Адвайта: уральское трио с историей переизобретает себя
На первый взгляд группа Адвайта по ряду критериев не соответствует рубрике "Новый Флоу" — хотя бы по возрастному. Коллектив в деле уже 7 лет — ну действительно, какие они новички? Тем не менее если сравнить то, что делают Фиска, С4 и Ликий сегодня, с тем, как группа (тогда еще — дуэт) звучала 3, 5, 7 лет назад — сложно поверить, что эти песни делали одни и те же люди. Уральское трио изобрело себя заново.
Адвайта сейчас — это меланхоличный и технологический нео-R&B, и по тексту интервью станет ясно, что мелким нюансам студийной работы эти люди уделяют едва ли не 80% времени. Как представители подъездного уральского стиля стали делать музыку а-ля The Weeknd и Drake, сколько они получают за гострайтинг и как звучит ещё не вышедший прощальный альбом Каспийского Груза — всё это здесь.
КАК ЭТО — ГРУППА С СЕМИЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ В РУБРИКЕ ПРО НОВИЧКОВ?
Филипп “Фиска” Вычегжанин: Когда ты нас пригласил, было ощущение внутреннего противоречия. У тебя уже 3 альбома, ты столько лет в индустрии — а все равно попадаешь в список новичков. Мы с недавних пор, можно сказать, обнулились, так что логику приглашения понимаем. Музыкой занимаемся уже много лет, но сейчас кажется, что в деле буквально год — а раньше это была какая-то самодеятельность. Были какие-то локальные успехи — например, в 2013 году в Новосибе мы уже полностью забивали клуб "Рок-Сити". В те годы там Каста выступала, чтоб ты понимал масштаб. А двумя днями ранее в Красноярске нас привозят в клуб на 1400 человек — и приходит всего 60.
МУЛЬТИЖАНРОВОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
Ф: У нас всегда так было: мы слышим музыку, пропускаем ее через себя и делаем нечто свое. Сегодня Адвайта может выпустить трэп-сингл, а уже через неделю — балладу под гитару. Это не паническое метание из-за непонимания, куда двигаться, а желание пробовать себя во всем и сразу. Нам так в кайф.
У нас еще в планах выпустить продюсерский альбом с симпатичными нам русскими исполнителями. О своих альбомах — пока не беремся загадывать, на данном этапе нам формат часовой пластинки не нравится. EP — вот это круто и меньше сковывает тебя как исполнителя. Хочется сделать и коротенький клубный релиз, и пятитрековый из R&B.
О ЗНАКОМСТВЕ И ВЫБОРЕ НАЗВАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ
Ф: У меня было 2 или 3 трека, записанных в комп, а Тёма на тот момент на Урале уже был популярным. В 15-летнем возрасте у него уже был локальный хит — не помню, как он назывался.
Артем “С4” Ермаков: Я помню, но не хотел бы, чтобы сейчас его кто-то слышал (смеется).
Ф: Так вот, чувак, с которым мы вместе делали музыку — сейчас он работает в серьезной структуре, поэтому не буду называть имени — сообщает, что договорился про фит с самим С4. Я думаю: нифига себе! Идем встречать его на остановку — а это дремучие дни, когда соцсетей даже еще не было. На остановке стоят 5 человек в широких штанах. Я на них показываю и спрашиваю: "Какой из этих пацанов — наш?" Так и познакомились. А трек, ради которого встретились, мы в итоге так и не сделали. Уже потом, когда начали вместе пробовать писать треки, нам понравилось работать в таком составе и решили организовать группу.
Название коллектива не просто так начинается с буквы "А", мы его не очень долго искали. Вот сейчас как — артист стартует, изначально выбирает себе ролевую модель, которой будет следовать, придумывает супер-концепт для творчества. Не, что ты! Тогда это было вот так: открываешь словарь интересных слов на первой странице, так, второе, третье, о, "Адвайта"!
С4: Помню, Фил спросил, что это значит. Среди трактовок было "отсутствие двойственности". И он такой: "Подходит! Нас же двое!" Ну так вот, нас уже давно не двое, а название прицепилось.
