Тексты

Что такое "хип-хоп-диджей" в России

Сегодня — Всемирный день диджея. А мы вспомним, как устраивали круглый стол с российскими представителями этой профессии

Автор: Руслан Муннибаев / Фото: Виталий Кривцов
"Выступаю  я на какой-то вечеринке, — рассказывает Гормон, — джаглю-джаглю, подходит девчонка и говорит: "Ну что у тебя пластинка заела, отпусти, дай потанцевать!".

Таких рассказов на круглом столе The Flow и пятерых российских хип-хоп диджеев было немало — веселых и грустных. Поводом для встречи стало желание понять и зафиксировать, что же есть хип-хоп диджей сейчас в нашей стране. В те годы, когда хип-хоп-сцена только формировалась, он был проводник и обладатель тайного знания. Позже, с развитием R&B-клубов, самым модным и популярным парнем в тусовке. Сейчас же — непонятно. Мы попробовали разобраться.

Действующие лица: 



Андрей Пирумов — фотограф, участник объединения Flammable Beats, редактор журнала “Доски”, промоутер, сноубордист.
 

Nik-One — битмейкер, автор микстейпов, концертный диджей Slim, экс-участник группы Fuck You Pay Me с 5 Плюх и Молодым.
 

N-Tone — скрэтчер, участник тернтейбл-объединения Device 201, чемпион самых разных международных диджейских баттлов. 
 

Гормон —  участник объединения Da Boogie Crew, представлявшего все виды хип-хопа; играет виджей-сеты, участвует в проекте Radiobasics.
 

Miss Dippy — экс-арт-директор краснодарского клуба El Nino, известного привозами зарубежных хип-хоп артистов, ныне диджей лейбла Black Star.
 
 

Есть ли сейчас в нашей стране такое явление как "хип-хоп диджеинг", и если есть, то в каком видео оно живет?

Пирумов: Когда я вижу, как выступает N-Tone, я понимаю, что хип-хоп диджеинг тут есть. Это суперпрофессионально. Прийти к такому уровню означает, что человек себя отдал полностью хип-хопу. Пока такие люди есть, есть и явление.

Есть такой диджей, но есть ли целая культура? Как востребованная штука на рынке.

Miss Dippy: Как востребованная штука на рынке — точно нет.

Гормон: Я вижу, что у нас диджеи развиваются двумя путями: клубная сцена и скрэтч. Но в клубе редко бывает так, что ты играешь то, что тебе нравится, и люди танцуют. Как было на дне рождения Flammable Beats. Я не думаю, что в других местах такая музыка востребована. Есть ребята, которые ушли в тернтеблизм, у них своя тусовка, встречи… Но когда я их вижу, мне их жалко. Они стараются, хотят делать фестивали, куда пришло хотя бы триста человек, но и столько не приходят.

Пирумов: Надо признать, что так и во всем мире.

N-Tone: В 2010-м году к нам приезжал DJ Rafik, он тоже говорил, что это движение принимает всё меньшие размеры. А сейчас фестивали, тот же DMC, уходят в онлайн.

Nik-One: А раньше DMC проходил на стадионе.

N-Tone: Сейчас те, кто занимаются скретчем, имеют доступ ко всей информации по этой теме, могут в ней хорошо разбираться, — но при этом тупо не умеют сводить.

Пирумов: Не может быть все всегда одинаковым. Сейчас хип-хоп диджеи претерпевают очередной этап эволюции. Во что-то это переродится. Но хочу заметить, что в недавнем американском топ-100 диджеев половина вышла из хип-хопа. Не говоря уже о первых местах, где тот же A-Trak. Неважно, что он сейчас играет рейв или что-то еще, вышел он оттуда, как и легендарный Carl Cox. Еще есть принципиальный момент — хип-хоп диджей не только тот, кто играет рэп. Это еще и тот, кто играет, как хип-хоп диджей.

Гормон: Вот это очень важно.



Объясни на пальцах. В чем Carl Cox больше хип-хоп, нежели Paul Oakenfold?

Пирумов: У него абсолютно американский подход к сведению. А их подход вышел из хип-хопа. Американцы умеют скретчить, джаглить, сводят в “кат”. Условно говоря, Oakenfold играет треки по 10-15 минут, а Cox "катит" свои треки гораздо быстрее.

Гормон: Электронные диджеи красиво сводят, переливают, крутят ручки, а те, кто из хип-хопа, хоть A-trak, хоть Diplo, играют очень коротко, плотно. Это подача из хип-хопа.

Пирумов: Хип-хоп диджей по-другому смотрит на процесс. Ведь изначально он не играл хип-хоп, он брал брейки из фанка, из рока, да хоть из Kraftwerk. И из этого получался хип-хоп.

Несколько лет назад хип-хоп стал клубной музыкой. Люди приходили в совершенно разные клубы танцевать под рэп и R&B. Сейчас они идут на совсем другую музыку.

