольник Уэста, совместный релиз с Kid Cudi, а также альбомы Pusha T и Тейаны Тейлор. Все они должны выйти в промежутке между 25 мая и 22 июня. Дату 15 июня — день, когда должен был выйти “Scorpion”, — Канье держал свободной, но потом запланировал на нее новый альбом Nas.
28 апреля Канье выпустил трек “Lift Yourself”. После второй минуты начинался куплет из нечленораздельной белиберды: “Пупиди-скуп / Скуп-диди-вуп / Вупди-скупди-пуп”. Все недоумевали — и только потом узнали, что вместо них должен был быть парт Дрейка. Но Канье не дождался и записал издевательский "скупипуп".
Первый же из этой пятерки релизов, альбом Pusha T “Daytona”, заканчивался треком “Infrared” — и это был дисс на Дрейка и Lil Wayne. Там были яркие панчи: "Это было написано, как у Nas, но написал Квентин" ("It was written" — альбом Nas, Квентин Миллер — человек, который написал Дрейку несколько текстов)
Дрейк ответил через несколько часов фристайлом “Duppy”. В нем он зарифмовывал названия треков Канье и дал понять — Уэсту тоже пишут тексты разные люди, в том числе и он, Дрейк.
В ответ Pusha через несколько дней выпустил трек, доставший сразу несколько скелетов из шкафа у Дрейка. На обложку "Story Of Adidon" он поставил фото Дрейка в блэкфэйсе (черный театральный грим, из-за исторического контекста такие изображения сейчас считаются расистскими), а в тексте сообщил, что у Дрейка есть сын Адонис от порноактрисы, которого он прятал от публики.
Дрейк был уверен, что информацию о ребенке Пуша получил от Канье. Он не отреагировал.
“Я слишком богат, чтобы драться с тобой / Успокойся, светлокожий”, — тем временем читал Канье в новом треке “No Mistakes”. Фанаты посчитали, что это тоже про Дрейка.
Вот что впоследствии рассказывал об этих событиях Дрейк в шоу Леброна Джеймса.
До релиза “Scorpion” и этой новой волны диссов он встречался с Канье в студии на ранчо в Вайоминге. “Он убедил меня, что с ним всё хорошо, что он зарабатывает, что он тоже отец и хочет мне помочь. Он спросил, когда я выпущу альбом, и попросил поставить ему несколько песен. Мне он показался искренним, поэтому я согласился”.
Дрейк включил ему песню “March 14”, посвященную отношениям с матерью Адониса. Они стали говорить о личной жизни, Дрейк показал Канье фото ребенка и рассказал о семейной ситуации: “А затем утром я просыпаюсь и вижу, что он запостил даты своих релизов. И все вокруг 15 июня”.
Выход “Lift Yourself” заставил канадца понять, что его троллят. Они собирались вместе записать эту песню, но вместо этого Уэст слил трек в одиночку: “Это была манипуляция, меня хотели сломать”.
В августе 2018-го вышла "Sicko Mode" Трэвиса Скотта и Дрейка — возможно, главная песня всего года. В своем куплете канадец читал: “checks over stripes", что можно было расценивать как "найк круче адидас" (Drake сотрудничал с первым брендом, Канье — со вторым), а следом: "потерял мое уважение, ты не угроза” — про Канье или нет?
А в сентябре в треке French Montana “No Stylist” Дрейк прочитал "Я запретил ей носить 350-е рядом со мной" — про Yeezy 350.
Канье ответил публичными извинениями!
“Прости, что начали первыми и что заняли твою дату релиза, — написал он. — Мы собирались сделать “Lift Yourself” вместе, и мне стоило позволить тебе ее закончить прежде, чем я ее выпустил.
Когда я набросал даты, я был на взводе и постил по 25 твитов в день. Раз мы были друзьями и братьями, мне стоило поговорить с Pusha о той строчке про Квентина Миллера. Мне не стоило работать над песнями, содержащими негатив в твой адрес. Я не рассказывал Pusha о твоем ребенке”.
Но через две недели Уэст заговорил по-другому.
В то время гулял слух, что Дрейк спал с Ким Кардашьян и что “Кики” из песни “In My Feelings” — это и есть Ким.
“Люди распускают слухи, что ты спал с моей женой, а ты молчишь, — сокрушался Уэст. — Знаешь, если бы ты был женат на Рианне, я бы не стал писать песню “Riri” про подругу Рениту из Чикаго”.
В декабре 2018-го Канье Уэст снова вышел в твиттер. Продюсер из команды Дрейка прислал ему запрос на очистку прав для песни “Say What’s Real”, чтобы переиздать микстейп “So Far Gone” (в ней использовалась музыка из трека Канье “Say You Will”). Уэст запостил скриншот сообщения и прокомментировал: “Вот доказательство, что всё это фейк”.
“И я всё еще жду извинений за строчку про 350-е и попытку отобрать еду у детей твоего кумира, — продолжил он свою речь. — Я полгода пытался встретиться с тобой. А ты диссишь меня в песне у Трэвиса и пишешь Крис [Дженнер, маме Ким Кардашьян] с вопросом: “Как семья?”. Я требую извинений сейчас же”.