ОБ УРАЛЬСКОЙ РЭП-СЦЕНЕ НУЛЕВЫХ
Ф: Она и тогда была удивительной, и сейчас. Это свой мир. То, что здесь до сих пор происходит на местных фестивалях, меня просто шокирует. Впечатление, будто ничего не меняется. Мы с артистами общаемся, кто-то говорит: "Вот, захотели обновить звук, прицени". Включаешь — а всё его новшество заключается в 808-м басе. Слушаешь и думаешь: "Тебе только сейчас интернет провели или что?" Мы на региональной рэп-сцене были самыми молодыми. Если сравнивать, например, с Лешей Маэстро, с Восточным Округом, такими людьми. Это была большая туса со спонтанными записями. Мы могли просто приехать к кому-то на квартиру компанией из 14 человек, посреди комнаты стоял микрофон, мы придумывали текст, сразу его записывали и выкидывали в сеть. Всё происходило за одну ночь. Представляешь, 14 человек на треке! Накидывать текст начинают в час ночи, а в 4 утра трек уже есть в соцсетях. Вот такой рэп. Это было глобальное раздолбайство! Трипы по несколько недель, постоянные тусовки, ничего смешного и классного, если подумать.
С4: Не, ну тогда нам казалось, что всё классно. Никаких не было забот!
Ф: Причем, мы вправе так рассуждать о хип-хопе даже по критериям Влада Валова: Тёма в своё время стал призёром Rap Music. Второе место, понимаешь ли (смеется)!
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ, КОГДА АДВАЙТА ИЗМЕНИЛАСЬ
С4: Это не было плавным процессом. Мы просто сели и поняли, что не наблюдаем в нашей музыке никакого развития, а хотелось прокачиваться. Признаки смены курса наблюдались еще на ЕР "Контрольный", вышедшем в 2015 году.
Ф: Мы выросли в такой среде, которую музыкальной при всём желании не назовёшь. И хулиганская романтика имела место быть, и различные уличные движения. Это типично для молодых людей из городов вроде Екатеринбурга. Вчера наше творчество называли “подъездным” — ну и так реально было, мы в них пол-юности протусовались. Мы знаешь, как научились играть на клавишных? Потому что упёрли из актового зала синтезатор. Не знали, что с ним делать — ну и просто решили научиться.
Последние пару лет мы именно музыкой занимаемся. А то, что у нас выходило ранее, это неклассно и вторично. Мы на тот момент даже западную музыку не слушали, просто делали то, что нам самим казалось свежим и интересным. Второй жесткий этап апгрейда произошел после нашего знакомства с Kidd. Он пришёл и показал, как еще круче это можно делать. Мы делились с ним музыкальным опытом, он с нами — пониманием новых тенденций, интересных мелодики и гармоний, всего, чего в России до сих пор нет.
ПУБЛИКА
Ф: Удивительно, как прокачался слушатель за последнее время. Уже давно нет такого, что новые решения могут быть не поняты. Уже не срабатывает тезис "в России такое не зайдет". Да, оно может не зайти на радио и телеканалы, но в интернете такое принимают на ура — даже такую музыку, которую не могу воспринимать я. Сейчас на всё может найтись свой слушатель. Раньше я мог услышать что-то и, отталкиваясь от своего вкуса, прогнозировать, что такое не выстрелит. А потом увидел, что не прав. Понимание пришло, когда я стал гонять на концерты. Выступление тусы Krestall, мы с Kidd там исполнили один совместный трек, и я увидел молодых людей, которых в обычной жизни нигде не встречаю. Я осознал, что существует масса молодежи абсолютно другой, совсем не похожей на меня, имеющей свою точку зрения на музыку. У любой музыки может быть слушатель.
Из слушателей, кто с нами с самого начала, осталось совсем немного людей. Много отсеялось, а новых пришло ещё больше. Старички до сих пор критично воспринимают наш рестайлинг. Мы однажды оставили публикацию в сообществе, мол, это музыка, давайте кайфовать, нас не поняли, ну мы и плюнули на то, чтоб кому-то что-то впредь объяснять. Это не заходит тебе, но это заходит нам — и мы это делаем.
С4: По-прежнему видим комменты под новыми треками типа “Где та старая Адвайта?” и прикрепленный трек 2011 года, за который мне просто стрёмно как музыканту.
РЕАКЦИЯ КОЛЛЕГ
Ф: 90% уральских рэперов восприняли нашу перезагрузку негативно, но это надо было видеть. Мы пригоняем на тусу, стоим такие с Жаманом из группы Восточный Округ, с нами еще какие-то местные артисты постарше. И он говорит: “Ребята, ну это же пиздец. Новую Адвайту невозможно слушать. Там есть автотюн!” “Да, — говорю, — это автотюн, чувак”. А сейчас эти люди тоже стараются перейти на новый звук. Но их референсы — это то, что мы слушали два года назад. Они тоже к этому приходят, но делают с большим опозданием.
Хочется, чтобы сейчас, когда говорят “уральская музыка”, подразумевались исполнители новой волны. Есть Kidd. Есть Bumble Beezy, он тоже, можно сказать наш, из Перми. Есть Nastra x Needow, первый — из Екб. Но мне кажется, еще долго мы будем избавляться от стереотипов о регионе.
ВОЗРАСТ В РЭПЕ
Ф: Представляешь, трек со Слимом и Словетским — это был мой шестой куплет в жизни. Вот так я шустро втянулся. Тёма читает с 10 лет, а сейчас ему — 25. Это создаёт ощущение, будто ему лет 40 — а он же старше Pharaoh на каких-то 4 года. Obladaet старше Артёма, это как вообще! (смеется)
О ДЕНИСЕ ЛИКОМ, ТРЕТЬЕМ УЧАСТНИКЕ ГРУППЫ
Ф: Ликий не смог приехать на интервью, потому что финализирует один проект. Удивительный тип, жил восемь месяцев в монастыре. Тяжёлый период был: умерла мама, остался без жилья, скитался по студиям. Потом ушёл послушником в монастырь — жил там и работал.
ПОЧЕМУ ТАК МАЛО НОВИНОК
Ф: Это вопрос, звучащий на нашем лейбле особенно часто. Так происходит не специально. Когда ты разнопрофильный артист и способен много на что, когда хочешь попробовать и это, и это, и это, то выход новых треков затягивается, либо они попросту тебе самому надоедают. Ну и гипертрофированное чувство перфекционизма тоже никто не отменял.
За этот год мы выпустили всего два трека, но у нас постоянно идет приток аудитории во ВКонтакте. Два трека в год — это как вообще? Даже Kanye West себе такого не позволяет.
За год мы написали 80 демок. Я присылаю что-нибудь из новенького Брутто или Марку, нашему концертному директору, с вопросом: “Может, что нибудь такое выпустим?” Брутто говорит: “Мы сейчас на гастролях, включил нашим пацанам затестировать. Все говорят: пушка нереальная”. Мы такие: “Ок, бро. Спасибо за отзыв” — и больше он этого трека никогда не слышит (смеется). Он говорит, что уже просто устал нам сообщать, что это классно и интересно. “Вы же все равно никогда не выпускаете”.
О КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ГРУППЫ КАСПИЙСКИЙ ГРУЗ
Ф: Каспийские в прошлое воскресенье прилетали к нам, ставили новый альбом. С технической точки зрения разбирали его. Мы долго уговаривали Брутто отдать его на доводку разных звуковых фишечек, но пацаны твёрдо решили на своём последнем альбоме всё сделать самостоятельно. И вот мы вшестером, с группой, с нашим общим другом-электронщиком, сидели слушали “Саундтрек”. Даже не вслушивались в слова. Была мелкая работа: здесь кик с басом конфликтует, а здесь еще что-то, парни обсуждали и конспектировали. Но даже при таком поверхностном режиме прослушивания, могу сказать, что два трека там — нереальная пушка. От музыкального разброса этого альбома все охуеют. Сингл “Так невоспитанно” — далеко не верх того, что они там накреативили.
