Фото Клипы Рецензии Альбомы Тексты Новости
16+
Тексты

Фильм недели: "Теорема Зеро"

Тем, кто только собрался на нового Гиллиама
Комментарии
0

Автор: Владимир Аладьин

Владимир Аладьин во время просмотра нового фильма Терри Гиллиама повредился рассудком, а потому доверил рецензию новообразовывшимся фрагментарным субличностям. Убедить не спойлерить вышло далеко не каждую из них.

Как человек, который пишет описания для задников DVD-боксов:

Талантливый вычислитель Коэн Лет (Кристоф Вальц) имеет проблемы с местоимением первого лица единственного числа, непременно подменяя его на “мы”, боится прикосновений и не рад обществу. Пытаясь добиться работы на дому, он оказывается назначен на доказательство никому доселе не дававшейся теоремы. Сможет ли герой побороть суровые уравнения? Помогут ли ему непокорные знаки сложения и вычитания?..

Как кинокритик:

Действие происходит между Сциллой и Харибдой антиутопической фантастики. Меж Оруэлла и Хаксли. А если пытаешься сдружить эти диаметральные противоположности в их поверхностных проявлениях и пониманиях, как ни крути — скатишься в галлюцинаторный бред. Даже с учётом того, что большая часть фильма проходит в одной замкнутой локации, т.е. мира-то и не видно, эффект не пропадает. Околотрешевая съёмка попуститься тоже не даёт.

Как зритель:

Наряды, прикиды, одёжки героев, вероятно, позаимствованы из ранних набросков второй части “Назад в будущее”, которые не были одобрены из-за чрезмерной нелепости и упоротости. Скажем, ради заурядного виртуального секса следует напяливать костюм, как у Джорджа Майкла в клипе “Freeek”, но с колпаком, как у Зелёного Гоблина из комиксов “Человек-Паук”. Несмотря на футуристичность антуража, оружием свободы, как и в “Олдбое” выступает молоток. Как зрителю мне интересно, при таком перечислении поп-проектов, Гиллиам бы обкончался или вскрыл себе вены.

Как зритель попроще:

От Кристофа Вальца, Мэтта Дэймона, Мелани Тьерри и Тильды Суинтон я ожидал чего-нибудь похлеще. А вообще, симпатично, но глупо.

Как человек-офисный содрудник:

Весь фильм построен вокруг мотивации. Фрика пытаются заставить доказать теорему, которая не даётся с первого наскока. Сперва на нём пробуют приём “дружеские обязанности”. Затем ему подсовывают даму, скупившую подешёвке костюмы и манеры поведения у прогоревшей порно-студии. Далее пытаются привить наставнические чувства. В процессе его дрочат программа-психолог, замкнутость пространства, гастрономические соблазны. Если не сработало ничего из перечисленного, фильм, скорее всего, не о человеке.

Как персона со склонностью просирать всё:

В герое Вальца можно — с трудом, но реализуемо — найти обаяние. Чего в нём точно нет — человека, внутри которого пустота. Как герой с потерянным прошлым, вакуумом внутри, трагедиями, о которых тот горазд рассказывать — Коэн неубедителен. Неубедителен как в качестве киногероя, которого нам пытаются подсунуть, так и в качестве персонажа, которому, вероятно, зритель должен сопереживать.

Как участник редакционного чата:

Недашковский сказал: “Но ведь когда-то Гиллиам снимал не говно”. Вот так и наша жизнь — сплошные “но” и “говны”. Ну а как ещё, если в “Теореме” нельзя и на порносайт зайти, не прослушав кавер радиохедовского хита с рефреном “Я ползучий гад, я извращенец”.

Как нормальный русский парень:

Не имею своего мнения.

Как математик:

Доказательства теорем и поиск сущностей в фильме демонстрируют как компьютерные игры. На ранних стадиях — упрощённый Кубик Рубика, на поздних — замороченный Minecraft. В связи с оным, обращение ко всему мировому кинематографу: отстаньте от математики. А если и искать завязанные на математике сюжеты — экранизируйте жизни Синъити Мотидзуки или Эндрю Джона Уайлса. Там же просто огонь, Мотидзуки вообще рокстар, совершенный человек, Доктор Манхеттен. А Уайлс — вашу медь, почитайте, как (!) он доказал теорему Ферма (Великую). Да на фоне этого истории успеха Цукерберга и Джобса — басенки для детей (тинейджеров или стартаперов) и дизайнеров (хипстеров или стартаперов).

Как человек своего времени:

Юмор касательно того, что на вечеринках все стоят, уткнувшись в планшеты, пришёлся бы ко двору Буша-Младшего. В нашу бытность такое не просто не актуально, а элементарно плоско. А теорема о том, что 0 = 100% — это не теорема, а попытка построить узконаправленную алгебраическую конструкцию, которая непригодна в прикладном смысле вообще ни на что. И тщетность бытия ею не доказать, как то пытаются в фильме — вменяемой арифметики на таком не построить, а следовательно, теоремы Гёделя неприменимы. Если нанимаете математического консультанта для сценариев, берите того, который не на кокаине.

Как зануда:

Когда человек с изрядными кинематографическими заслугами на восьмом десятке лет пытается изложить свои страхи о технологиях, версусе личного общения и пребывания в соцсетях — получается зрелище, которое, вероятно, интересно лишь его ровесникам. Потому что нельзя подавать фразу 15-летнего персонажа “Я молод — могу верить во что угодно” как наиболее тяжкий из всех грехов. И едва ли такой фильм срезонирует с мозгами тех, кому сейчас в промежутке от 18-и до 35-и. Если, проходя тест на психологический возраст, вы получили “Вам 73” — смотрите “Теорему” смело. Смотрите что угодно, делайте что взбредёт в голову, живите как умеете. Людям, проходящим такие тесты, не страшно вообще ничего.

Итог:

Неважно, по задумке автора или самопроизвольно, но “Теорема” оказывается фильмом о старении. Не суть, что героя Вальца не записать в старики — в этой категории сам Гиллиам. Поэтому непонятно, что нужно персонажам его картины, почему они отказываются от помощи, бурчат и сторонятся людей. Прошлое главгероя, о котором вскользь тот упоминает, не вяжется с ним визуально так же, как и рассказы о военных подвигах с внешностью стариков-ветеранов, которые их произносят. Недоверие к соцтехнологиям так и брызжет в кадр — и в этих моментах старение недвусмысленно накладывается на устаревание. В итоге приходится лепить наркотические сравнения, чтобы хоть как-то дать понять, что там на экране происходило. Потому что такие фильмы устарели более-менее безнадёжно, если описывать без идиотских “гы-гы, да они там кислоты объелись”, может показаться, что картина не так уж и выбивается из современного кино. “Миленько, но ни о чём” — высшая похвала, какая только может свалиться на “Теорему”. Как на какую-то безделушку, которая, вроде бы и ничего, но никому не нужна. Симпатично, но глупо.

 


comments powered by Disqus
Рубрика "No Comment".
Почти невозможный тест про могучую фантазию звезд
Самая ожидаемая пара на 17 Независимом баттле отказалась от участия. Что с этим не так?
Рэпер сгорел во время пожара в собственной квартире. Вместе с ним погибла его мать.