9 главных новых проблем для музыкантов в эти дни
1. У артистов отнимают интернет
Им отключили либо ограничили Instagram и TikTok — две важнейших соцсети для продвижения музыки и себя. Которые, к тому же, были источниками дополнительного рекламного дохода.
Про TikTok мы все понимали, что это была платформа, где возникали хиты и где нонеймы превращались в звезд. Instagram был лучшим инструментом для артиста, чтобы держать связь с аудиторией.
Лет семь назад такой же важной платформой для них был VK. Сейчас эта платформа очень активно старается использовать свой шанс, чтобы обогнать конкурентов, вернуть артистов и нарастить аудиторию — будем смотреть, что получится.
Другая площадка, куда артисты ведут своих подписчиков из инсты — Telegram. Раньше они ее использовали только чтобы фолловеры могли скачать там сторис со сниппетом новой песни и поставить себе в инстаграм — то есть, как склад медиафайлов. Есть ощущение, что эта площадка не подойдет большинству артистов. У нее совсем другие механизмы виральности, у нее нет алгоритмической ленты, у нее вообще другой контент.
Но никогда не знаешь заранее. Может быть, приход артистов и их активность здесь, наоборот, оживит музыкальный сегмент "телеги", который пока не состоялся как явление.
Слухи о скором отключении ютуба тоже звучат. Это безусловная потеря еще одного важного канала распространения творчества. Использование VPN не выглядит стопроцентным решением, поскольку по логике дальше начнут блокировать работу этих сервисов.
2. Артисты растеряны и, вероятно, напуганы
В первые дни после спецоперации многие из них высказались "за мир" (правда, чаще всего не уточняя, а кто этот мир нарушил). Однако, многие из них столкнулись с негативной реакцией подписчиков — причем с обеих сторон. Когда одни тебя называют трусом, другие — предателем, а на фоне рушится вся привычная жизнь, то сложно не спрятаться в норку. А когда следом государство выкатывает так называемый закон о фейках, то высказываться продолжат только самые отбитые. Либо те, кто уехали (о них — дальше).
С другой стороны, пока что с буквой z тоже никто из них не ходит. Впрочем, дождемся концертов в честь присоединения Крыма, они пройдут уже завтра.
3. Многие артисты сейчас не в России
Одни назвали это отпуском, другие решили переждать и присмотреться, что будет дальше, большинство вообще никак не афишировали отъезд. Понять их можно.
Во-первых, они столкнутся с манипулятивным нарративом "Вы заработали свои деньги здесь, а в трудную минуту убежали". Он хорошо зайдет той социально угнетенной группе россиян, которая сама живет плохо, но винит в этом внешнего врага. То что эти артисты пришли к успеху сами в сложной борьбе на открытом конкурентном рынке и без какой либо помощи государства, их не убедит. Ведь для этого нужно хотя бы немного понимать, как сейчас работает индустрия. Для масс они бездельники, на которых чудом обрушились слава и деньги — и им не станут сочувствовать.
С другой стороны, наподдаст государство. То что звучало вчера про фуа гра и мошек, которых народ выплюнет на панель — это уже какое-то радио тысячи холмов. Жизнь не готовила артистов к формуле "Кто не с нами, тот против нас", поэтому я бы не ожидал от большинства из них активных действий или высказываний — в том числе и в песнях (об этом разговор пойдет ниже).
4. Релизы притормозились, лейблы приостановили работу.
На первом месте в альбомном чарте Apple Music сейчас "Красота и уродство", которая наконец-то обогнала "Бандану". А снизу их подпирает EP "Белый шум для сна детей". На их месте должны были находиться новые альбомы Доры, Джизуса и Джарахова (он вышел, пока этот текст выпускался), но их отложили на неопределенный срок. Возможно, мирные записи просто не подходят для нового времени. Но, скорее, дело еще и в том, что выпускать их сейчас менее выгодно.
Вы читали, что три мейджор-лейбла Universal, Sony и Warner остановили работу на российском рынке. Из их заявлений непонятно, что это значит для артистов. Давайте делать предположения. Общая логика ухода бизнесов из России — моральное давление западного общества, которое говорит: "Вы там зарабатываете, платите налоги и финансируете армию, которая сейчас ..." — ну и дальше вы сами, наверное, читали.
Разумеется, бренды не хотят терять рынки. Но репутационные потери могут стоить им дороже. По этой логике, выход больших релизов — условной "Бандана 2" — должен быть поставлен на паузу. Да и всех остальных, наверное, тоже. Должны перестать платить авансы, выпускать релизы, подписывать новых артистов. Хорошо хоть бэк-каталоги не забирают из стриминг-сервисов — хотя еще не вечер.
5. Концерты — тоже ничего не понятно
Спешное снятие всех ковидных ограничений должно будет подхлестнуть концертный бизнес. Увеличить количество концертов и билетную выручку.
Однако, неминуемое падение уровня жизни людей будет давить на другую чашу весов — исходя из этого, концертов должно стать меньше.
Есть артисты, которые объявили, что ставят концерты на стоп. Другие молча уехали (скорее всего, их туры перенесутся). Третьи не могут не выступать, потому что иначе им будет не на что жить. Про четвертых муссируются слухи, что они внесены в некие черные списки и не смогут давать концерты
Издание, написавшее об этом, ссылается на одного музыканта и одного промоутера, не называя имен — в результате, неясно, насколько достоверным можно считать распространенный ими список неблагонадежных артистов. Но не секрет, что "черные списки" существовали и до спецоперации. Артистам, включенным туда, мешали выступать — как правило, звонили в клубы и настоятельно рекомендовали отменить мероприятие.
В общем, с концертным рынком понятно одно — он будет выглядеть очень непривычно.
6. Уходит реклама
Реклама была существенным источником дохода артистов. Для одних это были платные посты в инстаграме. Для тяжеловесов — участие в кампаниях больших брендов. Сейчас одни бренды просто уходят с рынка, другие — сильно режут рекламные бюджеты. Эксперты оценивают проседание рекламного рынка в 50-60 процентов.
7. Есть проблемы и со стриминг-сервисами
Spotify убрал премиум-подписку, Youtube остановил монетизацию: из-за этого стриминговые доходы музыкантов существенно просядут.
8. Ужесточение законов
Введена уголовная ответственность за высказывания. Если высказывание сделано в интернете, то это отягчающее обстоятельство — за него срок больше. Современную сцену не назвать политизированной, но большинству ее представителей точно нашлось бы что сказать в нынешней ситуации. Они воспитаны на том, что интернет — территория свободы. Сейчас правила резко меняются.
Я считаю наивной мысль, что запреты дадут сильный толчок искусству. Много ли мы знаем сильных музыкантов из Ирана и Северной Кореи? Я уверен в обратном — если все будет идти, как идет, в музыке нас ждет кризис идей. Не все смогут перестроиться, не все захотят это делать.
9. Время потребует другого творчества. Но какого?
Это довод из разряда домыслов: что сейчас песни про деньги немедленно исчезнут, а все вспомнят, что рэп это песни протеста — ведь даже Моргенштерн написал уже что-то такое. Но предсказать, чего на самом деле сейчас захочет аудитория совсем непросто — иначе все мы сейчас пошли бы и написали хиты.
В перестройку в Советском Союзе возник сильный запрос на честный русский рок, который вдруг перестал быть запрещенным. Вчерашние подпольные артисты собирали стадионы, а их винилы выходили фантастическими тиражами. Но уже в 90-х на фоне обнищания населения, развала экономики и роста преступности произошел невероятный взлет русской попсы — все захотели слушать песни про "два кусочека колбаски" и прочее такое. Как раз в те годы первая успешная рэп-группа в стране записала целый альбом песен про секс. Перемен больше никто не требовал, больше хотелось жрать.
Конечно, картина не была такой однородной. Попса стала саундтреком той эпохи, но в более глубоких водах жила и другая музыка. Возникала волна альтернативного рока, начинался подъем рейв-культуры, делались опыты в области рэпа. Позже все это привело к появлению интересных независимых сцен. Однако, происходило это на фоне раскручивания гаек, а сейчас тренд противоположный.
Никто не знает, захотят ли люди слушать песни протестные или, наоборот, легкие и бездумные. А выиграют те артисты, которые поймают настроения людей. Но сделать это в условиях урезания свобод, кажется, будет сложнее. Потому что легко предположить, что официоз и регулирование задавят тот искренний порыв, который лежал в основе нашей любимой музыки последних десятилетий.