Тексты

Фильм недели: "Теорема Зеро"

Тем, кто только собрался на нового Гиллиама

Автор: Владимир Аладьин

Владимир Аладьин во время просмотра нового фильма Терри Гиллиама повредился рассудком, а потому доверил рецензию новообразовывшимся фрагментарным субличностям. Убедить не спойлерить вышло далеко не каждую из них.

Как человек, который пишет описания для задников DVD-боксов:

Талантливый вычислитель Коэн Лет (Кристоф Вальц) имеет проблемы с местоимением первого лица единственного числа, непременно подменяя его на “мы”, боится прикосновений и не рад обществу. Пытаясь добиться работы на дому, он оказывается назначен на доказательство никому доселе не дававшейся теоремы. Сможет ли герой побороть суровые уравнения? Помогут ли ему непокорные знаки сложения и вычитания?..

Как кинокритик:

Действие происходит между Сциллой и Харибдой антиутопической фантастики. Меж Оруэлла и Хаксли. А если пытаешься сдружить эти диаметральные противоположности в их поверхностных проявлениях и пониманиях, как ни крути — скатишься в галлюцинаторный бред. Даже с учётом того, что большая часть фильма проходит в одной замкнутой локации, т.е. мира-то и не видно, эффект не пропадает. Околотрешевая съёмка попуститься тоже не даёт.

Как зритель:

Наряды, прикиды, одёжки героев, вероятно, позаимствованы из ранних набросков второй части “Назад в будущее”, которые не были одобрены из-за чрезмерной нелепости и упоротости. Скажем, ради заурядного виртуального секса следует напяливать костюм, как у Джорджа Майкла в клипе “Freeek”, но с колпаком, как у Зелёного Гоблина из комиксов “Человек-Паук”. Несмотря на футуристичность антуража, оружием свободы, как и в “Олдбое” выступает молоток. Как зрителю мне интересно, при таком перечислении поп-проектов, Гиллиам бы обкончался или вскрыл себе вены.

Как зритель попроще:

От Кристофа Вальца, Мэтта Дэймона, Мелани Тьерри и Тильды Суинтон я ожидал чего-нибудь похлеще. А вообще, симпатично, но глупо.

Как человек-офисный содрудник:

Весь фильм построен вокруг мотивации. Фрика пытаются заставить доказать теорему, которая не даётся с первого наскока. Сперва на нём пробуют приём “дружеские обязанности”. Затем ему подсовывают даму, скупившую подешёвке костюмы и манеры поведения у прогоревшей порно-студии. Далее пытаются привить наставнические чувства. В процессе его дрочат программа-психолог, замкнутость пространства, гастрономические соблазны. Если не сработало ничего из перечисленного, фильм, скорее всего, не о человеке.

Как персона со склонностью просирать всё:

В герое Вальца можно — с трудом, но реализуемо — найти обаяние. Чего в нём точно нет — человека, внутри которого пустота. Как герой с потерянным прошлым, вакуумом внутри, трагедиями, о которых тот горазд рассказывать — Коэн неубедителен. Неубедителен как в качестве киногероя, которого нам пытаются подсунуть, так и в качестве персонажа, которому, вероятно, зритель должен сопереживать.

Как участник редакционного чата:

Недашковский сказал: “Но ведь когда-то Гиллиам снимал не говно”. Вот так и наша жизнь — сплошные “но” и “говны”. Ну а как ещё, если в “Теореме” нельзя и на порносайт зайти, не прослушав кавер радиохедовского хита с рефреном “Я ползучий гад, я извращенец”.

Как нормальный русский парень:

Не имею своего мнения.

Как математик:

Доказательства теорем и поиск сущностей в фильме демонстрируют как компьютерные игры. На ранних стадиях — упрощённый Кубик Рубика, на поздних — замороченный Minecraft. В связи с оным, обращение ко всему мировому кинематографу: отстаньте от математики. А если и искать завязанные на математике сюжеты — экранизируйте жизни Синъити Мотидзуки или Эндрю Джона Уайлса. Там же просто огонь, Мотидзуки вообще рокстар, совершенный человек, Доктор Манхеттен. А Уайлс — вашу медь, почитайте, как (!) он доказал теорему Ферма (Великую). Да на фоне этого истории успеха Цукерберга и Джобса — басенки для детей (тинейджеров или стартаперов) и дизайнеров (хипстеров или стартаперов).

Как человек своего времени:

Юмор касательно того, что на вечеринках все стоят, уткнувшись в планшеты, пришёлся бы ко двору Буша-Младшего. В нашу бытность такое не просто не актуально, а элементарно плоско. А теорема о том, что 0 = 100% — это не теорема, а попытка построить узконаправленную алгебраическую конструкцию, которая непригодна в прикладном смысле вообще ни на что. И тщетность бытия ею не доказать, как то пытаются в фильме — вменяемой арифметики на таком не построить, а следовательно, теоремы Гёделя неприменимы. Если нанимаете математического консультанта для сценариев, берите того, который не на кокаине.

Как зануда:

Когда человек с изрядными кинематографическими заслугами на восьмом десятке лет пытается изложить свои страхи о технологиях, версусе личного общения и пребывания в соцсетях — получается зрелище, которое, вероятно, интересно лишь его ровесникам. Потому что нельзя подавать фразу 15-летнего персонажа “Я молод — могу верить во что угодно” как наиболее тяжкий из всех грехов. И едва ли такой фильм срезонирует с мозгами тех, кому сейчас в промежутке от 18-и до 35-и. Если, проходя тест на психологический возраст, вы получили “Вам 73” — смотрите “Теорему” смело. Смотрите что угодно, делайте что взбредёт в голову, живите как умеете. Людям, проходящим такие тесты, не страшно вообще ничего.

Итог:

Неважно, по задумке автора или самопроизвольно, но “Теорема” оказывается фильмом о старении. Не суть, что героя Вальца не записать в старики — в этой категории сам Гиллиам. Поэтому непонятно, что нужно персонажам его картины, почему они отказываются от помощи, бурчат и сторонятся людей. Прошлое главгероя, о котором вскользь тот упоминает, не вяжется с ним визуально так же, как и рассказы о военных подвигах с внешностью стариков-ветеранов, которые их произносят. Недоверие к соцтехнологиям так и брызжет в кадр — и в этих моментах старение недвусмысленно накладывается на устаревание. В итоге приходится лепить наркотические сравнения, чтобы хоть как-то дать понять, что там на экране происходило. Потому что такие фильмы устарели более-менее безнадёжно, если описывать без идиотских “гы-гы, да они там кислоты объелись”, может показаться, что картина не так уж и выбивается из современного кино. “Миленько, но ни о чём” — высшая похвала, какая только может свалиться на “Теорему”. Как на какую-то безделушку, которая, вроде бы и ничего, но никому не нужна. Симпатично, но глупо.

 

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"