Levi's Music Project

"Не прыгай со сцены, не подписывай договор": Noize MC дает советы самому себе в прошлом и разбирает новую индустрию

Noize MC выступил ментором глобальной образовательной инициативы Levi's Music Project. В этом амплуа он ответил на 9 вопросов редакции The Flow: действительно ли новое поколение музыкантов стало более прагматичным, почему сверстникам Нойза прославиться было труднее и кто конкретно и какие барьеры перед ними расставлял.

Если бы ты мог полететь в прошлое и дать себе, начинающему музыканту, три совета, то чтобы это было?

1. Никогда не подписывай договор отчуждения авторских прав.
2. Не прыгай со сцены в Магадане.
3. Шли советчиков подальше.



Лучший совет, который ты дал на Levi's Music Project?

Прислушиваться только к той критике, которая резонирует с твоими собственными сомнениями. Думаю, это самое важное — иначе можно просто сойти с ума.






Что ты сам вынес из общения с молодыми музыкантами, чему научился?

Кажется, я научился учить. Доступно объяснять, давать корректную обратную связь, формулировать то, что раньше делал по наитию, никогда не облекая в слова. Это оказалось не так просто, ведь уметь самому и объяснить другому, как — это две большие разницы.



Нужно ли музыканту (не академическому, не джазовому) образование или этот концепт устарел?

Оно точно поможет. Иначе тебе раз за разом приходится изобретать велосипед, тратить кучу сил и времени для того, чтобы прийти к результату, путь к которому мог бы быть намного короче. Безусловно, есть самородки, добивающиеся значительных успехов без этих знаний, но образование точно пошло бы на пользу даже им. Это не абсолютная необходимость — но очень серьезное подспорье.







Правда ли что 20 лет назад, до стримингов и монетизаций, помыслы новых музыкантов были чище?

20 лет назад найти свою аудиторию было в десятки раз сложнее. Интернет был медленным и малораспространённым, а традиционные медиа — тотально коррумпированными и, соответственно, абсолютно недоступными для простых смертных.

Клипы снимались только на плёнку, что делало их производство недосягаемо дорогим. А если твой компакт-диск не продавался в магазинах, то ты как будто и не существовал как артист.

Концертная индустрия тоже была абсолютно неразвита по сравнению с сегодняшним днём, и собирали залы только самые известные музыканты. Соответственно, думать всерьёз о каких-то деньгах было действительно не принято — музыка не воспринималась как какой-то социальный лифт, как способ резко изменить своё материальное положение. Тогда мечтали не бабок заработать, а выступить где-нибудь или накопить на приличную аппаратуру. Во главе угла стояло самовыражение.

Но лично я никогда не относился к музыке как к хобби. Я изначально планировал добиться серьёзных успехов и верил в свои силы. Я собирался зарабатывать только своей музыкой, не размениваясь на какие-то подработки и компромиссы.







Пожалуй, сегодня музыканты стали прагматичнее, я не могу это отрицать. Условия сильно изменились.

Как это отражается на самой музыке? Ну, пожалуй, мы просто стали свидетелями краха мифа о том, что низкопробную попсу нам насаждают откуда-то сверху — нет, сегодня точно в свободном доступе есть куча великолепной музыки в самом широком жанровом диапазоне, а в топах чартов — всё равно розовая жвачка под прямую бочку.

Массовый вкус не претерпел таких радикальных изменений, как индустрия по его обслуживанию. Просто теперь поп-звездой может стать не только подружка или дочка крупного бизнесмена, как раньше, но и девчонка из соседнего подъезда без связей и денег. Раньше на эту откровенно попсовую стезю, скажем так, смотрели с прищуром, потому что попсовый Олимп был полностью под контролем узкой группы нечистых на руку лиц. А теперь это воспринимается просто как некая форма предпринимательства, с ней больше не ассоциируются какие-то аморальные компромиссы.

А большинство людей по-прежнему слушает "туц-туц". Отсюда и мысли о продажах у начинающих артистов. Но это только часть картины и не самая интересная, на мой взгляд. Куда более вдохновляющей в современной ситуации мне представляется возможность пятью кликами создать свой паблик в соцсети, записаться в собственной спальне, снять клип на смартфон, набрать за месяц пару миллионов просмотров и собрать тысячу человек на концерте через полгода.







Твоя фраза из интервью про "путать принципы с комплексами" на старте карьеры — как у нынешних музыкантов с комплексами и принципами?

В целом, получше. Они охотнее экспериментируют, не боясь кого-то отпугнуть, меньше стесняются говорить "нет" в ответ на сомнительные предложения, смелее гнут свою линию.

В жизни начинающего музыканта лет 15 назад страхов было гораздо больше. Быстро прославиться было невозможно, и выбор стучаться лбом в закрытую дверь годами был уделом реально отчаянных людей. Где страхи — там и комплексы. На них умело играли всевозможные воротилы шоу-бизнеса и мнящие себя таковыми работники мелких лейблов, в свою очередь, объявляя комплексами озвучиваемые музыкантом принципы, которым претили предлагаемые этими людьми условия и т. д.

Давления на артиста было больше, всяческие ушлые посредники в индустрии играли куда большую роль, чем сейчас, поэтому обстановка, в целом, была более нездоровой.



С кем из музыкальных кумиров ты бы хотел встретиться? Что бы у него спросил?

С Эминемом. Я бы спросил его, почему его до сих пор так сильно волнуют комментарии в Интернете.







Что ты сегодня думаешь о поп-музыке? Насколько это отличается от того, что ты о ней думал 15-20 лет назад?

Я по-прежнему думаю, что иногда она бывает прекрасна. Хотелось бы, чтоб почаще.



Тебя напрягает, что между музыкантом и слушателем пропала дистанция?

Порой это доставляет некоторые неудобства, но, по большому счёту, это хорошо. У знаменитостей всегда были некоторые проблемы с частной жизнью, и соцсети тут ни при чём. Например, в книге Эверетта Тру "True Story of Nirvana" описывается случай, как Курт Кобейн пошёл на панк-концерт, и к нему там пристал чувак с просьбой дать ему пятнадцать баксов, потому что он расстался с девушкой, и она забрала вместе со своими вещами компакт-диск "Nevermind", а он за него "уже платил": типа, "чё те стóит, ты ж миллионер".

В первом выпуске обсуждаем борьбу Моргена с “Рифмами и Панчами”, новый альбом Платины и другие заметные темы недели
Песни про Родину и нефть, рыбалку и глупость, большую попу и любовь
Даша Прибищук — режиссер, сценограф и креативный продюсер музыкальных выступлений. Она работала с Хаски, OG Buda, Soda Luv, Miyagi & Эндшпилем и Obladaet. Ее монолог расскажет об этих проектах.