Miss Dippy: Люди сейчас ходят на колхоз. В любом городе, куда бы я не приехала, передо мной местный диджей играет Бьянку в хаус-обработке. И это самые популярные клубы. Трэп или EDM-тусовки — это очень профильно, далеко не везде это можно услышать.

Но ведь лет восемь назад главными диджеями вообще были Dlee или York, они ездили по стране, как подорванные…

Miss Dippy: А сейчас так же ездит диджей Ольга Бузова.

N-Tone: Я, пожалуй, сегодня больше не буду есть.

Гормон: Я тебе такой пример приведу. Я выкладываю фото на фоне птички в каком-нибудь городе N, неважно. Куча лайков. Выкладываю новый микс, над которым проведена большая работа — три-пять.

Miss Dippy: Есть еще проблема. Люди, которые сидят в интернете, на Rap.Ru или других сайтах, они не ходят на вечеринки. В клубы ходят люди, которые слушают радио.

Пирумов: Давайте говорить не о поп-музыке. R&B сейчас не играет в клубах, потому что сам жанр стал совсем другим.

Он стал нетанцевальным.

Пирумов: Нет, это тебе так кажется. В городе Чикаго на новый R&B придет несколько тысяч человек. Ну был тренд на хип-хоп и R&B, сейчас другой тренд.

Nik-One: Те диджеи, что ездили, и продолжают ездить, но играют другое.



Хорошо, а что делают известные раньше хип-хоп диджеи на западе? Beat Junkies, X-ecutioners?

Пирумов: Они очень много выступают. Играют самую разную музыку. Это люди с супервкусом, с качественным диджеингом. Вопрос в том, что ты можешь прийти на J-Rocc, имея свои ожидания о хип-хоп диджеинге, а у него будет играть электро. Ситуация поменялась, диджеи смотрят шире.

Гормон: И мы сами тоже. Предложи ты мне в девяностом пойти на хаус — я принципиально прямую бочку не слушал. Сейчас я пойду на любого интересного мне артиста, я готов к любой музыке. Только к трансу не готов еще. Меня иногда боятся приглашать, боятся, что буду играть хип-хоп с фанком. Я говорю: "Вы пригласите, на месте разберемся".  Я приеду и по толпе все пойму. Тут ведь еще какой момент. Весь этот классический хип-хоп, который от тебя могут ждать, он вот где сидит. На один из прошлых Faces & Laces привезли Grandmaster Flash, ко мне потом подходили люди и говорили: "Это был вышак!". Какой вышак?! Вы "Sound of da Police" никогда не слышали или House of Pain? Вот до него играл Чагин, и он действительно разрывал. У меня к Flash максимальное уважение, но надо же различать, когда человек действительно работает, а когда играет классику, почти не сводя…

Nik-One: Кому надо? Людям надо? Им просто потусовать надо.

Miss Dippy: Людям вообще пофиг, умеешь ли ты сводить или скрэтчить. В 90% вечеринок людям хочется слушать музыку, которая им уже нравится или чтобы просто качало.

N-Tone: Можно и так относиться. Но я бы хотел к слушателю относиться с большим уважением.

А если он будет стоять и скучать?

Пирумов: Значит, будет скучать! Он знал, на что шел — на скучного диджея. Одному будет скучно, а другому будет интересно.



Хорошо. Почему в Москве, огромном мегаполисе, нет нормальной регулярной хип-хоп вечеринки? При том, что вас тут пятеро диджеев и еще несколько десятков в городе.

Nik-One: Все заняты своими проектами, делами. Эти вечеринки не приносят большой отдачи в плане денег, долго и постоянно этим заниматься сложно.  

Неужели в столице нет тысячи человек, которая постоянно бы ходила на хип-хоп пати?

Пирумов: Конечно, есть. Я скажу проще: их нет, потому что мы их не делаем. Если мы этим займемся, будем правильно промоутировать, то придет много людей. Причем, не только друзей, но и молодежь, которую мы в лицо не видели. И бабки заработаются, и спонсоры подтянутся, и звезд привезем. Мы не занимаемся этим. Я бы мог, но я зимой катаюсь и фотографирую в горах, в остальное время тоже много других проектов. В нашей тусе Flammable Beats есть еще три человека, но они не обладают административными качествами. Найти клуб и договориться с ним, говорить со спонсорами, правильно прорекламировать — это надо уметь. Это должна быть страсть, а таких людей мало.

Разве под легендарным брендом Da Boogie Crew нельзя сделать успешную вечеринку?

Гормон: Мы как лебедь, рак и щука.  

Пирумов: Вот видишь, причины неважны, главное, что никто не берется и не делает.

Гормон: Но ведь AVG можно отчасти назвать хип-хоп вечеринкой. Правда, сами они не хип-хоп диджеи.

Miss Dippy: Они очень яркие сами по себе, за ними прикольно наблюдать, как за бандой. У них хороший образ.

Nik-One: Фирменные, современные.