Через пару часов Уэст написал, что Дрейк все-таки позвонил: “Дрейк звонил мне и угрожал. Он прикалывается надо мной, начиная с той строчки про бассейны (Дрейк однажды прочитал, что его бассейн больше, чем у Канье). Почему ты напал на меня на песне Трэвиса? Ему не стоило такое позволять. Говорят, в “Sicko Mode” было больше строчек про меня, но их убрали. Трэвис для меня семья и позволил вот так меня диссить. К черту эту песню. Никогда не напишу дисс, не буду вкладывать негатив в песни”.
Под занавес года Дрейк появился в подкасте Rap Radar. Там он пообещал никогда не мириться с Pusha T и назвал Канье причиной проблемы: “Оттуда всё растет, из этой ситуации. Наверняка его что-то во мне беспокоит, и это не исправить.
Я никогда не откажусь от своих добрых слов о нем, всё это по-прежнему правда. Он всё ещё мой любимый артист, не считая Уэйна. И Ховы, который по-настоящему сформировал мое мышление и набор умений. Уэст всё ещё мой любимый артист, мне не сложно это сказать. Просто отношения между нами поменялись”.
Финальная битва (но это снова неточно)
Канье и Дрейк забыли друг о друге на два с лишним года. Канье обрел бога, пообещал не сквернословить в рэпе, увлекся этими хоровыми делами и развелся с Ким.
Дрейк выпустил две компиляции и созрел для нового большого альбома, который он снова и снова переносил. После травмы колена он сдвинул его выход на лето-2021 и раскрыл название: “Certified Lover Boy”.
В июле 2021-го стало известно, что Канье тоже собирается выпустить новый лонгплей “Donda”. Первым о готовности нового альбома Канье Уэста сообщил интернет-селебрити Джастин Лабой. Он рассказал, что Уэст устроил предпрослушивание в узком кругу, что релиз состоится 23 июля, а поклонники после него не захотят включать что-либо ещё.
"Всем, кто собирается дропнуть что-то, лучше просто отложить свои релизы", — твитнул инсайдер.
Как вы знаете, после этого “Donda” еще доделывали и переделывали. Но сразу после прослушивания альбома на стадионе в Атланте друг Уэста рэпер Consequence твитнул: “Пытаемся узнать день дропа Дрейка”.
И канадец ответил. Через неделю во время радиоэфира он сообщил, что альбом готов и выйдет до конца лета. А значит, релизы Уэста и Дрейка вновь оказались очень близко друг к другу.
Но сначала казалось, что Канье Уэст и не планирует ничего выпускать. Он поселился в комнатке на стадионе в Атланте, запустил прямой эфир о работе над проектом и провел еще две презентации.
В песне “Junya” он вероятно оставил сообщение для Дрейка: “Не мешай моему выходу / И не беси меня / Почему лузеры никогда не согласятся с поражением?”.
Вскоре Дрейк сказал свое слово. Его куплет в треке Trippie Redd “Betrayal” был посвящен предателям и бифам: "Всем этим придуркам, с которыми у меня биф, — / 45, 44, вы выгорели, всё / Йе ничего не изменит, с датой релиза всё уже решено". Кажется, впервые все было настолько одназначно — он называл имя и возраст своего друга-врага.
Канье отреагировал так — в его инстаграме появился скриншот из iMessage. Среди 8 участников чата на снимке есть кого-то, чье имя начинается на “Д”, — принято думать, что это Дрейк. На фото видно, что Канье добавил в чат Pusha T и запостил картинку с Джокером Хоакина Феникса. После чего написал: "Ты никогда от этого не оправишься. Я тебе это обещаю".
Через пару дней Канье запостил домашний адрес Дрейка в Торонто. Что это было, неясно. Угроза? Шутка? Дрейк лишь запостил сториз, где он смеется.
У Дрейка на альбоме, который вышел через пять дней после “Donda”, есть трек “7am On Bridle Path”. Его название содержит адрес поместья Дрейка, которое публиковал Канье. Трек чуть ли не полностью может рассматриваться как посвящение другу-врагу. О котором Дрейк тут говорит, что он ему давно не ровня, что его лучшие дни позади. А прямо на следующий день Дрейк включил на своем радиошоу неизданную песню Канье “Life Of The Party” — она не вошла в "Donda", Канье то ли передумал, то ли приберег ее для чего-то еще. В ней много внимания отведено Дрейку, а заодно и тем людям, кто с ним работал: Верджилу Абло, Трэвису Скотту, даже гострайтеру CyHi da Prynce. Он хвастает: "Я говорил, что заберу это лето себе?" Но если речь о стримах и продажах, то Дрейк его предсказуемо перестримил.
Какой должна быть точка этой выматывающей истории? Кто в ней прав? Эта конкуренция действительно мотивировала их — или была для них токсичной? Если они могли записать самый громкий совместный альбом (поступить рационально), то почему выбрали меряться бассейнами и записывать скупипупы? Кто из них больше ребенок? Ответить на эти вопросы мы предоставляем вам самим.