Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: хип-хоп диджеи

Часть 47. О тех, кто обычно не на виду, но ценность их работы это не уменьшает

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



С Запада в Россию пришла информация о том, что частью хип-хоп культуры является диджеинг. А соответствующая аппаратура пришла и не сразу, и не в том количестве. Словом, долгое время это было занятие для узкого круга посвященных — оно требовало затрат денег (пластинки стоили дорого, а покупать их лучше было все-таки за рубежом) и времени. Особенно хип-хоп-диджеинг! (слово “тернтаблизм” мы узнали не сразу).

Компании Vestax и Technics спонсировали мировые диджейские чемпионаты, где собиралась тернтейбл-элита. Пик приходился, пожалуй, на конец 90-х и начало 00-х. Глядя на них, становилось ясно, что хип-хоп диджей — это человек, который не просто выстраивает микс из песен, а виртуозно скрэтчит, битджагглит, и так далее. Условно, диджей Q-Bert — большой мастер такого дела.

В нулевых с распространением интернета стало понятно, что есть и другая, американская “версия” хип-хоп диджея — это человек, который хостит микстейпы, может не быть никаким виртуозом, зато умеет отрывать горячих новичков. Условно DJ Drama.

Россия не может похвастать тем, что она что привнесла в ремесло хип-хоп диджея. Но у нас были свои яркие и заслуживающие внимания представители жанра — так почему бы их не вспомнить?

История сохранила имя первого советского хип-хоп диджея — Модрис Скайсткалн, он же Mr.Tape. А интернет сохранил видео, где он сводит треки на бобинных магнитофонах во время мирового чемпионата DJ World Hip Hop Classic’s — и это что-то из серии “А вам слабо?”. Сейчас сложно представить, какая для этого требовалась ловкость рук.





DJ L.A.

Участник классического состава группы Bad Balance. По его же словам, первую вертушку увидел на концерте француза MC Solaar, а “когда поехали в Германию, все скинулись и купили мне один проигрыватель Technics”. Именно он отвечал за звучание классических альбомов Bad Balance — “Чисто Pro” и “Город джунглей” и позднейших проектов Влада Валова — например, Децла.






DJ 108

Петербуржец Павел Пачкай начал скрэтчить с 1991 года, по своим же рассказам, “пилил” на древнем “Аккорде”. Потом он вместе с Купером организовал группу DA-108, сделанную в классическом хип-хоп формате “МС/диджей”, хоть и с некоторыми оговорками — сам DJ 108 тоже любил выходить к микрофону. Сейчас он все так же в строю, но и пробует себя в чем-то новом, например, в фотографии.






DJ Tonik


Группу Легальный Бизне$$ многие считают дуэтом, но третьим ее незаменимым участником был DJ Tonik, отвечавший в коллективе за скрэтчи. В 1997 году он стал призером россйиского диджей-баттла Grandmaster DJ — и, как можно понять по этому видео, не зря.






DJ Хобот

Одно время считался самым техничным скрэтч-диджеем в стране — ну или, по крайней мере, одним из. Был в концертном составе группы Каста, в первые годы ее популярности, успел спродюсировать для нее несколько треков. После этого увлекся видеодиджеингом — сейчас Хобот занят в сфере визуальных проекций и работает, помимо прочего, с театрами.






DJ Dlee

Об Алексее Таганцеве самые широкие массы узнали после песни Тимати “У нас в клубе” — строчка “Встречайте, прямо из Москвы, Тимати и DJ Dlee” ушла в народ. При этом можно вспомнить, что когда-то Dlee был концертным диджеем группы Ю.Г — то есть в рэп он заходил не из модных клубов. Но в эпоху бума R&B ему удалось стать востребованным клубным диджеем — не в последнюю очередь благодаря его сетам эта мода и набрала обороты. Он выпускал миксы и, к примеру, спродюсировал первый альбом Тимати. В 2009 году Dlee погиб в автокатастрофе. Ему было 34 года.






Гормон (Da Boogie DJs)

Участник самой популярной российской команды Da Boogie Crew, когда-то сделавшей так, что подростки по всей стране массово пошли в школы брейкданса. Гормон разносторонен: играет виджей-сеты, участвует в проекте Radiobasics, занимается экстремальным спортом. В сетах предпочитает танцевальный хип-хоп старой школы.





DJ Nik-One

Активный, деятельный и самый заметный хип-хоп диджей двухтысячных начал работать с Децлом и П-13 еще с начала десятилетия — прописывал им на альбомы скрэтчи. За его плечами гастроли с Кастой, Смоки Мо, Слимом и еще многими артистами. В свободное от гастролей время он записывает миксы — и они звучат лучше многих прочих: Nik-One не только щепетильно отбирает туда треки, но и заморачивается над сведением. А внимательный слушатель русского рэпа помнит Nik-One по клипу “Игра в реальную жизнь”, где он, что называется, сияет ярко.





DJ Tactics

Tactics является одним из участников-основателей столичной диджей-команды Flammable Beats, гремевшей на московских вечеринках в середине двухтысячных. Tactics диджеил на “Битве за респект “ (и позже — на Beats & Vibes), разогревал с десяток звезд мирового хип-хопа, выступал на фестивале Sonar и был главой местного DMC — в этом статусе он провел чемпионат России в 2008 году.






DJ N-Tone

Техничный тернбалист, член российского отделения международной организации битмейкеров BEAT4BATTLE. На то, как он работает с вертушками, лучше всего смотреть вживую, но и услышав скрэтч N-Tone в каком-нибудь из треков, вы точно не останетесь раздосадованными.






DJ Booch

Начинал под именем DJ Nikon в Праге, скрэтчил. Некоторое время был тур-диджеем у Карандаша и Лигалайза, плотно работал с лейблом Phlatline, потом — с L’One. В числе прочего — спродюсировал для него “Все танцуют локтями”. Вел собственное шоу на радио Next.






4eu3 и AVG

Сначала о безумных вечеринках, на которых все уходят вразнос, заговорили в Питере, потом они перекочевали в Москву, а после проехались и по другим городам. AVG были ответственны за всплеск интереса к трэпу, а участник их команды 4eu3 проявил себя не только талантливым битмейкером, остро чувствующим тренды, но и показал чутье на новые имена — после его миксов многие узнали про ATL или Яникса.






BMB Spacekid

Хороший пример того, к чему приводят талант и трудолюбие. Петербургский битмейкер-вундеркинд, делавший продакшн для Децла и артистов Def Joint еще в школьном возрасте, год за годом получал признание от зарубежных коллег. Сначала независимых артистов, а затем и популярных. В прошлом году его музыка оказалась на альбоме-возвращении Dr.Dre "Compton" — и это пока недосягаемый для многих коллег BMB уровень.


Что главное в жизни? Ответ в этом выпуске
Тот случай, когда интервью с человеком, который смешит, может вызвать слезы
Здесь шутки за двести про основные музыкальные новинки