Пирумов: Вот еще один пример, что все возможно, но надо делать. Есть возможности. В Москве есть клуб "Культ", который может нравиться или нет, но там постоянно выступают отличные диджеи, отличный вайб. Я видел там суперсеты Diamond D, Blueprint, Rob Swift, Kon & Amir.

Miss Dippy: Надо уметь дружить и договариваться. Если кто-то выбивается и начинает ездить, то остальные смотрят на это с кислыми лицами. Каждый сам по себе сидит. А надо объединяться. Я бы хотела, но одна сделать вечеринку я не могу.



Есть два взгляда на диджейство. Один заключается в том, что слушателя нужно просвещать, а другой в том, что диджей должен развлекать публику.

Пирумов: И оба они верны. Но лично для меня обязательным является то, что диджей должен знакомить с новой музыкой. Это его историческая миссия.

Гормон: Я по молодости много ходил по рейвам и там всегда перед диджеем было несколько молодых людей, которые очень внимательно следили за тем, что он ставил и как сводил. Сейчас я приезжаю выступать и арт-директор говорит, что люди пришли выпить-потанцевать и им нужно поставить подходящую музыку.  Но я за эти годы все-таки заметил, что публикой можно управлять. К этому надо прийти, поначалу сложно понять, как это сделать. Молодежь этого не умеет. Можно, извиняюсь, изнасиловать толпу треками, которых они даже не слышали. Надо в определенный момент отпустить их выпить в бар, иначе они устанут и совсем уйдут.

Пирумов: Люди уже запутались, что такое диджей. Это друг-сосед, который может сделать микс и дать послушать или женщина с сиськами за пультом? Они оба диджеи, получается. Просто непонятно, что такое диджей и как к нему относиться, что от него ждать.

Miss Dippy: Кстати, мне писали, играю ли я топлесс. Представляете, как мне, девочке, сложно приезжать куда-то, куда привозили в качестве диджея ведущую какую-то или топлесс диджея? Организаторы думают, что я и сводить не умею, просто привозят диджея из Москвы. 

Большая часть из вас имеет возможность выбирать, где играть. Из вас, насколько я понимаю, только Miss Dippy полностью финансово зависит от работы диджеем.

Nik-One: Я в свое время сам выбрал и отказался от поездок с сетами, потому что невозможно стало играть то, что хотелось. И стал ездить с рэперами. Это еще одна возможность для диджея — быть участником рэп-группы.

Пирумов: Я не могу сказать, что полностью завишу  от выступлений, но я зарабатываю и как диджей тоже. Всех новых промоутеров я сразу предупреждаю, что я грустный диджей, хитов не играю, послушайте мои миксы и будьте готовы, чтобы вопросов не было.



Чтобы стать диджеем-звездой, сейчас необходимо выдавать и свой продакшн. Кто из вас пишет музыку?

Nik-One: Я делаю.

Гормон: Я могу, но не делаю.

N-Tone: Я делаю специфический продукт для тернтаблистов, так называемый луперы, зацикленные биты.

Пирумов: Я не согласен — появляется много диджеев, которые не делают свой продакшн. Возьми того же Benji B, он никогда не делал музыку, а популярнейший диджей. Он стал известен через радио. То есть и другие пути есть, когда можно сделать себе имя, не сочиняя музыку. Есть те же фанковые диджеи, которые играют на сорокапятках и ездят вообще по всему миру. Да, глобальной популярности так не добиться, но диджеинг — многосторонняя история. Только большим залом ее не измерить, это не футбол.

Русский рэп практически невозможно играть на вечеринках — это проблема?

Nik-One: Я ставлю достаточно много. В основном, то, что я же и спродюсировал.

Гормон: Ставлю русский рэп только если уверен в вечеринке, в том, что публика подготовлена. Тогда могу из классики что-то, Дерево Жизни, например, или Ритм-У, DCMC. На бибой-тусах, они самые продвинутые.

Пирумов: Хип-хоп, вообще-то, серьезная культура. Изучению можно посвятить всю жизнь. Ведь ходят же на какую-то авангардную музыку своя тусовка? Так и на хип-хоп всегда будут ходить. Возможно, это совсем немного людей, но они есть, потому что хип-хоп — это очень серьезно. Культура — дело избранных, ничего смешного.



Что вы будете делать через 5-7-10 лет?

Nik-One: То же самое.

N-Tone: То же самое.

Гормон: Дай бог, то же самое.  

Пирумов: Я не вижу себя вне музыки. Без нее жизнь кастрированная. Я диджею лет 15, но только сейчас начинаю понимать, что это на самом деле такое, каким это должно быть. Поэтому, когда молодой человек говорит, что он диджей… Мне нравится, когда люди пробуют себя, играют, но думаю, что каждый тут согласится, что это огромная работа. И чем больше ты этим занимаешься, тем больше открывается.

Nik-One: А чем больше ленишься, тем быстрее все теряешь.  

Пирумов: А ленимся мы много!
 
 

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку