50 главных событий в русском рэпе: Next FM
На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.
Что бы вам не писали на The Flow про “перевернутую игру”, некоторые вещи не меняются — русский рэп на радио как не звучал, так и не звучит.
Но попытки предпринимались. 25 февраля 2005 года на волне 105,2 в Москве заработала станция Next. Она входила в довольно серьезную структуру “Газпром-медиа”. В центре Москвы, в Новинском пассаже расположилась студия радиостанции со стеклянными стенами, превращавшими работу ведущего в своего рода реалити-шоу.
"Мы создали радиостанцию, которая работает в практически единственной оставшейся не занятой нише радиоэфира: Next будет ориентироваться на молодежную городскую культуру, на музыку в стилях рэп и R&B",— говорила тогда Юлия Яковлева, совладелица этого бизнеса.
Впрочем, для уже разбирающегося в жанре человека станция не становилась другом и спутником. Поначалу в эфире оказалось много русского материала довольно спорного качества — припоминается песня с рефреном “деньги правят миром / мне бы добавить рубль на пиво”. В то же самое время, если кто-то ждал, что на Next FM активно зазвучит русский рэп-андеграунд (или американский, неважно), то этого не произошло. Все же станция начала работу в период, когда в топе был “айронби”, а героиней своего времени считалась “гламурная блондинка”.
“Сейчас, конечно, делается упор именно на R&B и никуда от этого не деться, — говорил продюсер Евгений Смагин (Кулаков), — потому что именно этот жанр сейчас наиболее популярен, и доказательством тому те же "буржуи", у которых обычные попсовые артисты подтягивают хип-хоп-продюсеров и делают с ними альбомы, которые взрывают. Так поступили Гвен Стефани, Нелли Фуртадо, Джастин Тимберлейк – и везде успех. Таковы в данный момент тенденции. Мейнстрим, если мы говорим о хип-хопе и R&B, мейнстрим, конечно, на стороне R&B. И мы не можем себе позволить упираться в формат именно хип-хопа, несмотря на то, что лично мне гораздо ближе именно хип-хоп. Но это только моя субъективная точка зрения. Ведь понятно, что более востребованный формат это R&B”.
Своего рода голосом станции стала Sexy Liya, прежде — участница рэп-герлзбэнда Белый Шоколад. Она вела прямой эфир в программе Chill Out вместе с DJ Dlee.
Однако сводить все радио к одной ведущей, пусть и самой популярной, было бы неправильно. И свое влияние на жанр Next, медиа с очень серьезным общегородским охватом, оказало.
Можно вспоминать, что они ставили в эфир “Сплетни”, видимо, первую массовую песню Гуфа.
Можно говорить, что это радио открыло группу Marselle, активно закрутив и превратив в народную их песню “Москва”. Вот что рассказывал о том времени L’One:
“Первый год я учился — свои песни мы с другом складывали в стол. Потом я добился работы на радиостанции "Радио Next", единственной в то время, где крутили рэп. Денег мне безумно не хватало, так что параллельно я работал в креативных агентствах — придумывал сценарии для праздников, потом стал ведущим в клубах и на вечеринках. И конечно, пользуясь служебным положением, периодически приносил на радио песни со словами: "Э-ге-гей, гляньте какая!" Музыкальный директор говорил: "Класс, молодец!" — и откладывал их. Песни, наверное, были не очень. (Смеется.) Это продолжалось до тех пор, пока я не принес нашу композицию "Москва", которая открыла для слушателей группу Marselle и тридцать недель занимала одну из строчек хит-парада "Радио Next". В моей жизни это была заметная веха: с того момента начались изменения, мы выпустили альбом, стали ездить на гастроли”.
Можно вспомнить, что почти сразу в эфире станции появился никому тогда не известный Баста: его ранние, периода первого альбома, песни занимали там высокие места в чартах. А сам он был ведущим рубрики Rap Story — сочинял рэп на темы телефонных звонков слушателей.
Правда, потом это сотрудничество застопорилось. Вот что Баста говорил об этом в январе 2006-го: “Радио Next в аспекте каких-то своих внутренних коммерческих ситуаций, финансовых неразъясненностей и желания заработать на выходе моего альбома, выморозить мои треки в ротацию... вызвали у меня бешенство просто и пришлось прекратить все это. К сожалению. Хотя мне это очень нравилось, фристайл, записанный в эфире”.
Но впоследствии сотрудничество возобновилось — и принесло удивительный результат. В феврале 2008-го на радио Next FM вышел первый выпуск программы Хип-Хоп TV. Так появился один из самых разнузданных и хулиганских проектов в истории отечественного радио. Вел его Баста в амплуа Комментатора Ноггано в компании Купэ.
Шоу разрывало форматы, нарушало правила и было чистым праздником непослушания. Ведущие позволяли себе неполиткорректно шутить, лениво тупить. Могли издеваться над звонящими в студию слушателями. Придумывали дикие рубрики — например, “Спали барыгу”: слушателям предлагалось выдавать людей, распространяющих наркотики. Они могли уничтожить пришедшего в прямой эфир гостя. Или наоборот, почти сразу потерять к нему интерес — тогда программа превращалась в нечто сонное.
Уже классика: гость эфира Смоки Мо привел с собой своего друга D.masta — дальше Ноггано демонстрирует скилл постановки вопроса
Кроме того, ведущие Хип-Хоп TV ставили вообще все, что хотели. В числе прочего они внесли весомый вклад в популяризацию АК-47 и Триагрутрики, которые регулярно звучали в их программе — и никогда в основном эфире Next.
В общем, это был очень живой и непредсказуемый проект, который в 2010-м году переехал на YouTube-платформу Газгольдера, но без драйва прямого эфира был “уже не тот”. Архивы программы получилось найти только по этой ссылке на Rutracker.
Что до станции Next, то она спустя несколько лет работы сначала пережила продажу (“Газпром-медиа” продал актив его совладельцу), а потом и прекратила работу — без какого-то значительного резонанса внутри рэп-сцены. Что тоже довольно иллюстративно.
|
Остались вопросы? Задавайте их в твиттере с хэштегом #askbeatsandvibes |
Следите за проектом в паблик-чате |