Beats&Vibes

50 главных событий в русском рэпе: ЗОЖ-рэп

Часть 37. Русский рэп выбирает "не жить в кайф"

На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.



Рэп — прибежище привлекательных негодяев. Это основной его вектор, и сколько бы ни было примеров обратных, на вершине пищевой цепочки жанра всегда были наглецы с вредными привычками. В начале десятых формулой «добро должно быть с кулаками и с полными залами» на несколько лет появился еще один обратный пример.

ЗОЖ-рэп — это глупый, однобокий и неполный термин для обозначения внезапно появившегося поджанра, в котором, на самом деле, было лишь три коллектива: 25/17, Грот и Миша Маваши. Все остальные были гарниром в тему . Как любое новое явление и как это вообще принято в интернете, он был язвительно осмеян, но противопоставить ему было нечего: все эти артисты стали пользоваться огромной популярностью.

Предпосылки для появления ЗОЖ-рэпа были разными. Например, к началу десятых на пик молодежной популярности вышел околофутбол, представители которого были уже поколением привыкшим к рэпу — не хватало лишь рэпа, подходящего им по посылу. Но не только слушатель был готов к такому — появились и авторы, кого не интересовали стандартные приметы рэпа. 25/17, Грот и Маваши составили некий триумвират, роли в котором просто, но точно определил Миша в одном из интервью: "Я ввёл моду на спорт, музыканты ГРОТ ввели моду на патриотизм и трезвый образ жизни, а моду на философию и осознанность этого всего ввели 25/17". При всей одномерности этой трактовки, поначалу она недалеко ушла от истины.

Концерты этих рэперов, которые и не называли себя рэперами (только участники Грота признавались в любви к хип-хопу), представляли собой, скорее, встречи единомышленников. Ситуация, когда бармены клубов откровенно скучали, а уборщицам не оставалось работы, несколько утрирована, но на пике популярности этих групп бывало и такое. "Зожевцы" говорили прямо, не выдумывая сложных аналогий и это находило отклик у публики.



Сначала изрядную часть зрителей составляли «правые», можно было увидеть и зиги, и соответствующую символику на одежде. Это стало главной претензией к самим группам, но, к их чести, они не поддерживали подобное ни словом, ни делом. В своем "Живом журнале" (важном фактологическом документе тех времен) Бледный, говоря о "правильном, идейном рэпе" пишет: "Мой дед поляк, у Антона татарские, у Михаила немецкие корни, а невеста Виталия — мулатка. В чём идея?". Вероятно, поэтому подобная публика схлынула, но осадок остался и у противников, и у властей, которые то там, то сям противились концертам "экстремистской музыки".

Больше всего критики досталось на долю Миши Маваши. В буквальном смысле началась его травля — с помощью мемов, приколов. Да, его песни были наиболее прикладными, четкость посыла превосходила художественную составляющую, но изуверская изобретательность его противников превышала любые нормы приличия. Притом, что объективной претензии не могли предъявить даже в интернете, а вживую никто и не пробовал.

Кто породил (невольно) ЗОЖ-рэп, тот его и убил. Для 25/17 любые рамки были тесными и они семимильными шагами ушли от экстремальной публики к самому широкому кругу слушателей. ГРОТ передумали поджигать ларьки с алкоголем и обсуждать вопросы депортации гостей страны — их последний альбом "Земляне" ни разу не напомнит вам ни о первом, ни о втором. Придуманная не авторами, а слушателями, объединяющая тема "турничков" и прочего растворилась. Миша Маваши создал проект "Цель разгром", но он, что называется, "не пошел". На 2016-й намечен выход его новой сольной пластинки.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку