Тексты

Опыт: как я ездил на фестиваль Outlook

Outlook называют "лучшим d'n'b фестивалем", "самым большим dub фестивалем", "грандиозным grime ивентом" — и все по-своему правы

автор: Андрей Кочарян
Photo courtesy of Ivan Shaw

Пула — самый крупный город хорватского полуострова Истрия, расположенного в Адриатическом море. Город с богатой историей — его расцвет пришёлся на эпоху Древнего Рима, поэтому там прекрасно сохранились памятники древнеримской архитектуры. Самый известный среди них — 2000-летний амфитеатр вместимостью в 23 тысячи зрителей...



Это не урок истории, а предисловие к нашему небольшому рассказу о поездке на самый крутой фестиваль саундсистем и bass-музыки в мире — Outlook Festival. Его грандиозное открытие состоялось как раз в этом самом амфитеатре: из сердца красивейшего (отлично сохранившегося, к слову) строения на добрую часть города вещали американская дива Lauryn Hill, британский бэнд Submotion Orchestra, лондонская новоявленная соул-звезда Andrew Ashong и жемчужина Eglo Records — Fatima.





Мы уже успели отдохнуть от перелета (Краснодар - Москва - Загреб) и поездки на арендованном авто из столицы Хорватии непосредственно в место нашего проживания и проведения фестиваля — кемпинг Бриони и даже прогулялись в центральных районах Пулы, так что звездных хэдлайнеров встретили в отличном расположении духа. Скажу сразу, что звук на любой из 11 танцплощадок фестиваля, лодках (о которых чуть позже), ну и тем более на концерте открытия по умолчанию НЕВЕРОЯТНЫЙ.

Вкратце из запомнившегося: Лорин Хилл с живым бэндом переиграли все ее сольное и групповое разнохитовье, Эшонг и Фатима просто очень задушевны и хороши, но наибольшее впечатление я получил от лайва Submotion Orchestra — музыканты джемили почти после каждого своего отыгранного цельного произведения с душой и выдавали актуальнейший звук, все это приправлено атмосферными даб-эффектами и подано с изысканным вокалом Ruby Wood. Это был легкий шок. Более шокирующие мероприятия моей андерграундной грязной душе были уготовлены после — начиная со второго дня фестиваля.



Танцполы и сцены фестиваля расположены, как это полагается, на достаточно приличном расстоянии от самого кемпинга. Ну, поспать ночью тем, кто приехал на Outlook просто позагорать на море и выспаться, вполне себе реально. Ближайшая арена (так называют на фестивале площадки) — Beach Arena — находилась на расстоянии километра от нашей стоянки. По пути магазин с вполне себе человечными ценами, многочисленные футкорты, палатки с сувенирами, вещами ("леваком" от локальных торгашей, по большей части), табаком, мерчом фестиваля (стороннего мерча за исключением одной лавки неизвестного нам лейбла застать не удалось). Душей и туалетов хватает, но большая численность "тусовщиков" (общее кол-во: около 16000 человек), проживающих на территории кемпинга, заставляла нас просыпаться в достаточно раннее время, дабы успеть провести необходимые мероприятия до формирования серьезной очереди из опухших англичан и гостей фестиваля с других государств. В целом, мероприятие британское в доску, но австралийцы, бельгийцы, итальянцы, немцы, канадцы и так далее (включая немногочисленные разрозненные бригады русских) прилагаются.



На пляжной арене балом правили Dub Smugglers (Манчестер) со своей саундсистемой. Находится она непосредственно на берегу моря, в метрах 30 от чистейшей адриатической воды. Неподалеку, также на берегу, находится еще один пляжный танцпол. Если не сворачивать к пляжу, попадаем на горный перевал, пройдя по которому с пару километров выходим на следующую арену — The Clearing. Оборудованная на большой поляне, окруженной густым лесом, по тем перфомансам, что мы там увидели, полностью соответсвует своему названию. Далее снова подъем, и вот вновь у берега, теперь уже с горы, виднеется еще одна площадка, самая большая — The Harbour.

Соотвественно названию, у этой арены происходит посадка на так называемые boat party — вечеринки на лодках вместимостью окола ста человек каждая, с тематическими (от различных лейблов или просто знатных чуваков) b2b сэтами, лайвами и прочим. В день до позднего вечера в разное время в море выходит 12 лодок, попутно пересекаясь в море — в этот момент массив на каждой очень тепло закидывает друг другу респекты. Лодки отходят от берега, встают где-нибудь в живописном месте с видом на гористую местность с густой растительностью и в течении трех часов там происходит раздача отменных музыкальных "блюд". Регги, даб, дансхолл, драм'н'бэйс, хип-хоп, дабстеп, геридж, uk фанки, техно — не полный перечень тех жанров, которые слышны повсюду на Outlook Festival. Любая bass driven музыка задействована в организации рэйвов мурашек на вашем теле — они выплясывают там и от удовольствия, и от физического воздействия низких частот, выдаваемых, повторюсь, феноменально крутой акустикой даже на каждой из лодок.