ГЛАВНЫЙ ХИТ АДВАЙТЫ
Ф: Году в 2011-м мы записали локальный хит “Мой бог”. Когда выступали еще зелёными и молодыми на концерте группы Krec, ей подпевали громче, чем “Нежности”. В Екб у нас уже сформировалась аудитория, мы давали пару концертов, каждый раз — аншлаги. Что публика нашла в “Моем боге” я даже не знаю, ну да, трогательная песня. Но она очень простая, там еще слышно, как метроном на гитаре работает. Мы даже не стали вырезать, у нас был подход “забей, лучше другой трекан запишем”. В то время мы писали песни пачками, участвовали в командных баттлах на hip-hop.ru. У вас публиковался баттл команды Мамин Подруgun, там Mozee Montana и Маша Hima. Так вот, их название — это привет нашей команде Папин Minigun, под этим именем мы всех вышпиливали на баттлах. У нас где-то треков 200 наберется. А самая наша популярная песня — это “Карие глаза”.
ПЛАГИАТ И ПЕСНЯ “КАРИЕ ГЛАЗА”
Ф: В том, что молодые порой излишне копируют чужие вещи, тоже ничего плохого не вижу. Это будет их фундаментом для понимания музыки, как что тут можно делать. У нас это тоже было — но как следствие вдохновения, когда настолько сильно проникаешься треком. Я про нашу песню “Карие глаза”. Подумай мы раньше, подписали бы, что это кавер. Другое дело — когда крупнейший рэп-лейбл в стране превратил копирование чужого в свой метод и даже не пытается копнуть поглубже. Они берут мировой хит — и делают то же самое. Вот это шляпа, реально.
Я считаю, что “Карие глаза” получилась хитом. Сейчас в Россию приходит такое понятие как “стриминг”, когда за бесплатное прослушивание в соцсети тебе начисляют деньги. Это есть у немногих артистов, в том числе и у нас. Нам платит сайт ВКонтакте за то, что наши треки там есть. Человек может не знать группу Адвайта, но при этом днями слушать какой-то наш трек. Вот история: сижу я в стриптиз-баре в Казани и просто общаюсь с девчонкой. Она спрашивает: “Ты музыкант? А какая группа?” Я говорю, мол, Адвайта. Она: “Не знаю такой”. Я спрашиваю: “Может, слышала песню “Курим сидим”?” Она сразу: да, да, это крутяк. Следом спрашиваю про “Карие глаза” — и ошарашенная подруга мне показывает, что этот трек у неё на рингтоне стоит. И при этом название группы, её идентификация, пока мало узнаваемы. У нашего бэнда с этим проблемы. У Адвайты миллион разножанровых треков. Человеку может понравиться один, он вобьёт название группы в поиск, включит первый попавшийся трек — а там что-то совсем старое, про мусоров.
СВОЯ СТУДИЯ
Ф: Мы здесь каждый день, с 12:00 до 00:00. Делаем продакшн себе, делаем продакшн на заказ, делаем сведение. Втроем с Ликим и работаем. Премудростям студийной работы мы учились постепенно, причина: у нас тупо не было денег, чтобы кто-то другой делал это для нас.
С4: Элементарный просмотр видеоуроков на YouTube очень помог.
Ф: Мы не записываем клиентов на студии, тут происходит уже доводка материала по звуку. Например, пишет нам Slim: “Хочу, чтоб вы свели релиз”. Мы послушали и у нас самих возник порыв какие-то вещи в битах доделать, улучшить, мы ему позвонили, он говорит: "Давайте попробуем". Заказы такого рода в последнее время приходят всё чаще. Многие имена, с кем поработали, мы не вправе озвучить из-за условий контракта.
СКОЛЬКО СТОИТ ГОСТРАЙТИНГ
Ф: Это зависит от уровня артиста и структуры, лейбла, в которой он состоит. Разброс цен, с которыми мы имели дело, минимум — это 15 тысяч рублей, максимум — 150 тысяч. Чем серьезнее артист — тем дороже. А бывает ценообразование такое, что чем неприятнее в работе человек — тем дороже.
ПРО ЕКАТЕРИНБУРГ
Ф: Когда тут живёшь долго, замечаешь только серое, все эти райончики и чернуху. Город очень компактный, в центре всё очень красиво. Видно, что вбухивается много денег. Недавно водил экскурсию для 4atty и Симптома, участников группы Грибы, так пацанам прямо очень понравилось, говорили, что похоже на Киев.
С4: Я живу на райончике, где ты, вынося мусор, можешь наткнуться на разборки три на два или там пятеро на троих. Уже рутина.
Ф: К Тёме во двор недавно зашли два лося, понимаешь?! Просто днём!
ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР НЕТ КОНЦЕРТОВ
Ф: ВКонтакте у нас значится 221 тысяча треков, но эти цифры неточные. А раньше, перед выходом песни “Карие глаза”, там было 240 тысяч. Дело вот в чём: поскольку ВКонтакте платит нам за стриминг, существует определённый сайт, куда сначала свой трек нужно залить. Как я понимаю, он замешан с авторскими правами. Следовательно, ВК часто автоматически банит за создание несанкционированных копий треков.
По поводу концертов: никогда не хотел себе говно-туры, это неприкольно. Для меня дать 20 концертов за месяц за 70 тысяч рублей — это хуйня. Когда на тебя приходит по 60 человек в каждом городе — это отстой.
С4: Да и со старыми песнями уже не хочется особо ехать. Даже наш прошлый альбом нам уже надоел. Надо с новыми.
Ф: По правде говоря, мы даже не способны понять уровень собственной концертной востребованности. Мы еще нигде не были, нашему директору Марку звонят постоянно. В январе нас хотела забрать московская Volta Club — это по вместимости 1300 человек. Марк ответил им отказом. Самое прикольное, это когда Марку звонят, он озвучивает ценник — а этот ценник повыше, чем у большинства тех, кто считается, как говорят, “молодыми и перспективными”, — заказчиков по цене всё устраивает, а Марк им все равно отвечает: “Они не поедут”. Проходит 2 месяца, на нас выходит Yotaspace, большая московская площадка. Хотели концерт на июль. Марк говорит: “Ребята, какая Yota, вы чего!” Они ему говорят, мол, уверены, что мы соберём. Марк отрезает: “Нет, ребята отказываются ехать”. Звонят из Нижнего, клуб Milo, 2,5 тысячи по вместимости. То есть, понимаешь, площадки звонят ого какие, нам не звонит какая-то Алена из Новосибирска и не предлагает бар на 100 человек. Мне такой подход кажется верным. Как показывает практика, все, кто быстро взлетают, часто так же и угасают. Наша задача сейчас — делать классную музыку.
ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ
Ф: Тёмыч остается здесь, у него тут хорошие семейные обстоятельства происходят. А мы с Деном улетаем в Москву жить. Организуем с Каспийскими и ещё другими ребятами на полгода кэмп, закроемся все вместе на студии. Сразу везём туда кучу демок, набросков и другого материала. Закипит работа.
О ПЕСНЕ, ПРЕМЬЕРА КОТОРОЙ НИЖЕ
Ф: Сначала мы делали грустный мумбатон. Крутой должен быть трек, но ближе к дате выхода интервью на The Flow, поняли, что нам не нравится, как он звучит. А на доводку требуется много времени. Мы же ещё с начала июня согласились на участие в вашем проекте и понимали, до какой даты нам нужно всё сделать, но всё равно так выходит, что всё доделывается вплотную к дедлайну — и уже с другим треком. Припев и часть куплета я написал вчера в 10 вечера, за день до сдачи этого материала в печать.
Что это будет? Нео-R&B в традициях The Weeknd. Хотя это вы должны жанрово его описать, вы в этом сильнее (смеется). Есть же обалденная таблица о том, как The Flow выдумывает свои жанровые теги, там типа “грустный R&B дарк-поп”. Песня для любителей погрустить красиво.
В этом сезоне каждый выпуск "Нового Флоу" сопровождается премьерой нового трека исполнителя. У трио Адвайта это песня "Танцуешь лишь для меня".
Если вы хотите поддержать артиста, пожалуйста, пройдите вот по этой ссылке (она приведет вас в группу ВКонтакте) и поставьте треку лайк. Мы будем собирать их ровно неделю. Автор трека, собравшего больше всего лайков за отведённые 7 дней, в конце проекта получит приз от re:Store.