Тексты
Текст: Владимир Аладьин

"Бегущий по лезвию 2049" — эстетически безупречный фильм

Рецензия Аладьина на, вероятно, главный сиквел последнего времени.

Спустя 35 лет — сиквел "Блейдраннера" и расширение его киновселенной. Которая, во-первых, по нынешним меркам сильно наивна, а во-вторых, шаткая сама по себе, т.к. в зависимости от версии первого фильма (прокатная, режиссёрская и т.д.) меняла важнейшие части канона. И погрузить зрителя в одновременно и противоречивую, и дырявую мифологию картины новый режиссёр мог только одним способом. Окунуть в её атмосферу с головой и держать там три часа. Всплыли не все.

Гений, спасший мир от голода, создал новые версии репликантов — искусственных людей, созданных служить и, вроде как, не бунтовать. И окончательно свихнулся на религиозных темах и метафорике. Ну, продолжение картины Ридли Скотта же — нужно понимать. Тот почти всю дорогу не кино снимает, а решает какие-то личные тёрки с Иисусом. К счастью, автор сиквела Вильнёв отдаёт дань предшественнику, не вступая в ту же секту, а вкладывая все околобиблейские каламбуры в рот заведомо тронувшегося персонажа. Так это воспринимается попроще.

В общем, опять репликанты, снова невнятные причины, почему их все ненавидят, вновь рассуждения о том, сможет ли имитация жизни сочинить симфонию и что-то про душу. Что, конечно, в ленте не главное и едва ли запомнится. Сильнее западает в голову мир супертрущоб, гигазданий и протоинфраструктуры. Сверхкоропораций и недолюдей, выдающегося визуала и ужасных интерфейсов. Прорывных технологий, где не надо, и быта, собранного из говна и палок. Мир, события которого были бы куда менее драматичными, окажись в полицейском департаменте 2049-го года одна-две камеры внутреннего наблюдения, например. В отдельных деталях внутреэкранный миф куда точнее копирует не раннего Скотта, а позднего Пелевина, но эта идея из тех, которые, чтобы их додумать до конца, требуют достаточно продолжительного пребывания в голове.

Первый час смотреть "Бегущего" неуютно и непонятно зачем. Главный герой не вызывает сопереживания, сюжет едва перемещается, а все мысли сконцентрированы на неизбежном скором появлении Хариссона Форда и созерцании, как тот снова исполняет вздорного старика. Из-за логических дыр в законах вселенной детективная часть истории обесценивается почти в ноль. При том что фильм — вполне классический триллерообразный детектив. Стартовая половина картины волнительно стесняется демонстрировать какие-либо намёки на то, что перед зрителем классное кино.



И если последующие сюжетные твисты и придание ускорения темпу — дело нехитрое, то факт, что спустя час-другой в тягучей эстетике долгих планов совершенно перестаёшь хотеть из неё выбираться, удивляет. Тут и саундтрек на плюс-минус тех же синтах, что и в первом фильме (но несколько не столь гениальный). Много красивых сцен и несколько — потрясающе красивых. Хоть общий настрой будущего визуально не так мрачен, но ничуть не менее меланхоличен, безучастен и про ничего внутри.

И без малого три часа "Бегущего" оборачиваются лучшим за последние годы сеансом внутреннего опустошения. Логические непристойности сценария лишь усиливают ощущение — потому что, в конце концов, в реальном мире причины и следствия тоже бывают регулярно оскорблены. И реакция на действительность пустым взглядом в пространство с выстраданной безмятежностью в голове — не худшая из ассортимента, выданного дарвинистской и культурной эволюциями.

Если память не изменяет (а "Блейдраннер 2049" её неплохо стирает), кажется, первый случай, когда "35 лет спустя" — действительно преемник оригинала. Безупречный эстетически, а во всех остальных смыслах настолько хороший, насколько позволили условности и ограничения правил наследования.

Становиться ли ему новой классикой наряду с картиной 82-го — не совсем вопрос. Во-первых, потому что сейчас новая классика никому не нужна — старую не успеваешь пересматривать перед выходом сик- и приквелов. Во-вторых, ещё раз отглядеть три часа нечеловеческого хронометража при исключительно неторопливом сценарии — в наше время практически невозможный досуг. Почти у всех уже не те конструкции поп и свойства усидчивости на них. Этому фильму нужен зритель слегка лучше нынешнего. А естественного или искусственного происхождения — не суть. Там как-нибудь разберёмся.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"