Тексты
Текст: Николай Редькин
На фото: группа Gazirovka

Как YouTube-каналы дают ноунеймам миллионы просмотров

Разбираем на примере двух хитов-2018 — песен артиста Зомба и группы Gazirovka

“Black Bacardi, танцы в моей кровати, — так начинается песня “Black” курского дуэта Gazirovka. Это чуть ли не первая их работа вообще, записывать свои треки участники начали осенью 2017 года. И сразу попали в яблочко: клип за четыре месяца собрал почти 50 миллионов просмотров, а сама песня стала вирусом, захватившим соцсети. Год назад так же быстро разлетелся по интернету “Тает лед”.

Видео “Black” было залито в сеть 21 декабря 2017 года. Обратите внимание: клип-миллионник появился не на официальном YouTube-канале группы, а на канале с названием Black Beats. Это даже не клип в привычном понимании, а фанатское видео: кадры с автомобилями, кадры с танцующей девушкой, простые эффекты. Участники самой группы в нем не появляются.





Канал Black Beats создал 24-летний Андрей Комар в мае 2016 года, чтобы “собрать слушателей по своему музыкальному вкусу”. Первую популярность ему принесли залитые туда ролики с песням Miyagi & Эндшпиль и исполнителя Lucaveros, после чего Комару стали писать молодые рэперы с просьбами разместить там свои треки. Среди них был и дуэт Gazirovka.

Почувствовал потенциал песни, Комар смонтировал для нее простой ролик, купив некоторые фрагменты видео на стоковых сервисах в интернете. Это обошлось ему примерно в 400 долларов. По примерным оценкам, сейчас один этот клип принес каналу 10-15 тысяч долларов.

Официальный клип Gazirovka, вышедший днем раньше, 20 декабря 2017, набрал в семь раз меньше просмотров. Одной из причин, почему выстрелило именно фан-видео, Комар называет оптимизацию ролика под запросы посетителей YouTube. В первую очередь, это понимание психологии зрителей. Пример — на превью-кадре клипа “Black”, залитого на Black Beats, изображено лицо девушки, у официального клипа — просто надпись на черном фоне, понятно, что на первое кликнут охотнее.

Есть и другая причина — алгоритм YouTube, выдающего популярные клипы первым и подбрасывающий их в “предложку”, особенно если твой канал уже имеет несколько сотен тысяч подписчиков. Таким образом неофициальный “Black” всегда оказывается впереди официального.

Клипы артистов размещаются на канале бесплатно, но в режиме общей очереди; сейчас она расписана на два месяца вперед (опция разместиться платно, но вне очереди, тоже существует). Условия размещения выложены в открытом доступе, их несколько, но главных два. Первое — песня должна подходить по формату и нравиться авторам канала. “Рэп, рэп-лирика, клауд”, — так описывает Комар свои предпочтения. Когда ему предложили разместить трек Алены Водонаевой, он отказался. “Порой берем танцевальное, но никак не попсу”.

Второе — канал имеет право бессрочной монетизации ролика на YouTube.

Монетизация — это получение всех денег от партнерской рекламы, которую YouTube ставит на ролики канала. В очень успешных кейсах вроде песни “Black” авторы хитов пытаются это переиграть уже постфактум. После первых 10 миллионов просмотров условия работы с Gazirovka были пересмотрены "на взаимовыгодных условиях": группа начала получать отчисления от монетизации видео.

Еще одно суперхитовое видео на Black Beats — клип “Делаем флекс” барнаульского артиста Зомба. У неофициального ролика на Black Beats, смонтированного из кадров с танцами девушки, за пять месяцев набежало 25 миллионов просмотров. Официального клипа на нее нет до сих пор.





Зомба нашел в недрах Вконтакте Бахтияр Алиев — он же артист Bahh Tee, предложивший ему услуги своего издательства Siyah Music. Песню “Делаем флекс” он запремьерил на Black Beats, посчитав канал идеальной площадкой для этого, при этом оставив себе право монетизировать трек — теперь деньги шли непосредственно артисту и издательству.

Black Beats ничего за клип не получил. Но клипы Зомба и Gazirovka значительно увеличили популярность канала. 7 января 2018 его паблик гордо сообщал о достижении отметки 100 тысяч подписчиков, за следующие три месяца это количество выросло больше, чем в три раза.

Часто артисты забывают включить монетизацию или передают права на нее кому-то другому. Одной из ключевых ошибок группы Gazirovka Бахтияр называет то, что они вовремя не включили монетизацию своей главной песни на всех площадках, потеряв “миллионы рублей”. В итоге возник удивительный случай: суперуспешная песня, с которой группа выступала в “Олимпийском” на Big Love Show, официально не стримилась Вк, не попала в топы сервиса, а сама группа не получила за нее отчисления.

“У артиста выбор: или заблокировать неофициальное видео, или оставить все как есть, — объясняет Bahh Tee. — Но когда на нем уже 10 миллионов просмотров, он не будет его блокировать. Ему жалко”. Хороший пример — “Медуза” Матранга: фан-видео с нарезанными отрывками из выступлений артиста собрало больше 20 миллионов просмотров.





Полноценный клип появился только спустя три месяца — все это время, без какого-либо участия лейбла и артиста, трек набирал на YouTube популярность, становясь хитом.

Black Beats не единственный канал, который создал что-то вроде собственного блога, каждый день публикующего для своих подписчиков музыку определенного жанра. То же самое делают каналы Tbilisi Beats или Рэп-лирика, каждый со своими героями и репертуаром. Bahh Tee рассказывает, что так же, как в случае с Зомбом, договаривается там о премьерах новых песен, отдавая их каналу за день до релиза. Это выгодно всем сторонам: издатель получает деньги от монетизации контента, канал — эксклюзивный материал, который он доносит до слушателя первым, увеличивая число подписчиков. Артист — внимание аудитории, да еще и четко старгетированной, которой гарантированно понравится твоя песня.

Там же происходит скаутинг: издатели ищут ноунеймов с хитовым треком, чтобы первым их подписать. “Там попадаются будущие звезды, — говорит Bahh Tee. — Для нас сейчас это один из важных ресурсов, где мы находим новые имена”.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров