Тексты
Текст: Николай Редькин

“Столько кепок Kangol одновременно можно увидеть только в магазине”

The Flow побывал на Burn Battle School в Кракове — большом съезде поклонников уличной культуры, где рэп, брейкданс и граффити, словно в старых клипах Da Boogie Crew, снова оказались рядом.




— Ты ездил на Hip-Hop Kemp? — спрашивает меня Коля, мой тезка и бибой.

— Нет, как-то не довелось. Я езжу на фестиваль Flow, он в Финляндии.

— Тебе обязательно надо съездить на Hip-Hop Kemp. Это очень круто, я там был этим летом. Палатки, романтика, культура. Это, кстати, рядом с Польшей — час езды до Праги.

— Кто тебе понравился?

— Очень рад был послушать Onyx. Это музыка моего детства. Сейчас такой музыки мало.

Коля сам из Львова, но живет в Кракове уже долго. У него тут девушка, он танцует в местной команде — и прямо сейчас мы идем к ним на репетицию. Репетиция проходит в местном зале молодежной школы искусств при каком-то религиозном центре.



***


Burn Battle School — не школа, где учат шутить про мамок, как можно было бы предположить по названию, а что-то вроде слета бибоев, где они устраивают показательные выступления. Здесь же выступают рэперы, играют диджеи, граффитчики раскрашивают стены. Называется это все “празднование уличной культуры”.

В этот раз “баттловая школа” проходит в Кракове.

У нас есть день на знакомство с городом. Бывшая столица Польши — в 16 веке ее перенесли в Варшаву — сохраняет очарование восточноевропейского города: со шпилями, каменными мостовыми, уходящими в небо костёлами и так далее. Человек с советским прошлым вспомнит краковскую колбасу — но тут о такой не знают. Хотя вообще с колбасой все ок. На центральной площади, она же Главная рыночная, жарят капусту со свиными сосисками и разливают пиво (почему-то очень невкусное — наверное, наш фейл, надо было идти в какое-то другое место).

Отсюда можно доехать до бывшего концлагеря Освенцим, сейчас там находится музей. Ехать всего-ничего, но мы не успеваем туда добраться, остается только смотреть фотографии и кусать локти. Не повторяйте наших ошибок, если вдруг будете в Кракове.


***


Заборы в центре уклеены афишами. Среди них встречается имя Popek — это чуть ли не единственный польский рэпер, которого я знаю. Коля, сопровождающий нас по Кракову, говорит про него: мегажесткий рэп про социалку. Я нашел на YouTube клипы — и это правда какая-то восточноевропейская версия группы Dope D.O.D. Вспоминаю, откуда я знаю про этого артиста. Все просто — о нем в большом интервью для The Flow рассказывал Porchy, у них даже есть совместный трек на вышедшем в этом году микстейпе.

Вообще, в разговоре про польский рэп, звучит одно: суровый, старорежимный, остросоциальный. Cудя по всему, большая звезда жанра — это 36-летний артист O.S.T.R: на YouTube у него по нескольку миллионов просмотров, и сегодня он представляет Польшу на Battle School, выступая перед бибойским контестом и открывая выступления Grandmaster Flash с Busta Rhymes.

Представляю, кто бы из русских рэперов не старше 40 лет органично звучал на таком мероприятии — в голову приходит только Пика. Надо посоветовать его организаторам — в России, кстати, Burn Battle School пройдет уже 12 ноября. О чем мы, конечно, еще расскажем.





***


В брейкдансе я понимаю еще меньше, чем в польском рэпе. Знаю только, что успехи россиян в нем существенны: есть команда Predatorz Crew, которая в 2014 году выиграла престижный конкурс Battle of the Year. В общем, предмет для гордости, без фигни.

Интересно, почему русские, а не американцы — носители этой культуры? Консультируюсь у своего тезки.

— Коля, может, ты знаешь — в Америке брейкданс как вообще, популярен?

— Знаешь, мне кажется, в Европе популярнее.

— Почему же?

(Коля выдерживает паузу)

— Потому что в Америке — у них традиции. Они там занимаются этим уже 40 лет, с начала 80-х. А мы смотрим на это все по-новому. Мы не боимся попробовать что-то, чего не было.



***


— А что сейчас происходит с русским рэпом? — спрашивает меня менеджер Burn из Италии. Мы знакомимся с ним, пока едем в минивэне из гостиницы на ланч.

— C ним все хорошо. Много новых имен, крутые артисты, постоянный апгрейд.

— Я знаю одного русского рэпера. Его зовут Тимати.

— Он очень популярен у нас. Собирает огромные площадки в Москве.

— Я в курсе, да. Мои друзья несколько раз букировали его в Милане.

— Ого. И много людей приходило?

— Много. Реально очень много. Это были русские эмигранты, которые очень хотели потратить свои деньги. Помнишь песню про “Сен-Тропе”? Огромный хит был!



***




На следующий день мы приезжаем в Tauron Arena. Это огромная площадка, вблизи похожая на приземлившийся дирижабль. Внутри все происходит так, как было и задумано: в кругу разминаются бибои, играет бумбэп, люди с баллонами красят импровизированную стенку. Одеты все соответствующе — столько кепок Kangol одновременно можно увидеть только в монобрендовом магазине.

На пресс-конференции Busta Rhymes, за последние годы еще сильнее раздобревший и выросший в плечах, отвечает на каждый вопрос минут по 10. Вспоминает, как бегал по Нью-Йорку с самодельным маркером в руках и тегал стены; хвастается успехами своего протеже O.T. Genasis (новый сингл — “самая горячая запись на улицах”; знает, хитрец, что мы никак не проверим!) и намекает на новый альбом, говорит, что уже подписал контракт с лейблом Epic.

Дедушка Grandmaster Flash на пресс-конференцию не приходит, зато играет довольно выдающийся сет старорежимного хип-хопа: самая новая песня тут — это “The Next Episode” авторства Dr. Dre. Скретчит с проигрывателя, а играет с "макбука" и Serato. Я удивляюсь, но очевидцы пишут в твиттере, что так было еще в Москве на Faces & Laces пять лет назад. Под его сет люди активно танцуют и вообще веселятся — гадаю, уж не виной ли тому сериал “The Get Down”, где хип-хоп-долгожитель сыграл самого себя и вообще, курировал процесс съемок.

Лучше всего, впрочем, реагируют на выступление O.S.T.R — могу только догадываться, что в Польше как у нас: свой рэп популярнее завозного. Песни его я, правда, не оценил — без знания языка это сложно сделать.

Кстати, бибой-баттл на Battle School — не совсем “баттл”. В нем нет деления на победителей и проигравших. Принцип: “Главное — участие”. То, что и декларировали в свое время Grandmaster Flash со своими коллегами.





Самое удивительное впечатление от поездки вот какое: в первый день после ужина мы вернулись в гостиницу, где познакомились с местными бибоями. Выпив за культуру, мы взяли с собой переносную колонку и пошли прямо в коридор “Хилтона”, где каждый из наших знакомых начал показывать, что умеет — это все вылилось в спонтанный баттл. На часах было два ночи, из номеров выходили люди, но никто не пытался помешать. Наоборот, улыбались, хлопали и снимали на телефон. Взрослый мужчина в очках, минут двадцать стоявший у стенки и наблюдавший за нами, вдруг вышел в круг и начал профессионально крутить “гелики”. Оказалось, бибой с 20-летним стажем, тоже приехал на Battle School.

Наверное, это и было тем самым празднованием уличной культуры — пускай и в гостиничном лобби.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"