Тексты

Фильм недели: "Интерстеллар"

Рецензию на главный фильм года написал тот редкий человек, кому он не понравился

Автор: Владимир Аладьин


Легко и приятно начинать банальностями рецензии на фильмы Кристофера Нолана. Всё проще, чем три абзаца кряду обвешиваться дисклаймерами. Так вот. Положительных текстов об "Интерстелларе" будет чудовищно много. На взгляд автора текста данного, это опровергает тезис, что люди глупы. Но подтверждает куда худший: людям всё равно что любить.

В будущем человечество утратило разум. По невнятным причинам отказалось от развития технологий и углубилось в прадедовские способы ведения сельского хозяйства. Угнетаемое постоянными пылевыми бурями, отказало себе в замазывании щелей в жилищах хоть бы и смолой. А вместо того, чтобы спасать расу с помощью ГМО и стеклопакетов, множит теории заговоров.

В это время в доме у главного героя бушуют гравитационные аномалии, которые азбукой Морзе, бойскаутскими хитростями и несложными трюками всё пытаются что-то сказать. Отважные люди из NASA в строгой секретности готовят запуск космического корабля — последней (после ГМО и стеклопакетов) надежды человечества.

Несомненно, Нолан один из главных режиссёров современности. И, конечно, духу времени его видение соответствует вполне. И в рамках взглядов Нолана какие-то научные аспекты — это просто декорации. Влияющие на развитие истории не сильнее, чем пара микроскопов в углу сцены, изображающей передовую лабораторию в порнофильме. Нолан конструирует целые внутриэкранные миры, отталкиваясь лишь от пары концепций, которые он уяснил на уровне троечника. Так было с проблематикой человеческой памяти в “Мементо”, так было с нерешёнными вопросами о подсознании в “Начале”. К трудам учёных Кристофер относится с тем доброжелательным презрением, которого удостаивается всякий, без помпы и добросовестно трудящийся на благо общества. И как большой режиссёр Кристофер не пытается это скрывать.

Возможно, не откажись от проекта Спилберг (который некоторое время метил на должность режиссёра), фильм оказался бы честнее. Даже Идиана Джонс, спасающийся от ядерного взрыва в холодильнике — это как-то более откровенно перед зрителем, нежели кульминационная сцена “Интерстеллара”. И почти наверняка, завораживающие кадры космоса отыграли бы свою роль.

Космос у Нолана не веет ни одиночеством, ни обречённостью, ни вообще чем-то значительным. Красоты нашей и чужой галактик не создают ощущения присутствия при чём-то действительно величественном и важном. Персонажи решают, возвращаться ли им домой или использовать последнее топливо для выполнения миссии, с меньшим драматизмом, чем студенты — дихотомию траты последних купюр: на чипсы или ещё по пиву. На мысли о подавляюще бесконечном в картине наводит только длина хронометража.



Герои "Интерстеллара" пускаются в немыслимые экспедиции, представляют интеллектуальную элиту человечества, но принимают решения на уровне домохозяек. Возможно, популяризация науки должна вестись, в том числе, и окучиванием такой аудитории, но предположительно, не такими персонажами. Как нечто нерушимое, фундаментальное, но и чувственное сквозь сюжет летит главный герой. Исполняющий его Мэттью МакКонахи — идеальный актёр для такой роли: две руки, две ноги, 97% американской мечты, 83% статуса идола. Его единственное занятие на экране в последние годы — это [капслоком] воплощать. Воплощать в себе архетипы, которые неминуемо всполошат современность. Такое ремесло — это, может, даже лучше, чем актёрская игра, но раз на третий-пятый приедается.

Напарница главного героя в эмоциональный момент тратит кислород на рассказы, что любовь — единственное, что может преодолевать и время, и пространство. Не известно, подсказали ли это Нолану научные консультанты-астрофизики, но всё-таки было бы уместно часть их гонорара потратить на консультантов-этологов и, например, нейрохимиков.

Важный термин, который при работе над картиной Нолан таки-уяснил — спагеттификация. Растягивание объектов под действием чудовищных искажающих сил. Из физической картины мира он это явление в угоду сюжета вымарал, но пытается осуществить подобное со зрительскими, простите, душами. Саундтрек Ханса Циммера — величайшая из киносил — деформирует восприятие и нагнетает напряжение так, что кажется, вот-вот что-то сколлапсирует, вот-вот будет задан вопрос из тех, что заставляют в третьем часу ночи пялиться в потолок, когда уже давно докурена последняя сигарета.

А Нолан, натянув струны до предела, выдаёт свой обычный ответ нестарательного троечника. И эти слова не являются ложью. Просто произносящий не понимает их смысла.

И с пафосом это не только произносится — это пафосом мыслится. Будто бы если как-то иначе — люди разочаруются в себе. На два с половиной часа три клёвых момента. Два раскрывают сюжет, один — покидание зрительного зала.

Вопреки посылу фильма, веры в человечество становится никак не больше. Вселенная не для людей. Звонок не для учителя.

Заканчивать банальностями легко и приятно. Снимать полнящийся ими фильм года — удар под дых. Низко и подло. Не могу не уважать.





ЕЩЁ ЧИТАТЬ: Наука "Интерстеллара". Как новый фильм Кристофера Нолана помог лучше понять современную науку

ПРЕДЫДУЩИЙ ФИЛЬМ НЕДЕЛИ:  "Исчезнувшая"




Сайт The-Flow выходит офлайн и отмечает первые полгода своего существования в клубе Powerhouse — и вы тоже имеете право быть там. Все подробности по ссылкам. 



Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку