Тексты
Текст: Ринат Тукумбетов, Андрей Недашковский

Noize MC, Horus, ЛСП, Slim, Жак-Энтони и другие — о самой сложной песне их карьеры

15 артистов, представляющих разные поколения русского рэпа, отвечают на вопрос: "Какую песню было сложнее всего написать?"

Yanix



— "Свеж и молод" / слушать трек

У меня много таких песен, но, пожалуй, выделю совместный с Hiro трек "Свеж и молод". Hiro своим партом задал высокую планку по флоу, я должен был соответствовать. Как раз в тот период я переживал творческий кризис, за вечер мог написать одну строчку. Так что эти 16 я из себя выдавливал реально долго. Отдельно хочу выделить последнее четверостишие своего куплета, такого флоу я нигде не слышал: 16 двойных рифм, а между ними дабл-тайм, причем нужно, чтобы это как-то между собой по смыслу вязалось. Припев изначально был из нашей совместки с D.Masta под названием ''Моим псам'', но Hiro он не понравился, и проект заморозился месяца на три. Наконец, финальный хук я спонтанно сделал на последней неделе перед выходом "ШУГ2" вместе с еще пятью треками.





Noize MC




— "М" / слушать трек

Это происходит не так уж редко. Даже будет сложно выбрать что-то одно. Давай я пролистаю треклисты (заглядывает в телефон, ищет). Да, это песня “М”. Я ее писал очень долго и долго не мог выразить эмоции. Это просто очень болезненная для меня тема. Наверное, эта самая сложная, болезненная песня.







Кит (Ю.Г.)



— "Сделай вдох" / слушать трек

Наверное, это весь альбом "Пока никто не умер". Как участник событий смею утверждать, что он сделан если и не из-под палки, то уж точно не легко. По большей части, он был готов в 2002 году, свет же увидел только в 2004. Очень долго шлифовался, чего абсолютному большинству слушателей, конечно, не слышно. Что там слушатель — мне в тот момент было невдомёк, что два года доработок альбома скорее всего ему навредят, что и получилось в итоге. За всеми техническими новшествами того времени, которые мы смогли применить, частично растерялась "жизнь", за которую и ценят рэп-музыку. Добавим сюда уход из коллектива автора текстов песен, и многое из вышесказанного станет понятнее.

Для меня лично есть песня, особенная в ЮГовском творчестве — "Сделай вдох". Одна из немногих наших песенок, которую спустя годы рад слышать. МакЪ, кстати, хотел вообще ее исключить из альбома в какой-то момент. Я настоял: "Саша, ты как хочешь, но песне быть". Пригласили Марину Риву на припев, с музыкантом похитрили на клавишах. Бывает, что слушаю ее в машине, еду и ору в голос. Очень живая, искренняя и актуальная композиция, как по мне.





Hash Tag



— "Пока молодой" / слушать трек

Процесс написания текста для меня что-то вроде медитации, и без хорошего расположения духа тут никуда. Конечно, есть вещи, которые написаны за 1-2 дня. Например, знаменитые "Кайфуем" и "Данди КРКДИЛ". Кстати, с них и начался проект HASH TAG, но это скорее исключение, чаще уходит гораздо больше времени.

На моем крайнем альбоме "Артист" есть трек "Пока молодой", который на данный момент является самым затяжным долгостроем — на него ушло ровно 7 месяцев. Я переписывал слова и перезаписывал вокал c десяток раз. Такие моменты очень утомляют, хочется бросить музыку, удалить все проекты и сжечь студию. Но потом наступает такой день, а он рано или поздно наступает, когда ты четко знаешь, что и как надо делать, и все чудесным образом встает на свои места.





Брутто (Каспийский Груз)




— "Была не была" / слушать трек

На первом нашем альбоме есть песня "Была не была". Она сложно родилась, потому что там мы непривычно рифмовали. Я написал первый куплет, припев, музыку тоже сделал, а у Анара никак не выходило написать примерно так же. Все-таки вместе дописали куплет. Когда уже был момент записи, я по сути записался быстро, а ему все не удавалось и не удавалось. Он даже разбил клавиатуру. Мы на моменте подумали: “В пизду этот трек, нахер его делать. Раз не получается — не надо”. Вышли, курили, нервничали. Я говорю: “Давай постарайся”. А ВесЪ: “Блядь, я уже не могу, ну там было сорок дублей просто”. В итоге потрещали, собрались. Он сделал. Трек получился одним из самых успешных. Потому что столько мук туда было вложено.






Вадяра Блюз





— "Омут" / слушать трек

Чтобы тяжело давалась песня — это для меня редкость. Обычно либо ничего не рождается совсем, либо, если появляется какая-то идея, или просто первые несколько строк, все как-то более-менее клеится. С песнями о любви, правда, посложнее. Я, как и многие, думаю, всегда парюсь над тонкой гранью между красивыми образами и метафорами, и совсем уж приторной сладостью. Ну а если выделять какой-то конкретный трек, то это, пожалуй, “Омут”. Не помню сколько писал, помню, что долго.





