Новый Флоу
Интервью: Андрей Недашковский
Фото: Лиза Громова

Мальбэк: романтичный урбан-поп для этого лета

Двое клипмейкеров из Москвы записывают траги-танцевальные песни о том, чем дышат двадцатилетние.

"Новый флоу" — это партнерский спецпроект нашего сайта и re:Store, где мы все лето будем рассказывать о молодых артистах, которые меняют отечественную музыку прямо сейчас.





"Нам не позволили делать видеопроекцию, — рассказывает вокалист группы Мальбэк, Роман Варнин, спустя несколько дней после нашего интервью. Тема разговора: первый сольный концерт в Москве. — Понимаешь, мы хотели выступать под кадры из фильма "Любовь".

На секундочку, самой натуралистичной любовной драмы Гаспара Ноэ, породившей уйму споров о догмах в кино и о том, когда любовь на экране превращается в порно.

Этот короткий эпизод дает представление сразу о нескольких вещах. Во-первых, насколько серьезно и необычно Мальбэк подходит к визуальной стороне своего творчества. Во-вторых, показывает их умелыми провокаторами. И наконец, людьми, мыслящими другими категориями. Не так, как здесь принято. Похожие эмоции вызывало знакомство с их двумя EP "Вчера" и "Сегодня", открытыми всем ветрам и веяниям — от хауса и диско до хип-хопа и передового R&B. Как и в фильме Ноэ, главной темой для них является тема химии эмоций, но препарируют они ее очень по-своему.


О ЗНАКОМСТВЕ

Роман (вокалист, автор текстов группы): Мы с Сашей вместе ходили в школу на Кутузовском. Там учился Лок Дог, много всяких рэперов. Да и вообще, изначально в моей истории было много рэпа: у нас с Петаром Матричем, известным по группам Прыгай Киска и Пасош, был совместный проект лет в 14.

Александр (саундпродюсер): Я учился в одном классе с Петей, а Рома чуть постарше. В какой-то момент решили поработать с ним — и сразу пошло нечто экспериментальное. Сейчас мы идём наоборот на упрощение, больше душевности в свою музыку привносим.

Р: Изначально я записывался под "саундкликовые" биты, а Саша же сходу пробовал развиваться как битмейкер. И так получилось, что мы вместе с ним органично сработались. Петар ушел в свой проект Прыгай Киска, а мы, оставшись вдвоем, начали пробовать себя еще и в видеопродакшне. А потом вот дошли до Мальбэка.



О НАЗВАНИИ ГРУППЫ

Р: Я вино люблю. Даже планирую пройти курсы сомелье. Серьезно! Мальбек — один из фаворитов. Хотя, вот смотрю, никто не знает такого винограда. Мальбэк — название странное, запоминающееся. Можно подумать, будто это имя кавказское, нет?



О ВДОХНОВИТЕЛЯХ И ОРИЕНТИРАХ

А: Мы стараемся не оглядываться на чужое. Не бывает, что вышел новый альбом Majid Jordan — и всё, надо сразу ему подражать. Всё происходит естественным образом и иногда проникает в музыку Мальбэк. Конечно, там есть оглядка на современную музыку, в том числе влияние рэпа и хауса. Про "Кокон" можно сказать, что у нас такой кавер на Drake получился. Трек "В моей голове" я сделал, пока мы работали над короткометражкой для Shumno — и в ней действительно заметно влияние того звука. Мне, кстати, всегда нравилась идея с голосовыми сэмплами, но проблема в том, что ты оказываешься зависим от чужой мелодии. Искать сэмпл, который и по мелодии и по смыслу мог бы вписаться в трек, можно хоть целую вечность. Поэтому даже их я сам записывал на втором релизе.

Р: Я вообще всегда придерживался более мрачной, депрессивной музыки, много слушал Tricky, Portishead, Massive Attack. Даже в ту пору, когда мы скачивали инструменталы на Soundclick, мы не делали "рэповый" рэп. Читали под хаусовые вещи. Тогда очень популярным "Electrodog" был. Мы ведь почему так долго с Сашей шли к выпуску первых релизов Мальбэка — прежде чем прийти к чему-то своему, мы записывались в разных жанрах. Был мрачный рэп, какой-то трилл, какой-то хаус, техно, поп-музыка, куча вещей. И это у нас продолжается — я не думаю, что дебютный альбом мы будем выдерживать в какой-то одной концепции.






О НЬЮ-ЙОРКЕ


Р: В Москве я жил с девушкой, мы вместе были 4 года. Когда разошлись, наступил такой момент, что и университет закончен, и деньги какие-то появились, и обязательств не было. Я осознал, что нужно уезжать. Куда-нибудь, куда-угодно. Всё оставить как есть и перезапуститься. Потому что с тем эмоциональным багажом, который у меня был, мы бы с Сашей не смогли взяться ни за какой проект. В итоге я съездил в Нью-Йорк. Пошёл на курсы подтянуть английский, потому что разговорная речь у меня страдала. Там у меня появилась девушка кореянка, я ей рассказал, чем занимаюсь, об увлечении кино. Мы с ней пересмотрели кучу фильмов. И именно она мне сказала, мол, как раз проходит набор в New York Film Academy. Она меня уговорила поступить, хотя я уже собирался сваливать. Вот благодаря ей всё и случилось. По итогу я поступил, а она не пошла. Перезнакомился с кучей интересных людей, вдохновился, удостоился респектов от местных представителей индустрии. Вернувшись в Москву мы продолжили работать с Сашей, мы вообще всё делаем вместе. Всё у нас началось с клипов Пасош и дальше пошло-поехало. Потом David Bintsene написал через Витю БЦХ, первому мы в итоге сняли видео, а со вторым круто сработались в музыкальном плане. Но в скором времени будет и какая-то видеоколлаборация.

Я был только в Нью-Йорке, страну, считай, и не посмотрел. Прочитал вот на The Flow репортаж Карины Истоминой об уличном концерте Kanye, и меня прямо ностальгия захлестнула. В Нью-Йорке мне очень понравился Уильямсбург, самый модный район — мекка A$AP Mob. Брайтон тоже оказался аутентичным местом. Не понимаю, почему о нём говорят будто о гетто. По сравнению с Москвой очень понравилась инфраструктура. Тут ты дикое время тратишь в пробках, а там, если живешь на Манхэттене, и вовсе машина не нужна. Я намного больше успевал. Никто никуда не опаздывает, всё более движовое и ритмически выверенное.





О ВИДЕОПРОДАКШНЕ

Р: На ближайшее будущее есть планы запустить свою продакшн-компанию.

С пулом фотографов, пулом моделей, людьми, которые графику будут делать. Мы сейчас делаем два клипа Словетскому, и понимаем насколько всё затягивается, когда вдвоём делаешь и музыку, и видео. Мы поэтому и размышляем, что же делать дальше с Мальбэком. Естественно, зарабатывать деньги будем продолжать с помощью видео. Я ещё фотографирую, мне поступает много всяких заказов. В общем, к сентябрю мы откроемся как компания с офисом, основными людьми там, конечно, будет наша троица: я, Давид и Саша. Саша будет как арт-директор отвечать за постпродакшн, Давид — за организацию, я — за съемки.



О СЪЕМКЕ КЛИПОВ И РАБОТЕ С YANIX

А: Занявшись чужими клипами, мы на Мальбэк, по сути, подзабили. У нас лежат несколько простеньких видео, снятых на OSMO или вовсе на телефон, но в итоге было решено не давать им хода. Делать что-то действительно с историей и концептом. Этим летом мы хотим визуализировать по меньшей мере два трека с нового EP — "Платье" и "Все, что мне нужно". Эти песни довольно близки по духу, что даёт большой простор для визуала с точки зрения пересекающихся персонажей и историй. Хочется это сделать во французском стиле.




Специально для проекта “Новый Флоу” группа Мальбэк достала из архивов невыпущенный клип на песню “Любовь”, снятый 10-летним братом вокалиста Романа Варнина.


Р: Мы очень вольные клипмейкеры. Когда еще Давиду снимали первый клип, он полностью развязал нам руки. Единственным ограничением был бюджет, но даже при минимальных вложениях результат получился крутым. Однако мы столкнулись с тем, что русские рэперы очень зажатые в рамках своего образа и каких-то стереотипов.

Возьми Яникса. У него огромная аудитория уже, ему пора её расширять, привлекать более качественную категорию, а он беспокоится, что кто-то какую-то из идей не так воспримет. Это же обычное дело: кто-то засирает, кто-то нет. Мы ему предложили хороший сценарий. Рассказали его всем своим знакомым, с Артёмом Макарским поделились, всем понравилось, всё очень круто. Рассказали Яниксу — а он отказался. Говорит: "И как я буду выглядеть?" Там такая идея для "Не говори им (Мой бизнес)" была, будто в клипе он работает в различных местах — продаёт пончики, отрывает корешки билетов в кинотеатре. А потом — другая сторона: как он тратит все эти тяжело заработанные средства на девушек. Но он говорит: "Это не тру, я же этим деньги не зарабатывал". Яникс — хороший парень, но вот что касается работы… Когда он платит за видос 80 тысяч — не нам, а вообще на весь видос — ощущения такие, будто он лям раскидывает вот так по сторонам. Ему так, наверное, самому и кажется. Эти два его клипа — постоянные компромиссы. Я не хочу сказать, что рэперам нужно меньше переживать за то, что о них подумают. Надо смелее выходить из зоны комфорта, не оглядываться на аудиторию.

А: Такой подход для творчества супер-губителен. Нет движения. Ты залипаешь в рамках своей аудитории и ни влево, ни вправо уйти от неё не можешь. И дальше происходит что? Эта аудитория начинает взрослеть.



О “ДУРАЦКИХ” ИДЕЯХ И НЕХВАТКЕ ИДЕНТИЧНОСТИ

Р: Отношение к рэпу у меня не негативное. Просто вот слушаешь ты новый релиз Chance The Rapper — и понимаешь, что в России всё грустенько. Знаешь, отношение скорее из-за видео такое. Мы отказались от съемок десятка видео русским рэперам из-за их дурацких идей. Дело даже не в музыкальном контенте, а потому что люди — ну рэперы они. Рэперы в душе. Рэперы во всём. И причем рэперы такие, знаешь, старые. Посмотри на Vic Mensa, на всех этих чуваков. Какой энергетикой они заряжены! Хочется, чтобы Россия уже пришла к какому-то раскрепощению.

А: Это и музыки касается. У нас появляется один самобытный артист, и когда его стиль все тиражируют, фишка теряется. Теряется влечение к уникальному, когда все этому уникальному подражают. Это паразитирование. По уникальности я могу только Скриптонита выделить, потому что он очень далеко ушёл от рэпа куда-то в блюз.







О РАБОТЕ В ДУЭТЕ

Р: То, что мы делаем музыку вдвоём, и отличает нас от просто чувака, который поёт, и просто чувака, который пишет музыку. Если на первом EP еще было несколько песен, которые Саша развивал из моих демок, то на "Сегодня" он сделал полностью всё. Например, трек "Духи" он сделал и прислал мне уже с хуком. Для "Платья" он записал сэмпл "Я смотрю сквозь платье в твоё сердце", а я уже добил эту историю. Альбом будем писать, скорее всего, совместно от и до. Так удобнее, потому что он даже влияет на мои вокальные партии, подсказывает, как это должно быть выверено ритмически. Ведь очень редко получается написать слова, чтобы они на русском звучали так как на английском. Дорн — один из немногих, кому это удается. Вот я стараюсь так же делать плюс учитывать советы Саши. Мы с ним видимся практически каждый день. Он садится, скажем, ко мне в машину, подключается к Bluetooth, что-то включает — и у меня тут же начинает что-то придумываться.



О КОНЦЕПЦИИ МАЛЬБЭКА

Р: Нам говорят, что тексты Мальбэка напоминают собрание кэтч-фраз, которыми можно с девушками знакомиться. Это, можно сказать, одна из концепций. Общение с девушками через музыку — идеальный же способ.



ОБ ОТЛИЧИИ "ВЧЕРА" ОТ "СЕГОДНЯ"

Р: "Вчера" получился вымученным. Наброски его долгое время лежали, пока мы занимались чем-то другим. Потом я скачал все голоса из Logic, дорожки музыки. Это всё писалось на квартире, где я жил вместе с девушкой. И можно сказать, всё это было про неё, про наши ссоры. Это наша жизнь на тот момент. Саша всё это доделал — и мы выпустили. Тогда и родилась идея назвать эту подборку "Вчера" — всё это прошлое. Уже ничего не болит, но в то же время это воспоминание.





А: Даже трек "Владивосток" — он вроде бы про город, но на самом деле про девушку. В остальных треках можно четко проследить историю отношений, затронутых Ромой. А на втором EP больше ощутим поиск, авантюризм. Это "Сегодня" не обременено якорем, который бы держал на месте. Ты бегаешь, двигаешь, находишь себе новую "лаву". У нас же тематика не "Ты меня бросила, ты такая плохая". Это скорее попытка формулирования вывода после прекращения отношений. Это не жалобы, не плаканье.



О "СЕГОДНЯ" И ДЕВУШКЕ С ОБЛОЖКИ


Р: Этот EP мы за месяц записали. Ну если говорить о полном цикле — то за полтора-два. “Вчера” вышел в марте, а уже в апреле что у меня, что у Саши начали скапливаться демки. Саша-то вообще хотел выпускать этот EP аж осенью — и я его в чем-то понимаю. Но смотри, "Вчера" многим понравился — арт-директорам, журналистам, нас начали звать на концерты. Притом, что нам самим этот материал казался очень старым. Я твердо решил, что надо по горячим следам дать людям наше новое, чтобы о нашем проекте к сентябрю не забыли.

А: У нас с этим "Сегодня" получилась ситуация, которая напоминала "The Life Of Pablo". Уже день выхода релиза — а у нас все еще не готов один или два трека. До последнего момента не было обложки. Я изначально видел на кавере именно фото девушки, но подходящую не могли найти. Уже даже обратились к художнику, который рисовал обложку для “Вчера”, но его варианты не подошли.

Р: Это Ирина Хип. Она снималась и у Яникса в клипе последнем, но она там по-другому выглядит, мы специально её накрасили. К тому же, прикинь, мне Мэйти написал, что эта девочка в возрасте 13 лет ещё и у него в видео снималась. Они из одного города, Алатыря. Мир тесен.



О ФОТОГРАФИИ


Р: В фотографии мне интереснее всего общение. За каждой из моих работ стоит общение с моделью, новое знакомство. Такой контакт больше интересует нежели, скажем, подбор локации. Залог хороших фотографий — это заслужить доверие модели, пообщаться, посмеяться, рескрепостить её. Вот взять, например, Терри Ричардсона. У него же большинство фотографий — студийные. Но почему он такой крутой? Потому что все фото очень живые, они как видео. Что ни кадр — эмоция. Вот где кайф. Я не люблю постановочные. Все эти черно-белые, где голая девушка в какой-то комнате, все выставлено.





О "ЗАВТРА"

А: Это будет фьюче-звучание. Но не то, которое делает, скажем, Flying Lotus. Нечто экспериментальное. Нео-поп. Где-то вообще, наверное, будет сокращаться текстовое наполнение. Где-то — наоборот, музыкальное. Будем исполнять под тишину, разбавляемую FX-ами. Знаешь, это такое смутное будущее, которого мы пока не видим.

Р: “Завтра” будет мрачным. Своеобразный протест. После него уже будет альбом, поэтому третий EP станет подведением черты, затрагивая не личные переживания, а более глобальные вопросы поколения.



О ТОМ, ЧЕГО НИКТО НЕ ЗНАЕТ

A: Буквально год назад я еще был копирайтером, писал материалы про музыку, видеографов, гаджеты, и таким образом способствовал продаже сигарет. На самом деле реклама, предлагающая образ жизни, а не сам продукт, всегда самая лучшая. С музыкой и видосами мы стараемся делать нечто подобное. Но тут важно точно понимать свою территорию, а не впиливать насильно “конские силы”, “вятские квасы” и средства от прыщей.

Р: Просто рассказать какие-то малоизвестные штуки? Ладно, вот я в детстве занимался греблей на каноэ. Боксом и рукопашным боем.

А: А я вешу, как Ким Кардашьян!



Р: Со стороны, наверное, многим кажется, что музыканты — это дурачки какие-то. Про нас что-то может странное казаться. Суть в том, что никто и никогда не знает, какой ты на самом деле. Окей, я — суперодинокий человек. У меня много друзей, но в последнее время я мало с кем могу поделиться, о чем думаю. Часто бывает прямо хуево. Видишь, это тот случай, когда ты ничего не спросил, а я всё рассказал. Просто это ведь самое главное. Саша — тоже такой. Тут контраст в том, что с людьми я живой и улыбающийся, а когда остаюсь один, происходит совершенно другое. Я понимаю, что это нормально. Мы постоянно развиваемся: читаем книги, путешествуем, смотрим фильмы. В любом случае это делает тебя, как бы ты того ни хотел, но более взрослым человеком. Есть люди, которые постоянно улыбаются, но не думают о завтрашнем дне. Мы всё же думаем. Переживаем из-за первого концерта. Из-за того, сколько народу придёт. Что за публика будет. Из-за видеопроекции, которую мы до сих пор не подготовили — а выступать уже через пару дней. Из-за своих клипов. Из-за видеопродакшна. Из-за будущего. Да из-за всего! Просто амбиций много. "Во мне так много амбиций!" — что-то мы снова к Яниксу пришли. И мне кажется, это очень нормальные такие амбиции, побольше, чем у Яна. Хочется много денег. Хочется всего. Видимо, моё состояние отчасти такими мыслями вызвано. Ты понимаешь, что нет рядом человека, которого бы ты хотел. Что девушки, с которыми ты общаешься, — не те, которые тебе нужны, нет никакого интереса с ними. Что-то не складывается, что-то складывается. Синтез всего, баланса нет. Кажется, я загрузил, да (смеется)?

А: Что можно после такого сказать? (длинная пауза) А, слушатели нашей музыки, наверное, не знают, что я картавлю (смеется).

Р: Мда, ST Сашиным кумиром был. Никто не знает… Никто не знает, что я родился в городе Большой Камень. Если следовать моей логике, что ST был кумиром Саши, то моим тогда — Джиган. Отличный, кстати, у него альбом, слушал? У нас в эту субботу тусовка будет, я обязательно поставлю песню "Джига должен сиять". Только не говори, что собираешься на такой ноте закончить текст!


















Первое за долгое время интервью лидера Пошлой Молли — об экспериментальном альбоме, ночи, проведенной в КПЗ, и запрете въезда в Евросоюз
Из чего состоит вселенная ATL? Рассказываем в новом видео
Кто написал лучшие песни этого года по версии The Flow
Toxi$ и Gensyxa расстались, треки Платины попали под запрет, Дрейк судится с Кендриком