Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: новая школа

Часть 50, финальная. Смена поколений в русском рэпе

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.




В "десятые" русский рэп переживает наплыв новичков. Это происходит, когда сменилось не только поколение артистов, но и поколение слушателей — для которых нормой был не бумбэп 90-х, а Drake и A$AP Rocky. Процесс превращения "из ноунейма в звезду" ускорил интернет. Благодаря ему у практически любого исполнителя — даже самого, на первый взгляд, необычного — есть шанс быть услышанным и найти поклонников.




Если Макс Корж сходу покорил большие площадки, то у его соотечественников ЛСП на это ушло несколько лет. Едкие, злые песни про то, как скучно живётся их героям, изначально метили на широкую аудиторию и большой успех. Но и то, и другое появляется в 2015 году, вместе с выходом альбома “Magic City” и песни “Безумие”. “Когда на постоянной основе что-то делаешь, твой путь превращается в череду больших и маленьких событий-чекпойнтов. С каждым таким эпизодом ты захватываешь новую аудиторию, людей на концертах (и денег) становится больше. Потом ты стареешь, помолодевшую аудиторию потихоньку отвоевывают новые герои. Потом ты умираешь”, — в свойственной ему манере описывает путь группы фронтмен Олег ЛСП.






Москвич Yanix показал, что хвастливый, циничный рэп из Атланты может органично звучать на русском языке — не пародийно и не вызывая чувства стыда. Так, в лексиконе рэп-слушателя появляются слова “хайпим”, “трэп-хата”, “бэнкролл” и другие. Теперь фраза “Я иду по блоку” уже не кажется чем-то странным и смешным.






Из Чебоксар приходит совсем другая волна: участник группы Aztecs (локально популярной, но не более) ATL начинает записывать микстейпы серии “FCKSWG”, где удивительно органично звучит на битах “с прямой бочкой” — совсем как ранний Лок-Дог. К 2015 году ATL уже стал артистом с собственным лицом и сформировавшимся кругом поклонников. Собственная постапокалиптичная мифология, новый звук — не столько хип-хоповый, сколько электронный, отличные песни и трудоспособность делают свое дело. В конце 2015-го у ATL выходит альбом “Марабу”, один из лучших альбомов года и важное звено в цепи пластинок, “перевернувших игру”.







Рэпер Alphavite за год превращается из никому не известного участника Versus Fresh Blood в одного из самых ярких артистов новой волны. В его активе уже есть две победы — на баттле Versus Fresh Blood и в проекте “Beats & Vibes”. “Проигрывать -- это херня, никогда не пробуйте”, — пока что этот девиз не подводит рэпера.







Петербуржец Hash Tag, вдохновляясь одновременно южным рэпом 90-х (Three 6 Mafia, UGK) и отечественной культурой 90-х, записывает сердитый, ироничный рэп о судьбе поколения. Такого было много на его двух микстейпах "Золото Маккены" и "Fresh", эта же линия (хоть и с некоторыми оговорками) продолжается на альбоме "Artist", вышедшем в 2015-м.








В конце 2013 года казахский рэпер Скриптонит выпускает клип “VBVVCVND”, который вызывает широкий резонанс что среди рэперов, что среди обычного слушателя. Через пару месяцев Скриптонит подписывает контракт с “Газгольдером” и начинает работу над дебютным альбомом. С каждым новым треком Скриптонит привлекает к себе всё больше внимания: ему одинаково хорошо удаются “трэп-боевики” и более мягкие песни, скорее ориентированные на девичью аудиторию. В 2015 дебютный альбом Скриптонит становится одним из самых ожидаемых релизов года, рэпера зовут выступать на “Пикник “Афиши”. Становится известно, что Скриптонит планирует выпустить сразу два альбома. В конце года выходит один — “Дом с нормальными явлениями”. Выход из зоны комфорта для русского рэпа: смесь хип-хопа, рока, блюза и не только. Альбом, который делает большой шаг вперёд за весь жанр.






Движение YungRussia объединяет рэп-артистов (и не только артистов) разной географии, но одинаково увлеченных поиском нового звука. Его лицом становится московский рэпер Pharaoh, настоящий молодежный герой. Начинал он с трилл-рэпа, но теперь в его музыке можно найти самые разные влияния — от гранджа до “Yeezus”-овского индастриала.


В итоге сейчас говорить о какой-то цельности жанра не получается: современный русский рэп не монолитен, а разделен на группы по интересам. Но в том его прелесть — в 2016 году рэп в России стал на удивление мощным: если в начале о нем говорили как о чем-то подражательном, то сейчас его самобытность не заметит только ленивый.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"