Паша Техник


— "Семена" / слушать трек

(как и полагается видеоблогеру, артист записал нам свой ответ на видео)








Хамиль





— "На весь район" / слушать трек

Из последних песен — “На весь район”. Хоть и ничего в ней такого сложного нет, но я переписывал раза три, никак не мог подобрать нужные строки. Измотала меня. Зато потом мы сняли в Питере клип, и она себя оправдала.





Луперкаль




— "Проебал" / слушать трек

Последние несколько лет намеренно пишу каждый трек долго. В принципе, тут логика простая — чем дольше и упорней над чем-то работаешь, тем лучше будет результат. Не спешу записывать первое же, что в голову взбредет. Люблю, чтобы скелет текста покрутился в голове, постепенно обрастая рифмами и образами.
Из последнего могу припомнить работу над "Проебал", ремейком на одноименный трек Бранимира. Дополнительная сложность заключалась в том, что из фактически бардовской песни нужно было сделать рэп-трек, актуально звучащий для 2015 года. Плюс было понятно, что сравнений с оригиналом не избежать. А там очень крутой текст и пришлось поднапрячься, чтобы не выглядеть на его фоне совсем уж блекло.




Жак-Энтони



— "Подарок"

Как правило, написание треков никогда не вызывает затруднений. Я пишу их очень быстро, процесс может занимать от 20 минут до пары часов. Вопрос скорей в том, что в работу я беру, максимум, одну четвертую от написанного материала, а на этапе записи может отсеяться еще некоторая часть. Это все естественный и приносящий удовольствие процесс, но порой дело принимает печальный оборот.

Самая изрядно потрепавшая нервы работа, пожалуй, это композиция "Подарок" с грядущего релиза "Дориан Грей". Текст был написан спонтанно на студии, когда при прослушивании черновой версии альбома стало ясно, что ему не хватает очевидного хита для прекрасного пола. 20 минут — и я уже закидывал строки в микро, выхватив первый попавшийся бит в сети. После того, как шедевр был записан, я связался с битмарем, а он мне: "600$". Ха-ха-ха! Я, конечно, все понимаю, но мы в России, мне с продаж на iTunes со всего альбома столько не упадет. Короче, на помощь как всегда прилетел Eldar-Q и мы с ним добрых две недели с нуля под капы писали бит, сто раз переделывали его и вроде все отлично, как вдруг, мы понимаем, чтобы выстрелил — нужен дроп. Но с таким темпом было тяжко с написанием дропа и мы еще неделю убили на его создание. Пробовали тропикал и EDM, этнику и даже дабстеп. Но ничего не срасталось. Я был на грани нервного срыва, ночевал семь дней на студии, и в итоге по радио где-то Shakira играла и я такой: "Эврика!". Закинул братишке идею сделать дроп в стиле реггетона. Получилась бомба, скоро услышите.





MC 1.8



— "Дом" / слушать трек

У меня есть песня с альбома “Почти фантастика”, которая называется “Дом”. Инструментал сделал Ант и отправил мне демку — за 2 года до выхода альбома целиком. Так вот, получив дорожку от Антона, я еще не знал, что вообще решусь писать сольный альбом, а трек вошел в него предпоследним. Фонема припева родилась у меня в поезде в одном из гастрольных туров с 25/17. Каких только вариантов текста у меня не сохранилось. Я не мог подобрать нужные слова к припеву около двух лет. То атмосфера пропадает, то лишняя пауза все портит, то слово слишком двойственно звучит. Но где-то глубоко в душе я четко понимал, что нужный вариант существует и обязательно появится. В итоге он появился, изменившись на 80 процентов, за 2 дня до записи. Куплеты были написаны с разницей в год. После победы над припевом, я написал второй. Но это были еще не все проблемы. Есть важнейший нюанс — я вообще не певец. Ни на йоту. Антон был терпелив и поэтапно помог мне собрать партию припева так, чтобы я в итоге позволил себе остаться в припеве. Да, это очень далеко от совершенства, но трек личный и в нем остались настоящие эмоции. Это для меня самое важное. А Антону я до сих пор благодарен за эту композицию и за возможность хоть изредка работать с ним.





Mnogoznaal



— "Адонай" / слушать трек

Песню "Адонай" я видел центральным элементом тейпа еще до того, как приступил к его записи. Знал, что для этого текста нужен бит, способный передать и атмосферу трагичного наркоманского безумия, и прекрасного дождливого пейзажа одновременно. Тогда я посчитал хорошей идеей использовать в основе инструментала сэмпл из "Don't Stop The Dance" Брайана Фэрри, сильно его замедлив, наложить винтажный саксофон и ломанную “драмку”. Задумывалось, что такой диссонанс придаст того самого безумного настроения, но вместе с текстом трек и вовсе его лишился. По той же системе я попробовал работать с сэмплом из “Unstoppable Momentum” Сатриани, добавив каких-то бешеных восточных перкуссий, из чего тогда вышло уж совсем странное говно. Вариантов бита для "Адонай" было штук 8 точно, примерно столько же в нем было опробовано хуков. Это был тот случай, когда пускаешься в самые разные эксперименты, чтобы в итоге убедиться, что привычный звук сработает лучше. Обычно я беру на себя инструментальную часть, но White Punk (продюсер, участник Dead Dynasty) прислал завораживающую мелодию, максимально точно попадающую в атмосферу задуманного. Я добавил туда несколько инструментов и перкуссий, получив то, что и хотел слышать изначально.

