"Я сразу хотел делать поп-рэп”: Bahh Tee и его история успеха
“Можно спросить? А вы случаем не певец Bahh Tee?” — спрашивает у человека, сидящего напротив меня, официантка. “Чуть-чуть”, — отвечает Бахтияр и потом сообщает уже мне: “Узнаваемость — моя главная беда”.
“Мой друг из Казани возит Дорна, артистов “Газгольдера”, Коржа. Он говорит: “На Дорна или Коржа могут прийти две с половиной тысячи человек, на тебя – в несколько раз меньше, но только тебя одного узнают вообще везде”.
— Часто ездишь на концерты сейчас?
— Слушай, я стал меньше играть концертов с тех пор, как научился монетизировать свою музыку. Cейчас ты выпуском альбома зарабатываешь неплохие деньги. Я могу отыграть один-два концерта в месяц, продать одну-две песни — и жить круто!
Тут же Бахтияр, который не стесняется отчитываться обо всех своих успехах (почитайте его твиттер), сообщает, что аванс за альбом, больше, чем у него, из независимых артистов в последние пару лет получали от лейблов только Jah Khalib и Big Russian Boss. Вспоминаю, как пару лет назад брал у Халиба интервью, в ходе которого казахский хитмейкер озвучил свой творческий принцип: “Я делаю музыку, чтобы ее слушали простые люди”.
Музыка Bahh Tee точно так же целится не в музыкальных снобов: она сентиментальная, местами наивная, порой метит то в дворовую песню, то в группу Krec золотого периода, из которой вытащили брутальность Фьюза и метафорику Ассаи, оставив только светлую пастельную печаль.
Только что вышедший альбом Bahh Tee называется “Сможешь ли ты?”. Друг-меломан вряд ли вам о нем расскажет, но на стене девушки Вконтакте вы вполне можете встретить эти песни. “Песня “Вместе летать” стала одним из самых прослушиваемых треков ВКонтакте последнего времени”, — рапортует Бахтияр.
Дуэт HammAli & Navai, который гостит на альбоме Bahh Tee, по его словам — новые хитмейкеры уровня Miyagi и Эндшпиля
***
Рэп с приставкой “поп-” Бахтияр хотел записывать всегда. В 12 лет он переехал в Москву из Азербайджана, где жил на границе с Нагорным Карабахом, прямо в зоне конфликта. “Если стреляли, мы слышали, — говорит он. — К нам стягивались беженцы, я помню, что днем ходил в школу, а там спали люди на полу”.
До какого-то времени он вообще не смотрел телевизор, но, болея дома, наткнулся на выпуск четвертой “Фабрики звезд” с Тимати, Ратмиром Шишковым и Домиником Джокером. Это звучало и выглядело круто, но в искренность песни “Мы всего добились сами” он не поверил. “Простые парни там не могут появиться, это все проплачено!” — решил Бахтияр. Для того, чтобы разубедиться в этом, понадобилась встреча с рэперами.
“Я выхожу из дома у себя на районе в Очаково, пересекаю двор и вижу: там сидят два пацана у подъезда, играют на гитаре и поют песни. Одеты в банданы, в джинсы — как рэперы. Я походил возле них, стою, слушаю. Они такие: “Йоу, иди сюда! Чего тебе, нравится наша музыка? Мы группа Funky Family из Уфы, приехали на Rap Music знакомиться с Мастером Шеффом. Нас так-то трое в группе, но Серега не смог приехать”. Дали мне болванку со своими песнями, чувак, я этот диск послушал и офигел. Такие же простые парни, как я — и музыку пишут!”.
Серегой, который “не смог приехать”, был Сергей Приказчиков, ныне — голос проекта Пицца и еще один пример того, как можно шагнуть из рэп-ниши к более широкой аудитории.
***
Прослушав диск Funky Family под сотню раз, Бахтияр полез на рэп-форумы — собирать свою группу. “Так и писал: “Создаю поп-рэп группу”. Не знаю, почему! Сам я рэп читать и петь не умел, думал — ну научусь, ничего же сложного”.
На форуме рэпера Паука он познакомился с Женей, будущим своим напарником по группе Tee’шина. Группа прошла кастинг в шоу “Делаем деток” на MTV, которое делал продюсер Сергей Пименов из электронного дуэта ППК.
Бахтияр вспоминает, что заявку он подал, когда прием уже был закончен, но каким-то чудом ее все-таки приняли и группа даже дошла до финала проекта. В финале Tee’шина сражалась с тогдашними молодежными звездами — Ранетками, 5ivesta Family и группой Лондон. Последние в итоге стали победителями проекта: тут легко заподозрить нечестную продюсерскую игру — занимался Лондоном все тот же Пименов. Это, правда, не смутило Бахтияра.
“Когда меня показали по MTV, моя семья наконец-то узнала, что я занимаюсь музыкой”, — смеется он. В том же 2006-м Tee’шина поехала выступать на “Кофемолку” и “Сникерс Урбанию”, две важные инстанции для рэперов-ноунеймов середины нулевых, где они выступали, знакомились с коллегами и заявляли о себе.
— Я помню твое фото со Стимом с “Кофемолки”! В розовой рубашке.
— Рубашку я купил на рынке в Чебоксарах — я испачкал свою любимую желтую футболку, а захотелось чего-то более яркого. Сначала увидел красную, но на нее уже положил глаз Женя. Мне досталась розовая.
***
В конце 2006-го Бахтияр поступил в Университет МВД (“Хотел пойти в армию, а родители были против — в итоге предложили мне пойти в военизированный вуз”), распустил Tee’шину (“Я хотел делать более попсовую музыку, а Женя был за тру”) и сел писать сольный альбом. Пообщавшись с молодым рэпером, владелец студии ЦАО на Лесной Птаха выдал ему ключи от студии и разрешил записываться ночью, за меньшую плату.
“Птаха показал мне тайник, где у него лежали деньги, сказал, что я могу оставлять там свои. Я обалдел от такого жеста — мы же совершенно незнакомы были! Так что к Птахе я с тех пор отношусь с огромным уважением, несмотря на то, что не разделяю его взгляды на творчество”.
Дебютный (сам автор считает его “нулевым” и пробным) альбом Bahh Tee “Намберонэ” вышел в один день с “Городом дорог”. Напечатанные 300 дисков “Монолит” не продал. “Я понял, что музыка не мое, забил на это и пошел служить”, — вспоминает Бахтияр.
— И что, совсем не писал все это время?
— Писал, конечно. Мне учеба всегда легко давалась: я за неделю прочитаю все учебники, запомню и потом ничего не делаю. Соответственно на занятиях меня было скучно, и я писал каждый день по 16 строчек. С одной стороны, это спортивный интерес, с другой — необходимость: я не могу не сочинять, даже если это никому кроме меня не нужно. Я так года два или три делал, руку набивал. Спустя это время я понял, что у меня уже есть свой почерк. Писал о любви, о Родине, о дружбе. Ну а что может еще волновать молодого человека, который фактически в армии служит?
На одной из таких лекций была написана песня “Ты меня не стоишь”, лирический герой которой, юноша-скромник, отчитывает зазнавшуюся подругу: “Ты не родишь мне сына, мы счастья не построим. Нас не будет трое — ты меня не стоишь”. Дальше в ход вступило сарафанное радио. “Я даже не помню, как тот EP попал в интернет, — удивляется Бахтияр. — Однокурсницы просили плеер послушать, знали, что у меня всегда много свежей музыки. Скидывали себе, потом спрашивали: “А это ты поешь? Голос похож”. “Да не, не я, тебе показалось”.
“Учась в университете МВД, я узнал, что несколько известных в то время андеграунд-рэперов носят погоны, — вспоминает он. — Кто-то учился, как и я, в университете, кто-то уже работал. Вообще, там все только рэп и слушали”.
Интересный факт: в промежутках между сочинением текстов на парах и получением второго высшего (РУДН, юрист в области авторских и смежных прав музыкальных произведений) Бахтияр участвовал в онлайн-баттлах. “Я много баттлил: InDaBattle, Rap City Battle. На InDaBattle дошел до четвертого тура, проиграл Коробу, а тот в финале Джонибою”.
***
Клип на “Ты меня не стоишь” снимался полтора года — нереальный срок, даже по меркам 2009 года. Бахтияр вспоминает, что его режиссер Иван Кулак (“Биф” ST, “50 грамм” Иезекииль 25/17) за время работы успел два раза слетать в Египет и три месяца отсидеть в Бутырке.
— Ты же простой студент, без денег. Как ты ему заплатил?
— Он сначала запросил какие-то деньги, которых у меня не было. Но потом говорит: “Слушай, песня-то клевая. Давай я тебе сниму клип за расходы (в итоге вышло 12 тысяч рублей). Но у меня есть сайт Mp3People, давай напишем, как будто ты клип выиграл в конкурсе на сайте”. Я согласился. А он: “А давай еще сделаем так, что ты выиграл фит с Нигативом”. Я говорю, давай, но до конца не верил, что Нигатив со мной запишется. Как сейчас помню: сижу в универе, в курсантской форме — и мне присылают этот куплет на почту. Я офигел.
Трудности не закончились, даже когда клип был снят и смонтирован. “Монтировать клип Иван улетел в Новый Уренгой. Монтировал месяц, потом не смог залить — интернета не хватило. Прислал мне DVD почтой! Мне привозят этот DVD, я прошу друга, он идет в компьютерный клуб, перекидывает там файл на флэшку, приносит мне. Короче, спустя четыре часа мучений мы садимся за ноут, я смотрю и понимаю, что это самый ужасный клип, который я видел в жизни! Я выхожу, звоню Кулаку. “Ну как?” — спрашивает он. “Если честно, я ожидал большего”. “Ну если честно, я тоже”.
Учитывая сроки съемки клипа "Ты меня не стоишь", не удивляйтесь, что в нем стремительно меняются времена года
Выложить видео в интернет Бахтияра уговаривали всей семьей. Решающим стало слово отца, который сказал: “Сынок, ты выложи просто так, для себя. Это же интересная жизненная история”. Мечтая о 30 тысячах просмотров, рэпер залил клип на YouTube и пошел спать. Утром счетчик показывал 18 тысяч. Бахтияр собрался и пошел в университет. Когда вернулся, просмотров было уже 38 тысяч. Видео появилось в хип-хоп блогах и начало расходиться по интернету. На двадцатый день у него набрался миллион просмотров.
“Никто не верил, что за мной нет богатого папы, — смеется Bahh Tee. — Я стоял с другом после университета, мы ели одну шаурму на двоих, потому что денег не было. И я читаю комментарии к клипу: “Да ему папа купил гугл”. Люди реально обсуждали, что мой отец выкупил YouTube и накрутил просмотры”.
“И тут друг говорит: ”Слышь, шаурмы-то мне оставь”.
Весь резонанс от своего клипа зимой 2011-го сам рэпер оценить не мог. В это время он проходил преддипломную практику в университете: уходил туда рано утром, возвращался за полночь. В город он впервые вышел через пару месяцев, когда уже наступила весна — и пошел на встречу с другом в “Атриум”. Там вокруг него начала собираться толпа молодых людей в адидасовских трениках. Бахтияр подумал: “Будут бить” и начал петлять от них по всему торговому центру. Люди продолжали его преследовать, и их становилось все больше. “Только когда к ним подключилась женщина с коляской, я понял: тут что-то не то”.
“Потом самый смелый подошел ко мне и спросил: “Можно с вами сфотографироваться?”.
***
После успеха клипа молодому рэперу начали обрывать телефон промоутеры с приглашениями на гастроли. Проблема была в том, что выезжать на концерты Bahh Tee не мог: жалко было проучиться четыре с половиной года, а потом все бросить.
“Все гастроли я откладывал на осень и после окончания университета понял, что их скопилось вперед на полгода. Сел, почесал репу, прикинул, что если я сейчас уволюсь, то до Нового Года заработаю денег, как за 10 лет в МВД. Я не хотел расстраивать семью, но тут случился кризис, папа обанкротился, влез в долги — и вся надежда оказалась на меня. Мне дали добро, я уволился и поехал гастролировать. После выпуска из университета форму больше не надевал, поработать тоже не успел”.
О своих релизах того времени — а их выходило по три в год — Бахтияр, всегда оперирующий точными цифрами, говорит так: “За 2010-11 годы их скачали с моего официального сайта пять миллионов раз. В дни, когда мы выпускали EP, сервера ложились”. В сентябре, перед своим первым туром, у него появился еще один хит, “Любви достойна только мама”.
Минус для него он купил у молодого украинского битмейкера Романа Бестселлера, будущего саундпродюсера альбомов Ивана Дорна — за 200 долларов. Бит стоил 300, но скидку удалось выторговать через Лиона, с которым Бестселлер давно дружил. Лиону Бахтияр предложил записать второй куплет к песне, тот отказался. Как выяснилось потом, зря.
— Клип выстрелил так же мощно, как “Ты меня не стоишь”?
— Даже сильнее! Он был на втором месте мирового YouTube. 2011 год, без посевов и накруток он набрал 300 тысяч просмотров в первый день — это было нереально!
"Держался как мог, но разревелся", — такие комментарии можно прочитать под клипом "Любви достойна только мама"
В то же время Bahh Tee занялся монетизацией своего YouTube-канала — почувствовал, что за этим будущее. “Потратил на все месяца четыре: там подпиши, тут согласуй. Изначально доход моего канала должен был быть около 50 долларов в месяц. Мне говорили: “Ты на эти встречи и переговоры уже потратил десятки тысяч рублей! Зачем это тебе?”. А я был уверен, что это перспектива, что это новый рынок. Тогда в русском YouTube было всего несколько видео-миллионников”.
“И в момент, когда я подключил партнерку, рекламодатели поперли в YouTube. А в 2011 году партнерских каналов было ну очень мало — и рекламные суммы распределялись между ними. Так что эти 50 долларов я ни разу не получил. Со следующего месяца мне начало капать по тысяче-две долларов в месяц”.
***
После первых успехов Bahh Tee его начали троллить коллеги: за нарочито простые тексты, “сопливые” песни, простецкую дворовую романтику. “Я не хочу жить в стране, где Bahh Tee в семь раз более популярен, чем Nas и Дэмиан Марли в мире”, — писал в твиттере краснодарец Сэт, намекая на то, что клипы Бахтияра собирали на YouTube больше просмотров, чем работы легенд американского хип-хопа. Бахтияр, когда-то заслушавший блюзовый альбом Сэта до дыр, воспринял это близко к сердцу. Через какое-то время Сэт написал ему с просьбой о совместном треке, Bahh Tee сначала предложил извиниться за свои слова в твиттере, а потом отказал.
“Он вызвал меня на Slovo, я как раз приезжал с концертом в Краснодар. Что-то написал в поезде, мы побаттлились. Тогда же меня и на Versus звал Ресторатор. Предложил баттл с Jubilee, но я не умею вот так — взять и обосрать человека просто так, тем более выслушивать безосновательные выпады в свой адрес. Я ответил, что хотел бы побаттлить с каким-нибудь интеллигентным рэпером, без говна. Предложили Фьюзу, но он сказал, что не участвует в баттлах. Ну и правильно делает, в общем-то”.
Bahh Tee и Сэт баттлятся на площадке Slovo. Возможно, это самый добрый баттл из тех, что вы видели
“Когда у меня вышел второй клип с Нигативом, его опубликовали на Rap.ru, — рассказывает Бахтияр об еще одном своем опыте общения с недоброжелателями. — И Сэймяу засрал в комментах клип. Я его встретил на Versus Main Event, говорю: “Теперь у тебя есть возможность сказать мне это в лицо”. “О, бро, я пересмотрел свои взгляды, все комменты стер”.
“Как-то мой концертный директор пригласил меня на вечеринку. Мы заходим через VIP, передо мной идет Саша ST. И его не пускают, проблемы какие-то, он пытается звонить, решать. Я понимаю, что это не очень красиво выглядит. Говорю: “Саша, тебе помочь?”. А он в грубой форме — “Себе помоги!”. Спустя полгода я его встретил возле ГУМа, подошел, пообщались. “Слушай, — говорю, — а что это тогда вообще было?”. “Бро, да я не понял, что это ты был!”.
— Зачем тебе эти выяснения отношений? В интернете всегда кто-то неправ.
— Да я не выясняю отношения, мне просто интересна психология людей. Зачем они это делают? Я позитивно настроен ко всем. Ты знаешь, я очень хорошо разбираюсь в авторском и смежном праве, и, вообще никогда никому из них не отказал в консультации или помощи с договорами. У меня небольшая студия есть. Там записывались многие рэперы, причем я денег с них не брал. Карандаш вот записывал песню с Пиццей, Slim приходил (меня не было в тот момент, он даже не понял, что это моя студия), еще кто-то. Помню, что звукарь наш возмущался, что из всех рэперов только Карандаш в твиттере респектнул за студию, посоветовав своим подписчикам.
— Если сравнить рэперов с людьми из поп-тусовки, кто честнее?
— Поп-артисты. Они хотят славы и денег и делают все для того, чтобы это получить. Рэперы тоже хотят, но часто врут, что это им не нужно. До “Ты меня не стоишь” рэперы отказывали мне в фитах, а потом я получил от них шквал предложений.
Сергей Жуков из группы Руки Вверх! в 2013 году сам написал Bahh Tee в инстаграме и предложил фит. “Я сижу в кафе, смотрю — в инстаграме на меня подписался Сергей Жуков. Чувак, я чуть не нажрался от счастья, что этот человек знает, кто я такой. Он выкладывает в инстаграм фото со своих концертов, там тысячные залы, я как-то не сдержался и написал “Как же круто собирать такие залы!”. Он мне пишет в комментарии: “А давай запишем дуэт и будем вместе собирать!”.
Так появилась песня “Крылья”, услышав которую, Жуков сказал: “Это “Алешка” номер два”.
Кроме Bahh Tee Сергей Жуков записал фит еще с одним российским рэпером — это был St1m
— Какой Жуков в жизни вообще?
— Офигенный мужик. Лучше, чем большинство рэперов, с которыми я знаком! Мало кто по человечности и мужским качествам близок к нему. Он тру на 100%, во-первых, а во-вторых, он светлый. Вот сейчас у меня вышел альбом — я могу на спор предложить какому-то из рэперов поддержать его в своем инстаграме. И могу гарантировать, что он не сделает этого. А могу Серегу Жукова попросить — и он напишет так про альбом, что все побегут его качать.
“Крылья” могли бы выстрелить сильнее, но песню не взяли на радио, даже с протекцией Жукова. Начиная с 2013-го имя Bahh Tee стояло в черном списке радиостанций.
***
“В 2013 году все было круто, — рассказывает Бахтияр. — Я был номинирован на всякие премии, выступил на Big Love Show. Клипы крутили по ТВ, а песни потихоньку заходили на радио. В какой-то на тот момент влиятельный человек из мира шоу-бизнеса обратил на меня внимание. Начал писать, моя пиарщица задыхалась от счастья: “Все, у нас теперь все дороги открыты!”.
“Закончилось это тем, что он начал до меня домогаться, целоваться лез, прямым текстом предлагал ехать к нему. Я охренел! Естественно, пресек все контакты с ним. Он говорит: “Ну смотри теперь, что с тобой будет”. И меня стали игнорировать все медиа”.
