Тексты
Текст: Эрдни Кагалтынов. Оформление: Андрей Солок

Что такое гиперпоп, и как он попал в биты рэперов

Новый музыкальный жанр, очередной виток развития аудиовзиуальной культуры или вычурная постмодернистская пародия на поп-музыку? Попытаемся разобраться что такое гиперпоп, и как он влияет на другие музыкальные жанры, в том числе и на хип-хоп.

Начало массовой популярности жанра гиперпоп принято отсчитывать с 2019 года, когда у дуэта музыкальных экспериментаторов из Сент-Луиса 100 gecs вышел альбом “1000 gecs”. Транс, поп-панк, инди-рок, трэп, глитч-кор – это далеко не полный список жанров, отголоски которых можно услышать на кричащем, эклектичном детище Дилана Брэйди и Лоры Лес. В пределах одного трека запитченый речитатив может сорваться у них в автотюновые завывания, а забавная меметичная мелодия вдруг превратиться в гитарный рифф с выкрученным на максимум дисторшном. 100 gecs собрали несовместимые на первый взгляд детали музыкального пазла, балансируя между привычной мелодикой поп-музыки и экспериментальной неслушабельной какофонией. Идеально это формула раскрывается в их главном хите с альбома – треке “money machine”, в котором кантри-гитара сменяется искаженным до неузнаваемости семплом из сета битов для игры Minecraft.




Через два месяца после выхода альбома “1000 gecs” в Spotify появляется официальный плейлист с лаконичным названием “hyperpop” и 100 gecs на обложке. Уже тогда многим музыкальным критикам, закрывавшим до этого глаза на маргинальный жанр, стало понятно, что гиперпоп – это явление, которое пришло в музыку основательно и надолго. Плейлист моментально стал хитом. 30-летний редактор Spotify Лиззи Сабо, которая и собрала плейлист, сказала в интервью Vice, что по статистике слушатели сохраняют треки из сборника “гиперпоп” охотнее, чем из любых других официальных плейлистов – это важный показатель популярности жанра и доказательство того, что он имел большую фан-базу и до 2019 года.





В том же интервью Сабо назвала “крестного отца” гиперпопа – это 31-летний продюсер из Лондона Александр Гай Кук. A.G. Cook – один из пионеров жанра, музыкальные эксперименты которого во многом сформировали узнаваемое звучание гиперпопа. Он очень много сотрудничал с британской поп-исполнительницей Charli XCX. 29-летняя певица стала проводницей этого направления на поп-сцену. Кук назвал в интервью журналу “American Songwriter” жанр, в котором выступает Чарли “классической” поп-музыкой. Приставку “поп” продюсер считает устаревшей – к попсе теперь относятся не только хиты стадионных звезд со страниц глянцевых журналов (Кук привел в пример Леди Гагу и Бритни Спирс), но и песни, завирусившиеся в TikTok, и хип-хоп, который давно успешно завоевывает чарты. При этом продюсер ни в коем случае не относится к этой музыке пренебрежительно и иронично – из смеси привычных слуху поп-хитов, въедающихся в мозг вирусных тик-ток треков и хип-хопа в том числе и состоит гиперпоп. Намного сложнее определить, какая музыка не оказывает влияние на этот жанр. Брэйди из 100 gecs, например, в прорывном альбоме дуэта часто отсылал к забытому ныне жанру бростеп, “перекошенному и агресивному” ответвлению дабстепа, а в сольном альбоме “Apple” A.G. Cook вдохновлялся творчеством популярной кантри-певицы Шанайи Твейн. Поп-панк, рок-баллады 80-х, музыкальная эстетика Канье Уэста времен “Yeezus” – описание гиперпоп-альбома неизбежно сводится к перечислению несовместимых элементов, которые умудряются звучать интересно и не скатываться в скроенный на коленке mash-up.





