Вот и первая десятка нашего списка из песен, определивших 2016-й!
Какие-то из них награждались "Золотыми граммофонами", другие сотрясали танцполы клубов все последние 12 месяцев, а некоторые не так заметно оседали в недрах Вконтакте. Но все вместе они, как нам кажется, составляют полную картину уходящего года — это одновременно и возможность все вспомнить, и заполнить какие-то пробелы.
После этого клипа многие поспешили записать Касту в “оппозиционеры”, дескать, тут они выступают с критикой власти. Спишем это на склонность людей видеть все в черно-белой гамме, ведь на самом-то деле, песня намного сильнее и глубже, и ближайший аналог ее — романы братьев Стругацких. У ростовской четверки опять получилось схватить дух времени, создав тревожную картину разрозненного общества и поставив ребром вопрос — что будет, попади такое в кризисную ситуацию. Как и лучшие песни Касты, “Они” — результат командной работы, когда четыре куплета не просто идут друг за другом, а искусно сплетаются в один рассказ.
“Летит внишшь” — L’One заманил к себе на пластинку натуральную инопланетянку Jasmine, девушку, по-русски говорящую с акцентом, отчего космический привкус песни стал осязаемым. “Гравитация”, замыкающая трилогию альбомов, посвященных всему, что дальше ста километров от Земли, — самая сильная работа в серии. Хоть автор обещал другое, на альбоме не обошлось без мотивационных вещей. При этом сила оказалась не в них — а в таких вот человеческих песнях, пусть и на экзотическом материале. Окруженный тысячами людей, все равно один, L’One смог передать это чувство и тем, кому никогда не ступить на сцену клубов, и тем, кому не выйти в открытый космос. И, повторимся, Jasmine. Если через несколько лет, говоря о “Гравитации” скажут: “Ну это тот, где девушка еще так поет”, то мы нисколько не удивимся.
Porchy, ЛСП, Oxxxymiron "Imperial"
сингл "Imperial" / интернет-релиз
Такое бывает редко — когда один исполнитель кидает в адрес другого колкости не у себя на альбоме, не в питерском баре 1703, а в совместном треке. “Imperial” повлек за собой выяснение отношений и волну часовых видеообращений (последний раз мы наблюдали подобное в момент первого распада группы Centr), но если даже отвлечься от скандального контекста, перед нами шесть минут чистого адреналина, двусмысленностей, неразгаданных загадок и строчек, разлетевшихся на цитаты. Что куплет ЛСП, в который одновременно умещаются отсылки к Борису Гребенщикову, Маршаку и Лигалайзу. Что прямая и агрессивная "ответка" Oxxxymiron, которая сбила с ног даже самого искушенного его фаната. За эти шесть минут развернулась, не побоимся этого слова, главная рэп-драма-2016. My ne pozhaleli ob etom, though!
Феномен “Медлячка” лучше всего получилось описать у одного из наших комментаторов, чьи слова мы здесь и приведем. “Тот момент, когда ты бодришься, выискиваешь новую музню, следишь за мировыми трендами, а потом кто-то берет гитарку, снимает под стандартные аккорды банальный клипец — и у тебя мурахи прям, хоть не должны никак быть”. Добавить что-то сложно, “Медлячок” еще одна безоговорочная победа Басты — и над нами, и над чартами iTunes.
Хаски "Черным-черно"
интернет-релиз
Наверное, эту песню не расслушали бы без клипа — в котором не происходит ровным счетом ничего, только бритый наголо человек в олимпийке мечется из угла в угол, как загнанный в клетку зверь. Но именно это нервное видео послужило катализатором интереса к творчеству Хаски, удивительного рэпера из Восточной Сибири, музыка которого болезненная, неуютная, не находящая выхода, будто бы он сам в своем клипе. В 2016 году Хаски выпустил всего-то ничего, три трека и один гостевой куплет — но в следующем пообещал новый альбом, и, признаться, ожидания после таких песен велики.
Альбом участника уфимского объединения Dopeclvb стал настоящим откровением этого года. Песни о пьянящей молодости осели в наших плейлистах ещё весной — и к декабрю так и не успели надоесть. "Rolling Stoner" — натуральный гимн свободолюбию, на максимум раскрывающий все достоинства артиста. Главное из них — свой голос, как в прямом, так и в переносном смысле. Благодаря ему даже самые простые истины (“Запах свободы дороже золотых прутьев”, “Вокруг много спотов, но дом может быть лишь один”) звучат как сделанные минуту назад открытия.
Тот редкий случай, когда думаешь, что изучил артиста настолько хорошо, что ничем он удивить тебя уже не способен — как вдруг после некоторого затишья выходит такой даже не клип, а мини-фильм. В котором энергичный ска-панк очень удачно уживается с электронным хардкором и гитарной дворовой песней; в котором переводчик Гоблин, спортивные костюмы героев и Сектор Газа, народная мальчишеская группа 90-х, совместно создают удивительную атмосферу действительно классного молодежного кино. Макс Корж удивил — и тем, что создал такую историю, которая лежит абсолютно в канве его предыдущего творчества, но добавляет ей новых красок. И тем, что не включил "Слово пацана" в новый альбом.
Возможно, сами того не осознавая, они записали самый точный гимн нашего скоропортящегося времени: песню о гигантском инфопотоке, в котором всех нас куда-то несет; где каждые пять минут все теряет ценность, где все быстротечно, непрочно и ненадежно.
Когда еще не опубликованное видео “Интро” появилось в распоряжении редакции, мнение было единогласным — ”классный клип”, но не то чтобы восторженным. Влага поднялась не сразу. “Интро” можно предъявить много мелких претензий: без видео не то, да и с видео какой-то “джей зи”, а “Велик” и “Копы” вообще не хуже, если не лучше. С одним не поспорить — волну Грибы с “одним из лучших видеопроизведений в нашей жизни” подняли самую сильную за последние несколько лет, “движ-париж”. Происходящему на экране веришь на все 100 процентов: где-то там в Киеве есть такие хмурые серьезные парни, которые и треху кладут, и в нос могут дать и про рэп все знают. Вокруг них — самые классные жопы города. А когда веришь — тогда и любишь.
“Патимейкер”, как и положено настоящему вирусу, обнаружил себя не сразу: пару месяцев после релиза альбома “A L F V” он преспокойно лежал на саундклауде и не был никому особо нужен. Потом началась сейсмическая активность в соцсетях, потом он зазвучал на школьных дискотеках, а уже после всего, когда слова “досвидули” и “шейкер-шейкер” выучили даже люди постарше, активизировался сам рэпер, сняв на песню простое, но забавное видео. К концу года “Патимейкер” звучит в “Танцах” на ТНТ, под него танцует Жан-Клод Ван Дамм в своем инстаграме, а Google называет его “мемом года”, подводя итоги 2016-го.
Что такого в двухминутном треке, навеянном хип-хаусом 90-х? В своей простоте он очень искренне фиксирует разгар вечеринки, когда слова теряют всякую ценность и всех захватывает безостановочный поток веселья. Ну и нет ничего удивительного в том, что эту песню об отрицании языка в пользу грува записал артист, для которого первичными были совсем не слова, а танцы. Да и похрен, дискотека!