Тексты
Интервью: Андрей Недашковский
Фото: Люба Чиркова, Сергей Ведерников

"Недавно выступал на дискотеке 90-х" — интервью и премьера видео Пики

Ростовский артист, в прошлом году записавший хит, от которого не спрятаться не скрыться, и в 2017 сбавлять обороты не планирует.





Припоминаю забавное: выбирая время премьеры альбома "A L F V", которая прошла в апреле здесь же, на The Flow, Пика писал следующее: "Давай не позже 17:00 публиковать, а то мне идти брейк преподавать ученикам".

Теперь все по-другому: имя ростовского рэп-шамана узнали даже те, кто к рэп-музыке равнодушен, ваши знакомые массово стали употреблять слово "досвидули", а прежде выступавший лишь на концертах Басты в качестве бэк-эмси и брейкера, Пика начал гастролировать сольно и, судя по насыщенности концертного графика, каждые выходные проводит вдали от дома и вблизи к сцене.

Причину такого стремительного успеха вы и сами знаете. На евродэнсовом и буйном альбоме сначала тихонько притаился, а потом бомбой бабахнул самый прилипчивый отечественный хит года "Патимейкер", названный российским отделением Google главным мемом 2016. Чего же ждать от рэпера-хитмейкера в этом году? Об этом, а также о выступлении на дискотеке 90-х и страхе никогда не повторить большой хит читайте в нашем интервью.

Но сначала — премьера видео "2A2G". 2 февраля Пика даст большой сольный концерт в московском клубе Yotaspace.






Помнишь тот момент, когда понял, во что превращается “Патимейкер”?

Это произошло где-то спустя месяц после выхода “A L F V”. Удивился, когда знакомые начали мне присылать кучу мемов, посвященных “Патимейкеру”. Много и самодельных клипов было, и видос, где моя песня звучит поверх клипа Сидоджи и Рамиреса. Потом уже выпускные пошли и я увидел запись из Кремля, где под “Патимейкера” танцуют. Еще видел запись какой-то церемонии выпускников, тоже снимавшейся в Кремле, когда ведущих на сцене чуть ли не перекрикивали ученики, хором запевавшие эту песню. Еще видел запись, как “Патимейкера” исполняют просто в каком-то японском клубе.


У фанатского клипа на “Патимейкер” с кадрами, нарезанными из видео Сидоджи Дубоshit и Грязного Рамиреса, намного больше просмотров, чем у официального. Не было ощущения, что на твоем успехе раскрутились другие?

Хайпа хапнули все, по-моему. Вот недавно с моего YouTube-канала клипмейкер Gex, не выдержав, отправил жалобу на все фейковые страницы, где клипы-дубликаты были подписаны как “оригинальная версия”. А там у каких-то было по 19 миллионов просмотров.


Чья идея была назваться Патимейкером Пикой?

Я так себя не называл, я просто переименовал соцсети, чтобы заинтересовавшимся было легче найти автора. Этот промоход был моей идеей. Не на постоянку, так, временная мера.


Брутто в интервью рассказывал, что обсуждая с ним “Патимейкера”, ты произнёс такую фразу: “Знал бы, что всё так обернется, сделал бы все по-другому”. Что ты имел в виду?

Я такое говорил? Видимо, я имел в виду более серьезную подготовку к оформлению публикации клипа на YouTube. Когда я выложил клип “Патимейкер”, я там даже хештеги не указал, по которым клип было бы легче найти. Можно сказать, сам и затруднил его распространение. К тому же, изначально название песни писалось через букву “э”, а у нас почему-то все вбивали в поиск “патимейкер” через “е”. Хотя, у нас и слово “рэп” многие через “е” пишут.





Песню “Патимейкер” я написал еще три года назад, внес текст в записную книжку. Уже тогда четко осознавал, как она должна звучать. В финальной версии немножко редактировались какие-то отдельные звуки, ровная бочка осталась нетронутой. Перед тем, как бит к ней написал ростовчанин Леша Ploty, у нее были два других продакшна — оба моего авторства. Леша, взяв мою акапеллу, ошибся чуть-чуть с темпом и замедлил свой бит на 3-4 бипиэма. Пришлось в итоге переписать акапеллу заново — а так, песня на руках у меня была уже очень давно.


Выпуская альбом, ты делал ставку на какую-то конкретную песню?

Мне все песни с “A L F V” нравятся. Если по совокупности факторов, я выделил бы “Так и живу”. Она более массовая, ею легче достучаться до людей, которые к музыке более посредственно, чем мы, относятся.


Что мама говорит? У нее же раньше были рекомендации, как улучшить твою музыку.

Очень ценю мамину поддержку. Все подружки ей звонят, кто за границей живет. Говорят, на русских дискотеках там постоянно “Патимейкер” играет. Ее подружки зажигают под мою песню, вот так. А был случай, когда кто-то еще ей звонил и жаловался, мол, Римма, там у твоего сына в песнях маты, ай-яй-яй.


Твой процесс написания текстов изменился за последний год?

Сейчас я чаще стал записывать песни экспромтом, как это произошло с “5000 рублей”. К ней были какие-то наметки, но рэпчик я делал на фристайле.





В будку зашел, все это дело провернули с TheNek (Никита Щербатенко, битмейкер / концертный диджей / бэк-эмси Пики — прим. The Flow). Более того, планировалось весь процесс сразу и снять на видео, пригласили нашего ростовского оператора. План был такой: ночью записать и снять, а утром выложить. Но в итоге снимали еще где-то неделю.


После “Патимейкера” ты стал лучше понимать, что нужно делать, чтобы получился хит?

Хиты — они разные. Это всегда неожиданно происходит. Нужно просто постоянно практиковаться и быть преданным своему делу. Делать-делать-делать. То, что произошло со мной на практике, на сухих цифрах доказывает действенность такого подхода. Надо больше полагаться на свою чуйку.


В комментариях нередко пишут, что каждой новой песней ты пытаешься повторить “Патимейкера”. Читал такое?

Нет. Странное заявление. Зачем мне такое делать? Одно и то же наскучивает, а Пика — традиционно непредсказуем.


Как по мне, ты не копируешь, но ищешь второе такое же слово и формулировку, способную в общем бессознательном так же сильно укоренится, как слово “патимейкер”.

Да я не думаю об этом. Все эти фишки сами по себе приходят, их надо лишь уметь ловить и чувствовать. Если в песне нет фишки — то нафига такая песня?


Как дети, которым ты раньше преподавал брейкданс, теперь реагируют на тебя?

Без понятия. Я же их с лета не видел, как с концертами поехал. Сейчас занятия в школе заморожены, вот скоро будем открывать ее с новыми ассистентами и заместителями.


Не скучаешь по преподавательству?

В этом есть свой кайф. Скучаю, поэтому и возобновляю школу. Ассистенты будут половину недели закрывать, а я буду вести, когда будет получаться. В первой половине недели, например, когда с гастролей возвращаться буду.





В Ростове на “Патимейкера” вообще дети офигительно реагируют. Еще букву “эр” выговаривать не научились, а уже вовсю поют. Мне постоянно видео присылают, как малыши эту песню исполняют. Видно по улыбкам, что это все искренне. Видимо, что-то хорошее внутри у людей от песни просыпается. А для детей она же как детская считалочка, если только исключить из текста некоторые слова. Хотя, откуда они знают, что мат, а что нет. Это ж нам навязали, что это мат. Если человеку с детства говорить, что слово “морковка” означает “манго”, то так бы мы его и называли.


Рекламируя вашу танцевальную школу, вы используете для привлечения внимания твое имя?

Нет, я вообще не рекламирую, что музыкой занимаюсь. Хотя, и так все в курсе. Ученики ведь приходят на занятия к преподавателю, который записан под своим настоящим именем и фамилией, я же там не значусь как “Пика”. Узнают они меня или нет — дело такое. Главное, что туда их привела любовь к танцам.


Ростовская рэп-сцена изменилась после успеха "Патимейкера"?

Больше студий, разве что, стало открываться. И я начал слышать больше песен под ровную бочку — это уже применимо не только к Ростову. Так вышло, что мы задали тенденцию даже для тех, кто никогда, возможно, и не слушал хауса. Таких заядлых андеграундщиков бумбэп-рэпа.


Боишься не написать второй “Патимейкер”? Не повторить этот успех?

Я об этом не думаю. Может, где-то внутри и есть такой страх. Говорю же: я не повторяюсь. Повторить — себе вредить. Я хочу делать непредсказуемо, это мое природное внутреннее естество. Я лучше сделаю что-то другое. Нечто новое может оказаться успешнее всего, что было раньше.


На улицах стали чаще узнавать?

Да. Но я лучше расскажу тебе про такую штуку, которую я называю “режим Бэтмена”. Кажется, в Тольятти у нас был вечерний концерт прямо на Хэллоуин. После него мы поехали в какой-то клубешник. Там крутой диджей был, играл один из лучших мэш-ап-сетов, которые я слышал. Мешал просто несочетаемое. Мы себе гуляем, выпиваем, около барной стойки прыгаем, и тут чувак несколько раз подряд ставит “Патимейкера”. А мы вообще были неприметно одеты, никто не знал, что мы в клубе. Он первый раз поставил — все начали кричать, лезть на столы, скандировать слово “Патимейкер”. И вот я стою такой в тени среди всего этого действа — и так мне приятно.






Музыка кого-то из коллег такой же эффект оказывает на тебя?

Мне очень нравится Kizaru, есть там интересные музыкальные моменты. Песня “Поле боя” — сила. Впервые услышал задолго до историй про охоту на него Интерпола. Еще могу выделить такого артиста как Face, очень мне по душе его песня “April 8”.


А что скажешь про Pharaoh и компанию? Судя по тому, что ты выпустил релиз в жанре трилл, тебе, вероятно, близка их музыка.

Их тусовка — Pharaoh, Boulevard Depo, Mnogoznaal — крутая. “5 минут назад” — бомба, но я бы посоветовал у Pharaoh “Псы всегда попадают в рай”. Под нее больше хочется прыгать. И под “Мэрилин Мэнсон”.


Есть понимание, как песня “Патимейкер” попала в инстаграм Ван Дамма?

Не интересовался. Слышал, что у него украинские друзья какие-то есть, которые могли посодействовать. То ли его друзья, то ли люди, которые ведут его инстаграм.


Твои выступления — это зачастую сольные концерты или украшение вечерних программ?

Это второе. Я сейчас чаще фигачу как приглашенный гость на дискачах.


Как ты сам к этому относишься?

Ну как, выступаем. Мне нравится. Есть, конечно, площадки, куда зовут именно из-за успеха одной песни. Мы недавно выступали на чем-то напоминающем дискотеку девяностых. Были и мэш-апы разные, но нафталинового музона там было 50%. Я, выйдя на сцену, начал на эту тему шутить: "Добро пожаловать на нашу дискотеку девяностых. Мы ради представить наши бессмертные хиты “Белые розы", "Секс без перерыва" и "Мальчик-бродяга". Даже на такие тусовки люди приходят на наше выступление как на полноценный концерт. Зная это, я фигачу не стандартные полчаса, а подольше.





Есть тусы, на которых наши выступления прямо очень горячо заходят, как это было в харьковском клубе "Місто", куда на вечеринку ко Дню юриста набилось 1800 человек. В Киеве тоже круто встретили, когда я приезжал на фест Pit Bull Battle.


Я помню, как во время твоего выступления в Киеве на сцену летело женское белье. Такая демонстрация любви со стороны фанаток — обычное дело?

На концертах — нет. Будем считать это киевским феноменом.


Ларин перед тем, как выпустить свой кавер “Коля-хейтер”, выходил на связь?

Писал его менеджер, но там отдельная история получилась. Мне сообщили, что песня эта требуется для использования в стендапе или кавере. Я даже понятия не имел, что он собирается дисс на мой бит писать. Позже он в вотсаппе мне писал, предлагал вместе исполнить эту песню. А с самим кавером получилось как: я хоть и дал свое согласие, но если бы знал, для каких целей он ее использует, то, вероятно, этого делать бы не стал.


После всех твоих достижений общались ли вы с Бастой?

Нет. А зачем?


Ты же все-таки пару лет с ним выступал в качестве бэк-эмси. Вы когда в последний раз говорили?

Я уже не помню. В 2012 году, наверное.


Он всегда так импульсивно общался со своими музыкантами на сцене? Кричал?

Меня можешь не спрашивать. Ты и сам в курсе, если был на этих концертах.


Ну ты ведь это со сцены видел, а я из зала.

А что, разница велика?


Думаю, да. Я бы, например, не хотел, чтоб на меня Баста кричал.

Не хотел бы, чтоб Баста кричал (смеется)?


Вот в этом и разница, да.

Всякое бывало. Это ведь не только Басте, думаю, свойственно.


В прошлом году ты выпустил альбом, сборник ремиксов и EP. Не верю, что собираешься отмалчиваться в 2017.

Планы какие: будет сейчас несколько новых синглов. Первым будет песня “Живое”, мы уже сняли на нее “киберпанкотовское” видео, вдохновленное аниме-мультиками типа “Призрака в доспехах”. Будет клип на песню “А я да”, который нам в Сочи сняла девочка из сообщества “Поток индиго”, работавшая со Скриптонитом и Little Big.

Ну и я наконец выпущу разросшийся до альбома “Kilativ”. Там будет и прогрессив, и драмчик, и гэридж. Альбом, запрограммированный для диких танцев, такая бойня электронная. Будет по меньшей мере с десяток песен. Недавно, кстати, ЧП случилось: у нас на данный момент финализирована четверть альбомного материала, он у меня хранился на новом “макбуке”, который недавно грохнулся прямо на торчавшую из него флешку. Флешка вдавилась в корпус. Мне ее пришлось извлекать плоскогубцами. Разъем вогнулся внутрь, все потрескалось. Жесть. Уже три мастера пробовали починить, ничего у них не вышло. Я без текстов. Всё там, весь новый материал тоже. Пока не починили (смеется).


Поделись секретом: как накачать такой же пресс, как у тебя?

Смеяться побольше надо!

В первом выпуске обсуждаем борьбу Моргена с “Рифмами и Панчами”, новый альбом Платины и другие заметные темы недели
Песни про Родину и нефть, рыбалку и глупость, большую попу и любовь
Даша Прибищук — режиссер, сценограф и креативный продюсер музыкальных выступлений. Она работала с Хаски, OG Buda, Soda Luv, Miyagi & Эндшпилем и Obladaet. Ее монолог расскажет об этих проектах.