Фильм недели: "Трансформеры: Эпоха истребления"
Текст: Владимир Аладьин
Последние 7 (а на деле — больше) из 49-и лет своей жизни Майкл Бэй как режиссёр почти полностью посвятил “Трансформерам”. Единственным отступлением, после третьего фильма о железяках, стала комедия “Кровью и потом: Анаболики”, из которой в четвёртую серию Майкл утащил Марка Уолберга и понимание, что даже фирменные бэевские крутые пролёты камерой иногда могут оказаться не по делу.
Смена в главной роли Лабафа на Уолберга — несомненно, прекрасное решение, потому как “Трансформеры” Лабафа переросли. Новый герой, способный во время побоищ на что-то большее, чем превращать своё лицо в узкий ободок вокруг вопящей глотки, хоть и не отодвинул на второй план роботов (вот ещё!), но смотрится с ними гармоничнее. А дочь главного персонажа нужна, потому что отличные, отличные ноги. Всё-таки Бэй всегда рад попрактиковаться в здоровом, то есть увеличивающем кассовые сборы, сексизме. Да и подвиги главного героя почему-то проще объяснять беспокойством о ребёнке, чем тревогой о выживании людей как биологического вида и всех углеродных форм жизни на планете. Но таковы традиции сценарного мастерства.
Вообще, принято считать, что сценарий — наиболее слабая грань “Трансформеров” да и большей части блокбастеров. Тем не менее, сценарист Эрен Крюгер умудрился сделать следующее:
1. предоставить Бэю возможность снять десятки экшн-сцен и битв трёх фракций роботов;
2. кроме уже привычных трансформеров пустить по экрану их родственников, оптимизированных под современные стандарты веб-дизайна (долго объяснять, нужно смотреть);
3. вывести на улицы города огромных (!) огнедышащих (!!) рободиназавров (!!!);
4. втиснуть-таки в этот праздник грохочущего металла чуть менее одного действительно смешного персонажа (менее одного, т.к. раскрывается в полной мере он только к середине);
5. кроме привычных уже городских и загородных боёв да погонь задать продолжительный эпизод на космическом корабле в стилистике бэдтрипа на кислотном рейве;
Факультативно: хоть как-то — неважно, как — связать это всё воедино. Сценарий, который может втиснуть в один фильм столько пространства для безумств Бэя — очень, очень хороший сценарий. Даже несмотря на то, что из-за такой мешанины в фильм с бюджетом в 165 миллионов долларов вкралась тщательно дозированная второсортность — в тех пропорциях, которые уже не позволяют делать серьёзное лицо при обсуждении, но ещё не мешают просмотру.
В сценарии, конечно, не обошлось без проблемных моментов. То, что к истории приплели гибель динозавров, раздражает не очень, потому что ясно — психическое. Очень распространённое в Гильдии сценаристов — не первое поколение психотерапевтов Лос-Анджелеса кормится за счёт маниакальной увлечённости Голливуда троицей сюжетов “Появление жизни, Гибель динозавров, Карибский кризис”. А вот попытки как-то объяснить главную магию “Трансформеров”, т.е. почему груды металла способны менять формы и резвиться под солнцем — это проблема. Потому что так к пятой части можно докатиться и до того, что вопрос “Какого чёрта тусоваться именно на Земле существам, способным нормально жить на любой твёрдой планете?” тоже потребует своего ответа, а всё, что можно навыдумывать на этот счёт, конечно, никуда не годится.
Впрочем, уделять столько внимания сценарию “Трансформеров” — вероятно, тоже не от полного душевного здравия. Потому что меняют формы, клацают, бабахают и разносят всё вокруг к чертям роботы в “Эпохе истребления” куда эффектнее, чем в прошлых частях — и важно лишь это. И в любом случае, экшн такого уровня едва ли удастся увидеть до пятых “Трансформеров”. Да и то — лишь если Бэй согласится их снимать. В общем, люди, цените, что имеете. Ведь за нас гибли автоботы, Оптимус Прайм рисковал командой за наше благополучие и многие воины были отправлены на переплавку за наши грехи. Цените это.
ПРЕДЫДУЩИЙ ФИЛЬМ НЕДЕЛИ: ГРАНЬ БУДУЩЕГО