Шым прокомментировал все песни с альбома "Четырехглавый орет"
Издание "Нация" опубликовало рассказ Шыма о записи нового альбома Касты "Четырехглавый орет" и прокомментировал каждый трек с него.
Публикуем некоторые выдержки из этого материала.
Мне сложно в это поверить, но за 20 лет существования группы — это всего лишь наш третий альбом. Предыдущие два дали такой заряд, что наш гастрольный график до сих пор позволяет не искать дополнительной работы. Тем не менее, третий альбом "Касты" готов. Он выходит 15 мая 2017 года день в день с прошлым альбомом ("Быль в глаза") спустя 9 лет. Но совпадение дат — случайность.
Девять лет! Это огромный срок для музыкального коллектива. Я не могу вспомнить ни одной группы, у которой были такие перерывы в релизах. При этом мы не "распадались", чтобы потом громко собраться. Мы продолжали делать то, что делали все последние 20 лет: писали песни и давали концерты. За эти годы вышло несколько сольных альбомов участников группы, выпущена пригоршня синглов, но номерного альбома Касты все не было. Нам не хватало понимания, как теперь работать над песнями совместно, когда мы находимся в разных городах и у каждого выше крыши своих взрослых забот. Мы пробовали разное. И "закиньте куплет, я поддержу" и "завтра в скайпе ровно в 11", даже провели пару рэп-батлов внутри нашей четверки, чтобы "разогнаться" — тщетно. Ирония в том, что сработал старый, проверенный способ — собраться вместе в Ростове.
О треке "Стоп-игра"
"Главное — дети!" Терпеть не могу эту популярную максиму. Она обязательно появляется в сопровождении восклицательных знаков под любой фотографией с ребенком в наших инстаграмах. Уж не знаю почему, но я буквально слышу в ней фрикативную «г» и звонкий сухой подзатыльник. Я вижу в ней зародыш пропасти между будущим родителем и ребенком: "Главное — дети, главное — каша, главное — слушай старших, главное — пятерки, главное — чтобы не хуже других". А затем раздраженное: "Главное — слушает и делает наоборот! Главное — я ему все, а он мне ничего. И главное — будто специально, назло". В нашей песне не дана никакая альтернатива этому ходу событий. В куплетах мы вырабатываем энергию трением вынужденных попутчиков друг о друга. А в припеве проскакивает электрическая дуга, с щелчком утилизируя накопленную энергию в землю.
О треке "Привет"
Песня-шкатулка в шкатулке в шкатулке. Внутри самой маленькой шкатулки — детская комната, и «вот твои, сыночек, тапочки». Дурной сон. Тебе 40, но мама проверяет твой дневник. Это песня уехавших и удравших. Мы пытались работать отстраненно, срезая все узнаваемые ракурсы, но кто нам поверит, что это песня не про Ростов? Но давайте так: двое из Касты живут в Ростове, но это просто песня про ощущения от кратковременного вынужденного возвращения издалека: угрюмый паспортный контроль в аэропорту, настороженное молчание попутчиков в лифте, облегчение, когда двери наконец открываются. Радость узнавания давних мест и радость быть неузнанным бывшим соседом-алкоголиком (неужели он еще жив?). Радость, что все это осталось позади. Ну, или почти все. В общем, эта песня — вполне себе практическое пособие для 3-го курса психологического факультета.
"Скрепы"
Фирменное трэш-шапито от «Касты». Никакой иронии. Чистый гротеск! Собственно как в жизни. Как пел Федор Чистяков (до своей религиозной инициации): «Если вокруг слишком много говна — лопату хватай и кидай из окна!». Или вот. Классический образчик народной мудрости: «От осинки не родятся апельсинки». Не, ну а че? Если 70 лет в нашей стране проводилась обратная селекция, и все, кто имел свое мнение, яркий талант, исключались из эволюционной цепочки. 70 лет — это три поколения! Скажу вам как аквариумист-рыбозаводчик: три поколения — это много. Нашему народу бы раны лечить. Ан нет, опять набат с кремлевских башен! Новые репрессии и старые лозунги. К счастью, в промывке мозгов была передышка в 20 с небольшим лет. А 20 лет — это поколение. Я верю в это поколение.
"Серега-водолаз"
Что есть, то есть. У каждого своя правда. "Серега-водолаз" — песня про «обычного человека», который, если присмотреться, почти никогда не оказывается обычным. Жанр песни — магический реализм. Пока мы искали канву этой истории, наш герой попеременно был: Василием-кинологом, Иннокентием-синоптиком, Анатолием-кондитером, и даже, на несколько минут, Оксаной-сексологом. Но Серега-водолаз оказался самым стойким парнем. Сейчас я понимаю, что каждый из нас немного Серега-водолаз. Примечательно, что музыка к этой песне имеет наибольшую выдержку. Ей 15 лет. Эта песня — классический "кастовый" звук.
"На том конце"
Рэп про рэп. Классика жанра. Про нас ли эта песня? И про нас тоже. Мне кажется, ее громкий припев будет особенно популярен в кавказских республиках РФ.
"Они"
Три зимы назад в Ростове был сильный снегопад. Микрорайон Нахичевань, состоящий из прижавшихся друг к другу частных домов, рассеченных гребенкой пронумерованных улочек, оказался парализованным. Машины засыпаны тяжелым снегом по капот, узкие глубокие тропы вдоль домов. Крупный продуктовый магазин, находящийся по соседству, пустел день ото дня. Мусорник у перекрестка перерождался во что-то доселе невиданное. Пестрая гора разноцветных пакетов сначала скрыла очертания жбанов, затем, достигнув критической высоты, начала расти вширь. Ее периметр накрыл половину улицы.
В первый день после снегопада сосед сказал: "Должен приехать трактор. Расчистить снег". На следующий день сосед сказал: "Звонил другу. Он слышал, что трактор работает на соседней улице". На третий день сосед сказал "Что за херня!". На четвертый день сосед прокричал: "Я их родственник! Где трактор?". К счастью, на пятый день погода сжалилась. Потеплело. Сугробы стали сдуваться, рыхлеть, оседать. Жители Нахичевани-на-Дону дружно взялись за лопаты, а владелец крупного пикапа привинтил бульдозерный отвал к бамперу своего автомобиля. Улица была расчищена. Жизнь вернулась в мой райончик.
Эта небольшая зарисовка — иллюстрация коммунального бессилия перед силами природы, нашей городской выученной беспомощности. Мы верим, что окружены надежным щитом утилитарных служб, что все предусмотрено. Убеждены, что на страже нашего покоя и безопасности "они". Те, кто должен позаботиться о нас. Но это такая же иллюзия, как ливневая канализация Ростова. Об этом, в общем-то, передний план песни.
"Лучше, чем сейчас"
Популярные истории успеха таят в себе скрытую опасность. Они толкают в путь, не гарантируя, что дорога приведет в указанный пункт, не гарантируя даже, что дорога вообще существует. То, что получилось у одного человека, не означает, что это получится у другого. Тысячи несостоявшихся бизнесменов, топ-моделей, дизайнеров или просто худеющих граждан повторяют одну и ту же ошибку из раза в раз. Они ищут новую мотивирующую историю успеха. Им во что бы то ни стало нужно отказаться от себя "старого", чтобы найти или создать (если в этот раз повезет) себя нового. Это путь стресса и разочарований.
Но "Что если лучше, чем сейчас, уже не будет?". Переварить эту концепцию непросто. Казалось бы, от такого поворота опускаются руки. Но это возможность получить реальную опору под ногами, чтобы начать движение осознанно. Нужно дать себе трезвый отчет в том, кто ты такой и как обстоят твои дела. И оставаться внимательным к иллюзиям, не позволяя туману закрыть перспективу. В куплетах этой песни каждый из нас рассуждает на эту тему. Может быть, это и есть та самая победа. Правда, разглядеть ее сияние можно только в одиночестве, в тишине.
"Макарэна"
Эта песня вышла за полгода до альбома и вызвала неоднозначную реакцию. "Танцевать! Не надо танцевать!" Несмотря на голос "сомневающегося" в припеве танцевать даже нужно. Проблемы у него, у нас проблем нет. Эта песня написана под впечатлением от "Интро" — первого сингла группы "Грибы". Им и посвящается.
Целиком читайте записи Шыма здесь.
За альбомом "Четырехглавый орет" отправляйтесь сюда.