Если винил в море, то используется специальная конструкция, создающая независимую опору для вертушек — чтобы не соскакивала игла от покачивания на морских волнах и от реакции массива. Не всегда помогает, как довелось увидеть, но в любом случае очень действенно.

Мы урвали пару лодочных вечеринок — от тусы из Лидса Sub Dub (при участии Irration Steppas, OBF, Sammy Dreadlocks, Kenny Knots и др.) и попали там на день рождение слегка бесноватого Daddy Freddy. Даб-легенды и даб-молодежь вместе глушили Джек, крутили и курили джоинты, поздравляли Дэдди (чуть реже, чем он поздравлял себя, так скажем) и чуть не спалили и без того фирменный звук. Конфликт с координатором от оргов по этому поводу уладили, напоследок Mark Iration отыграл (с устным респектом) Майкла Джексона и все с довольными загорелыми лицами спустились на берег.



Если идти от гавани дальше, то нас ждет еще несколько танцполов и сцен. Это футуристическая Void Arena — прямой респект самой популярной серийной акустике, использующейся на фестивале; Garden Arena — оформленная подобающе, с таким же турбированным звуком от Void и обилием грайм-музыки; Moat Arena — наверное, самая атмосферная на Outlook: это ров с глубоким спуском длиной метров 150, шириной в 20, постоянно забитый до отвала людьми, в конце которого мощный свет и звук. Самая "дипуха" качала именно там — уверен, что даже если вам не понравится музыка, транслирующаяся из пульта, эмоции в любом случае бы были обеспечены благодаря качеству и специфике звука, света и оформлению мест. Далее, очень рутсовая Fort Arena — тоже ров, менее глубокий, но шире, с саундсистемой французов OBF и отличной световой инсталляцией на стенах. Почти главное место внутри самого форта (сам форт Пунта Кристо был построен в конце 19 века силами Австро-Венгерской империи с целью защитить ее главный военно-морской порт в Пуле): Mungo's Arena — из названия понятно, кто в ответе за звуковое обеспечение там. Шотландцы Mungo's Hi Fi — главное открытие фестиваля для меня лично. Отменный даб на стыке эпох смены звучания и выделки электронной музыки, всегда отличные эмси (тоастеры) на майках и селекшн. Их можно было встретить в разное время на всех аренах, но свою саундсистему они выставили на своей же площадке. Тамошняя ночь Deep Medi была как ярчайший сон перед пробуждением - именно в это утро, которое стремительно подступало, мы должны были выезжать из кемпинга.

Отдельного внимания требует Noah's Ballroom — через лабиринт каменных тоннелей вы попадаете в небольшую круглую комнату с видом на звездное небо и сильнейшими вибрациями из все тех же железок от Void. Вход туда контролировался для собственной безопасности тусовщиков, дабы помимо звуковой давки не началась реальная. Люди выходят — люди заходят.





Каждая площадка оборудовано стадартно тем же фудкортом, баром, туалетами - все от людей для людей. Из интересного еще: у пляжной сцены была обнаружена knowledge arena — специальная палатка, в которой музыканты делились своими знаниями и опытом с поклонниками и начинающими музыкантами.

Outlook — это тот фестиваль, который на тематических форумах и в социальных сетях поклонники разной музыки называют "лучшим d'n'b фестивалем", "самым большим dub фестивалем", "грандиозным grime ивентом" — и все они будут правы. Каждому из bass driven жанров уделено серьезное внимание, под показы лейблов выделяют целые ночи, площадок много, удовлетворены абсолютно все. Интересно читать восторженные посты самих музыкантов (с богатым послужным списком, не обязательно новичков) о "необъятном опыте", который любезно предоставил им фестиваль. Играть на таком звуке, на таких площадках, для такого количества людей — все это восхищает их не меньше самих поклонников. Outlook — это серьезное переживание, экспириенс для человека, который искренне полюбил музыку, слабо котирующуюся в российских реалиях.



По словам земляков, которых довелось встретить в Пуле, общее количество наших там (русскоязычных, не обязательно россиян) — порядка 50 человек. Маловато на 16000, не правда ли? Будем стараться исправлять это соотношение, ведь говорим мы со всем массивом на одном языке — языке сердца.

Уан лав, увидимся в следующем году, Outlook!

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"