Имя продюсера он не называет, но уточняет: “Это человек такой кристальной репутации, что, когда я пришел к своей команде и рассказал о случившемся, они мне ответили: “Скажи нам, что записал фит с Майклом Джексоном — и мы поверим. Но в это поверить не можем!”.
На музыке в очередной раз был поставлен крест — Бахтияра позвал работать персональным помощником человек, вхожий в семью акционера одной из крупных нефтяных компаний. “Моя жизнь превратилась в нефтяную скважину”, — вспоминает артист. — Я максимум жил в одном городе два дня. Дубаи, Стамбул, Ташкент, Баку, Москва, вот такой у меня был график передвижения по миру".
"Не знаю, зачем мне это было нужно. Наверное, я решил так потому, что не люблю, когда результаты моей деятельности зависят не от того, как я работаю, а от непричастных к ней людей. Друг, к которому я ушел работать, мог помочь мне – его компании принадлежал крупный медиа-холдинг, но я отказался. Устал.”.
С начала 2014 года он на некоторое время замолчал.
***
К музыке Bahh Tee вернулся после кризиса 2014 года, “Как только я отходил от нее, меня затягивало обратно”, — замечает он. Вернуться на радио помогла другая большая отечественная поп-звезда. Филипп Киркоров, ожидая своего рейса в аэропорту, нашел на YouTube клипы Бахтияра, а потом начал постить их в свой твиттер и писать хвалебные отзывы. Когда после этого Bahh Tee принес новую песню на радио, ее поставили в эфир.
“Может это и совпадение, но Киркоров имеет огромный вес, и даже простое его мнение или твит могут заставить многих обратить на тебя внимание или поменять мнение. С Филиппом я так и не знаком в жизни, по сей день. Иногда скидываю ему какие-то демки для продажи на почту, он всегда отвечает, но пока ничего для своего репертуара не выбрал” — улыбается он.
“Он профессионал, — добавляет Bahh Tee, когда мы обсуждаем концертное шоу Киркорова за два миллиона евро — на его работоспособность надо равняться. Как бы это ни звучало, но в хип-хопе работоспособность уровня Киркорова есть только у Басты”.
Bahh Tee и сам не страдает от обилия свободного времени: у него релиз альбома, съемки клипов, переговоры с издателем, он пишет песни на заказ — в прошлом году нагострайтил для певца Эмина, сына российского предпринимателя из рейтинга Forbes, песню “Сбежим в Баку”.
Вышедший в апреле 2017-го альбом Bahh Tee звучит так. Его можно купить и в iTunes
Получая большие авансы от издателей, он уверен, что музыка должна быть в свободном доступе. “Я сторонник того, что монетизировать надо все, — говорит он. — Но народ должен иметь доступ к твоему творчеству. Многие закрывают бесплатный доступ к песням, думая, что это увеличит платные скачивания. Но чем больше тебя слушают бесплатно, тем больше и платных скачиваний”
У него нет контракта с лейблом, а своя команда небольшая — но ее хватает. “У меня свой концертный директор, он же по совместительству директор группы Машина Времени. Он же как подрядчик организовывал концерты Нелли Фуртадо, Бейонсе в “Олимпийском”, привозил Гейма и 50 Cent, делал тур Араша по России. Его все знают в индустрии, он с топами работает. Не знаю, что он нашел во мне!”.
“Артем сказал, что я могу жить на доходы со своего YouTube-канала, — вспоминает Бахтияр недавнее интервью главы музыкального издательства А+ на The Flow. — Нет, это неправда. Канал приносит неплохие деньги, но даже сравнительно со средней московской зарплатой они маленькие. Но если рассматривать заработок со всех площадок, то мой каталог зарабатывает очень хорошо”.
И напоследок развенчивает еще один миф.
— Кстати, то, что Bahh Tee слушают в основном малолетние девчонки — это неправда. Хочешь прямо сейчас тебе покажу статистику?
— Давай.
Он открывает с телефона панель управления YouTube и показывает статистику просмотров за все время. На экране четко видно: основная аудитория — мужчины 25-35 лет.