Фото Клипы Рецензии Альбомы Тексты Новости Баттлы
16+
Тексты
Текст: Владимир Завьялов

Что недорассказал о Децле фильм "С закрытыми окнами"

Как излишняя героизация персонажа исказила реальность.
Комментарии
0

Я посмотрел фильм Романа Супера про Децла "С закрытыми окнами" и кинулся писать текст с заголовком “Что не так?” — и напоролся на критику (справедливую!) от Андрея Никитина в чате редакции.

Да, "что не так" — это упрощенная постановка вопроса. Все-таки "С закрытыми окнами" — это большая по форме, серьезная журналистская работа: куча архивных кадров с Кириллом, обширные и откровенные разговоры с отцом и матерью, разговоры поменьше — с архитекторами его успеха и свидетелями падения.

Из главных удач — воспоминания Александра Толмацкого: насколько исповедальные, настолько и противоречивые. Вот он рассказывает, как хотел позвонить сыну, но не успел, не сдерживает слез и просит остановить съемку. Но, возвращаясь, произносит главное — он не жалеет о том, что создал Децла. Вот он рассказывает, что придумал Децла из-за “комплекса роста” — тут же мать артиста произносит обратное. Такая перекличка двух разных правд была магистральной линией фильма и вообще отображена эффектно.

Вот Тимати в первый раз (кажется, вообще) много говорит о Децле: искренне поражается, почему Кириллу так важно было что-то доказать “маленькой группке людей” (имелся в виду подземный русский рэп в 00-ые), и эта реакция — очень уж характерный штрих к портрету Тимати. Вот Лигалайз немного смущенно рассказывает о невиданно больших деньгах, которые он получил за написание "Пепси, пейджера, MTV" — видно, что это вызывает эмоции даже двадцать лет спустя. Нашли даже Николая Дроздова!

Для человека, который слабо интересовался жизнью и карьерой Децла (особенно — после 2004 года), здесь и правда есть что посмотреть и узнать. Очень подробно и увлекательно рассказана история успеха Децла: как Толмацкий-старший придумал Децла, как Лигалайз писал тексты к "Пятнице”, а Шефф этим заведовал, как Тимати попал к нему в бэк-MC.

Но как этому же человеку объясняют, что с Децлом стало дальше?

Показателен следующий момент: та половина фильма, что про успех — вся про музыку. Там Зосимов, Козырев, Валов и Лигалайз комплиментарно говорят о музыке раннего Децла. А вот склейка — и уже Моралес и Кулик говорят про вечно закрытые окна, конфликты, неуплаты за коммуналку, да про что угодно, но только не про музыку. Про музыку позднего Децла говорит только сам Децл.

А говорит примерно такое — вот Кирилл в пыльном клубе обращается к людям: "Вас мало, но вы пришли послушать настоящий рэп". Вот кадры из его интервью: "Я собираюсь сделать классный альбом с нездешними музыкантами". Почему в этом клубе от силы человек двести, когда в начале фильма был стадион? Почему этот альбом с нездешними музыкантами мало кто послушал? Фильм молчит.

“С закрытыми окнами” рисует непосвященному зрителю простую и слишком удобную картину: Децл добровольно ныряет в неустроенный андерграунд с пыльными маленькими залами вместо стадионов, с войнами против всех вместо хитов. Почему? Потому что сам Децл так решил — и стал свободным. А почему треки перестали быть хитами? А потому что ему перекрыли кислород.

Здесь ноль информации о том, как первый по-настоящему свой альбом “Aka Le Truk” артист выпустил не самостоятельно, а на вполне себе мейджоре Universal; почему альбом плохо продался, как лейбл разрывал с ним контракт и почему артист потом четыре года молчал и не смог следующий альбом даже запустить в массовую продажу.

К сожалению, фильму остро не хватило музыкальной экспертизы и какой бы то ни было оценки самостоятельного творчества Кирилла. Все сводится к комфортному мнению: вот было пластиковое творчество, а вот стало настоящее.

Фильм объясняет, что Децла игнорировали профильные СМИ — и упоминают, в частности, наш сайт. Но ведь простой рисерч по поиску дает понять, что это ложь: можно насчитать несколько страниц публикаций про Кирилла, сделанных до смерти. И речь не только о скандалах (которые игнорировать было и правда сложно — они стали неразрывной частью позднего образа Кирилла) — но и об альбомах, синглах, клипах.

К подбору музэкспертов, кстати, тоже есть вопросы — при всем уважении к Михаилу Козыреву и Артемию Троицкому, вряд ли их можно назвать профильными исследователями жанра.

А еще здесь утверждают, что Децл “ссал против ветра”. Да, Кирилл действительно делал не самые очевидные ходы — когда Оксимирон со Скриптонитом меняли правила игры, он укатил в Бразилию делать байлефанк-альбом с местными музыкантами.

Но всегда ли он шел против течения? Вряд ли. По музыке Кирилла вполне можно отследить смену эпох: будь то иллюстрация стремительно богатеющей Москвы “Потабачим” (или еще более показательная песня “Сучки”) из 2004-го или песня “Новый бэнгер” из 2018-го, название которой хорошо объясняет, что это за музыка. Но вот только фильм не отвечает на вопрос, почему “Новый бэнгер” не стал новым бэнгером.

Вообще, жанр “фильм-воспоминания о трагической фигуре” (коей Кирилл, безусловно, является) всегда дает соблазн выкрутить этот трагизм на максимум, выжать зрительскую слезу и излишне героизировать персонажа.

К сожалению, у режиссера не получилось этого соблазна избежать. Вторая часть фильма о незвездном периоде Децла представляет Кирилла, скорее, непризнанным гением, чем музыкантом, чье собственное творчество оказалось слабее его первых альбомов, которые написал не он.








comments powered by Disqus
Если эти документы настоящие, то артист ушел на довольно удобных условиях.
Пилот самолета в полете доложил, что на борту перевозят оружие — а это серьезное преступление по американским законам. Juice WRLD принял несколько таблеток перкоцета и теперь появились конспирологические теории его смерти.
Oxxxymiron и свиньи, Луперкаль и Бейби Йода, Guf и Nas.
Зачем им музыка? Почему им было сложно в первых выпусках “Подруг”? Что такое ретроградный Меркурий?