Тексты
Текст: Андрей Никитин
Фото: инстаграм Булат Арсланов

"Boom Boom" напомнил, что когда-то клипы были очень важны. Куда это делось?

YouTube убил.

На прошлой неделе вышел клип Лободы "Boom Boom", в котором играют роли Ксения Собчак и Чума Вечеринка, Варвара Шмыкова и Карина Кросс, Мария Миногарова и Лолита, Ида Галич и Варнава, а на фите появляется Pharaoh.

В клипе происходит следующее: девушки приходят то ли на кастинг, то ли на собеседование, которое проводит группа пожилых мужчин в костюмах. Мужчины поднимают над головой оценки: спортивные и молодые получают высокий балл, Лолита — нули и единицы. За низкой оценкой следует падение в пропасть.

Тем временем внутри головы у пожилого главы этого жюри обнаруживается огромная тверкающая девушка и молодой Фараон, дающий новое прочтение для степени чистоты бриллиантов VVS. Однако сексуальная энергетика собравшихся дам оказывается такой, что члены жюри не выдерживают и у них взрываются головы. Девушки занимают их места в креслах, и вскоре уже мужчина с округлым телом появляется на подиуме, чтобы получить единицы и нули.

Нужно сказать, что давно музыкальный клип не вызывал столько споров и прямо противоположных оценок.

Кто-то (как я) остался в восторге от увиденного, но недовольных было существенно больше. Это показывает и соотношение лайков с дизлайками — сейчас 140K против 300K (впрочем, это может быть необъективный показатель, зная как активно в такого рода волеизъявления вписывается публика двачерского формата и аудитория мем-пабликов).

Отдельно за участие в клипе достается Фараону.

Попробую объяснить, что мне в этом клипе доставило такое уж удовольствие и начну издалека.

Я застал время, когда не каждой русской рэп-группе удавалось снять хотя бы один клип. Когда клип — это не что-то, что валится на зрителя из ютуба по две пачки в день, а настоящее событие. Когда их нормально было записывать на видеокассету и пересматривать. Когда можно было основать специальный телеканал, чтобы показывать там потоком очень небольшое количество клипов — и современники спустя годы станут вспоминать это как нечто культовое.

Страшно подумать, в каком информационном голоде мы жили. Но у появившегося сейчас изобилия есть обратная сторона.

Современные клипы нет смысла смотреть. Их так много, что без адского бюджета почти невозможно сделать что-то оригинальное. Да и эта оригинальность как будто бы мало кому нужна. И причина, мне кажется, вот какая.

Когда Youtube превратился в новое MTV, у зрителей появилась новая удивительная открытая метрика — количество просмотров. Теперь все могли видеть, что тонкий эстетский клип "ну прямо как кино" для инди-группы, снятый талантливым режиссером и с классной операторской работой, посмотрели всего 100 000 человек. В то время как видео на простоватую блогерскую песню, неизобретательно снятое, кого-нибудь копирующее, но создавшее виральный эффект, вдруг набирает миллионы просмотров. А массовое внимание так устроено, что всех вечно волнует вопрос "кто сейчас самый-самый". И сто миллионов просмотров — очень наглядный и убедительный ответ.

А ведь в доютубную эпоху у клипа этого блогера не было ни одного шанса — и вот почему.

Кого брать в ротацию телеканала, решали специальные люди. Допустим, каким-то чудом блогер добился того, чтобы программный директор музтелеканала просто взял в руки его материал (а я уверен, что клипы, которые нонеймы им присылали на почту, нераспакованными летели в корзину с мусором). Так вот, если в песне или видеоряде фигурировали секс / насилие / черный юмор / мат / наркотики, то это тоже сразу мусорная корзина. Это раз. А два — качество картинки. Снимать нужно было на пленку, а значит входной порог был от 50 тысяч долларов и выше, и еще выше.

Снимать дорогие клипы, чтобы ротироваться на музыкальных телеканалах, могли артисты, которые выступают на корпоративах. А туда, в свою очередь, приглашали артистов, которые мелькают по телику. Получался замкнутый круг. Который, правда, удалось разорвать в начале 2010-х: удешевилось производство (снимать все стали на цифру), музканалы разорились, ютуб окреп, интернет стал быстрым и покрыл страну, рынок билетных концертов попер в рост, в то время как экономические кризисы жестче всего ударяли как раз по рынку концертов корпоративных.

Музыкальная индустрия, на первый взгляд, оздоровилась.

А вот клип-как-событие — этим пришлось пожертвовать.

Сложный постановочный клип, который бы выглядел как короткое кино, и сегодня требует большого бюджета. Артист чаще всего не готов потратить 10 миллионов своих денег просто ради красивой картинки или необычного замысла. Бюджет можно попросить у бренда, разместив в клипе интеграцию продукта. Но бренду нужно будет получить охваты, иначе какой смысл.

Вот это, на мой взгляд, гениальный клип выдающегося режиссера (и снятый для хорошего музыканта). За 4 года он набрал 17 миллионов просмотров.

Вот это — тоже изобретательная работа (хотя песня мне нравится меньше). Но помимо картинки и креатива, в ней есть юмор и виральность. И песня хитовее. За 2 года клип собрал 440 миллионов просмотров.

Успехи клипов Little Big, успехи клипов Гудкова и команды привели нас в эпоху трэш-комедии как доминирующего жанра, который чуть ли не гарантирует те самые охваты, которые нужны, чтобы продать интеграцию.

Кого-то это злит, хотя это как испытывать негатив из-за того, что зимой холодно — есть объективные обстоятельства, которые к этому приводят.

Но клип Лободы хоть и снят при участии Гудкова, мне кажется, существенно отличается кое в чем важном. Он хоть и близок к трэш-эстетике, но к совсем другой трэш-эстетике. Я полный ноль в истории кино, но по-моему визуально они оттолкнулись от европейского кинематографа 70-х и какого-нибудь Дарио Ардженто (поправляйте в комментах, если чушь сказал). А вовсе не равнялись на клипы Little Big, как почему-то решили критикующие — видимо, в силу кругозора.

Мне кажется, что это сильная художественная работа тире социальное заявление, где нужно аплодировать как минимум работе художников по костюмам, операторам, постпродакшну и самоиронии Лолиты. Она действительно напоминает о временах, когда создатели клипа не задумывались, поставит ли ему лайки детвора.

А тут понятно, что не поставят. Картинка хоть и модная-глянцевая, чем-то напоминает низкобюджетные хорроры — в том смысле, что смотришь и слегка неприятно. Длинные языки, некрасивые лица, галлюцинаторные наряды — зрителю тут не не собирались делать хорошо.

Так еще и социальное их заявление — а это уже проверено — гарантирует рейд минусующих просто своим фактом. Почему молодые и не очень россияне готовы тратить столько сил на борьбу с феминистским дискурсом именно при помощи коммента и дизлайка — вопрос, достойный отдельного исследования.

Лайкать или минусовать "Boom Boom" — каждый решает сам. Меня работа Лободы, Крапивиной, Гудкова, Фараона и их коллег полностью убеждает. Это КЛИП из четырех прописных букв. Когда я его смотрел, я вспоминал за что любил смотреть клипы раньше и почему не люблю сейчас.

Все проходит и это пройдет: не так уж и много времени понадобится, чтобы вертикальные видео из приложений типа Тиктока вытеснили ютуб-клипы на обочину и сделали их ненужными для визуальной коммуникации с аудиторией и продвижения песни — как слишком дорогие и неэффективные.



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"