Для гиперпопа A.G. Cook действительно очень важная фигура: он основал лейбл PC Musiс, который сыграл большую роль в формировании фирменного звучания этого музыкального направления. Сам Кук в уже упомянутом интервью не забыл отдать должное таланту другого жанрообразующего артиста – Sophie. В начале музыкальной карьеры A.G. Cook создавал треки на основе готовых пресетов. Все изменилось, когда он встретил шотландского музыканта Софи Зион, выступавшую под псевдонимом Sophie. В отличие от Кука она была настоящим саунд дизайнером, которая вывела жанр на новый уровень. Именно спродюсированный Sophie трек “Vroom Vroom” обозначил водораздел в карьере Charli XCX. Авангардный и новаторский для 2015 года продакшен звучит свежо и необычно и в 2021 году.





Просто послушайте Чарли до начала экспериментов с гиперпопом. Например, симпатичный фит с Ритой Орой. Нормативный, работающий по всем музыкальным правилам хит сейчас звучит устаревше. Гиперпоп, как и многие молодежные, бунтарские жанры до него, разрушает устоявшиеся правила, бросает им вызов. Актуальность этого подхода доказали дальнейшие проекты Чарли, спродюсированные Sophie и A.G. Cook – микстейпы “Number 1 Angel” и “Pop 2”. Критики в один голос называли творчество новой Чарли поп-музыкой будущего. После успеха 100 gecs можно с уверенностью сказать, что это будущее уже наступило.

В январе 2021 Sophie погибла в результате несчастного случая. В заявлении ее лейбла о причине смерти было сказано: “Софи поднялась вверх, чтобы посмотреть на полную луну, поскользнулась и упала”.

Ранняя и трагическая смерть неизбежно привела к романтизации ее образа в среде поклонников гиперпопа, но ее вклад в гиперпоп-культуру действительно трудно переоценить.

Музыкальная эклектика и открытость к экспериментам роднит гиперпоп с хип-хопом. В первую очередь с клауд- и эмо-рэпом, рэп-панком и минималистичным трэпом, – эти поджанры хип-хоп музыки зарождались и развивались, как и гиперпоп, на платформе Soundcloud. Естественный процесс взаимного влияния и интеграции жанров не мог не сказаться на их развитии.

Одни из главных экспериментаторов в жанре клауд-рэпа — Yung Lean, Ecco2k и Bladee порой заходят в своем творчестве на территорию гиперпопа. Песня Ecco2k “Peroxide”, например, вполне могла бы оказаться в том самом плейлисте от Spotify.





В вышеупомянутом сборнике треков итак хватает хип-хоп композиций. Многие из них были добавлены дуэтом 100 gecs, которым дали возможность редактировать плейлист в июле 2020 года. Дилан и Лора показали миру исполнителей, до этого находившихся в андергарунде. Среди них – 16-летняя p4rkr, которая умело смешивает хип-хоп и гиперпоп так, чтобы оба жанра могли органично сосуществовать на одном треке, не перетягивая на себя одеяло. Как правило, девушка совмещает гиперпоп-инструментал и флоу, характерный для минималистичного трэпа. По этой схеме она читает, например, в треке “four am”.





В Россию тоже постепенно проникает гиперпоп. Андерграундые артисты New Sylveon и pure, например, явно вдохновляются эстетикой j-pop и творчеством 100 gecs. Русскоязычный хип-хоп тоже не отстает – гиперпоп-тенденции можно услышать в экспериментах с музыкальной формой от рэпера zavet и даже в мультяшном трэпе Платины. Клип “На грязном”, например, вовсю заигрывает с digital-эстетикой гиперпопа.





Надолго ли гиперпоп? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, но очевидно, что даже если жанр ждет печальная судьба диско, гранжа и дабстепа, свой след в культуре он точно оставит. Наверное, можно сказать, что эпоха цифрового безумия, урбанистической депрессии, тотальной доступности информации и отсутствия возможности ее адекватно воспринять взрастили в человеке ироничный цинизм и хрупкую ранимость. Гиперпоп прекрасно отражает эту двойственность — за кислотными, яркими вставками в клипах, за гипертрофированно-жизнерадостными и перенасыщенными деталями музыкальными решениями чаще всего скрывается экзистенциальный крик о помощи человека, оставшегося наедине с самим собой. Успевший уже всем надоесть задорный гиперпоп-хит SugarCrash! как раз об этом – достаточно просто прочитать текст песни.


А еще возвращение Ассаи и хайп мемного рэпера YA3
Выпуск философский и ностальгический
Новое видео на нашем канале — о культовом альбоме, который считался провальным