Новости

Из московских магазинов убрали антифашистский комикс

ОБНОВЛЕНО: Автор комикса написал письмо русским издателям.

"Маус" — комикс Арта Шпигельмана, рассказывающий об ужасах холокоста. Шпигельман брал интервью у собственного отца, пережившего фашистские концлагеря. В комиксе евреев заменили мыши, немцев — коты, поляков — свиньи, войска союзников — собаки. Представителям Красной армии в книге места не нашлось.

"Маус" — единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию, был впервые издан в 1986 , а в России вышел в 2013 году. Вот с такой обложкой:


Сейчас книга пропала из столичных книжных магазинов. Продавцы советуют искать комикс "после 9 мая": видимо, в рамках подготовки к семидесятилетию победы в Великой отечественной войне было принято решение избавиться от любых намёков на фашистскую символику на прилавках магазинов. А то, что "Маус" — одно из самых заметных антифашистских произведений, уже дело десятое.


ОБНОВЛЕНО: Автор комикса Арт Шпигельман прислал письмо издательству "Corpus", выпустившему книгу в России. Его текст опубликован на сайте издательства.

"Я бы хотел поблагодарить издательство Corpus за то, что оно представило "Маус" российским читателям, а теперь поддерживает мою книгу, которая в эти дни подвергается абсолютно абсурдному унижению: книжные магазины спешно снимают ее с полок в преддверии Дня победы — дня, отмечающего победу союзников над нацистами во Второй мировой войне.

В "Маусе" я рассказываю историю моих родителей, польских евреев, которые выжили в нацистских лагерях смерти; эта книга есть прежде всего исследование памяти — точнее, того, как и в какой степени память может передаваться от одного поколения к другому. Так что если День победы задуман в том числе и для того, чтобы сохранять память о прошлом, то у них с "Маусом" есть общие цели.

А вот борьба с неугодными книгами уж точно не способствует пониманию истории, и я очень благодарен тем книжным магазинам, которые не поддались соблазну убрать мою книгу с прилавков (между прочим, нацисты очень любили жечь костры из книг и преследовать инакомыслящих).

Разумеется, я также должен выразить свою благодарность книготорговцам, которые переусердствовали в своей нелепой попытке запретить мою книгу — их действия создали "Маусу" серьезную рекламу, так что многие росийские читатели, прежде не интересовавшиеся книгами столь "низкого" жанра, смогли узнать, насколько серьезным и сложным может быть "комикс" о геноциде".


Артисты дурят паблики, а паблики — слушателей артистов
"Моя сука Pharaoh — раньше было лучше"
А остальные каналы — что Pharaoh должен вернуть эти деньги. Но пруфов нет
Пишет музыку, которой даже Кендрик Ламар не помеха