Но очередные проблемы появились уже в самом начале процесса записи. За тонкой стеной помещения, в котором писались “Белые долины”, днями напролет громко рыдал младенец. Учитывая мою манеру исполнения, в которой не так просто разобрать хотя бы то, что произношу я, второй голос уже являлся явной помехой, хоть я и прекрасно понимаю как тогда, должно быть, ненавидели меня люди по ту сторону стены. И так я целую неделю пытался состыковаться с ним по времени. Впрочем, пиздюк таким образом подсказал мне идею использовать сэмпл детского плача на протяжении всего релиза.




Slim




— "Далеко" / слушать трек

Это песня CENTR и А’Cтудио “Далеко”. Она на самом деле сложная, за всю творческую карьеру сложнее не припомню. Переделывалась в течение трех лет. Менялось всё: от музыки до куплетов. Все, что могли переделать – переделали. Не факт, что мы достигли результата. Это не песня, а один большой “гемор”. Я надеюсь, он был оправдан, и народ порадовался.









Thomas Mrvz



— "Noir" / слушать трек

Есть у меня такая песня, называется "Noir". Вообще, написал я ее одной из первых, но выпустил лишь спустя два года. Вечно мне чего-то не хватало. Было около пяти версий этого трека, где менялся не только мотив, но и почти полностью переписывался текст. В итоге, когда пришло время выпускать тейп, я взял всё, что мне нравилось в пяти версиях — и объединил в одной.









ЛСП



— "16езумие" / слушать трек

Весной 2015 года мой друган, талантливый битмейкер/исполнитель Рома Breezey Montana, прислал бит для совместной песни с Sil-A, ставшей впоследствии "Безумием", и попросил написать к ней хук. Инструментал авторства украинского трэп-стахановца Lil Smooky мне пришелся по душе. В тот же день был прописан хук, незатейливо, но четко передающий мое эмоциональное состояние в тот период жизни. Туссин, кстати, там был упомянут как уебищный совковый аналог прометазина (петь о котором в наших широтах было бы слишком смешно), хотя по моему личному мнению, в данном случае на сто процентов применима теорема Эскобара. Хук настолько вкатил нам с Breezey, что уже на следующий день я предложил впрыгнуть на трек с третьим куплетом (который тут же и прописал), но мы решили: еще одна затянутая солянка нам ни к чему и договорились положить мою партию в основу ремикса. Это при том, что куплеты оригинала были еще даже не написаны. Так-то.

Вскоре демку услышал мой компаньон Роман и еще один товарищ, имя которого вам и так отлично известно. Оба зафиксировали хитовый потенциал трека, а последний даже изъявил желание поучаствовать на нем (слегка угорнув с факта, что это ремикс на еще не изданный трек). Мне всегда было интересно экспериментировать и совмещать, казалось бы, несовместимые веяния и школы, поэтому я согласился при логичном условии — что наш ремикс выйдет после оригинала. Далее следовало множество событий, включая мою неудачную попытку переписать партии в более дорогой микрофон, а также спонтанную съемку видео к треку. Тем временем Breezey все откладывал и откладывал свой альбом — а соответственно, и ремикс.

Наконец, релиз вышел. Прошло некоторое время, и мы решили сразу отрелизить трек вместе с видеорядом. Парни из Cuts & Scratches, в частности Лёша Храмов, провели титанический труд по приведению отснятого материала в человеческий вид, мы же с Романом как проклятые колупались с уже напрочь остоебенившим проектом, добиваясь приемлемого звучания. Долгое время не могли понять, почему отдельно демки куплетов разительно отличались от нашей финалки, пока меня не осенило — первый куплет был записан в недорогой майк на самую первую версию бита, второй же — на претерпевшую значительные изменения "вавку", и в микрофон другой ценовой категории. Поскольку попытки наложить обе части на одну определенную версию инструментала терпели фиаско, маэстро Англичанин исхитрился склеить микс так, что в нем присутствуют первая демка бита в .mp3 и последняя .wav с новыми инструментами. Держу пари, мало кто заметил разницу — а она была, и нихуевая.

Что касается вышедшего на днях "16езумия" — чем большую популярность приобретал этот трек, тем острее я чувствовал недостаток цельности и логики в нем. Так уже было с "МЛД", когда после оригинала был выпущен сольный ремикс, завершающий историю героини. А после горемычного обсуждения, кто из детишек кому насрал в штанишки, исполнение первоначальной версии стало выглядеть в некоторой степени неловко. Поэтому мы просто завершили историю, переписали вокал в хороший микрофон и освежили набивший оскомину бит. Хотя бы ради того, чтобы порадовать наших слушателей. Ради того, чтобы подвести легкомысленную песню с автотюном под знаменатель вселенной ЛСП. Ради того, чтобы поставить под сомнение месседж "кури, бухай, торчи, ебись — и все будет заебись". Потому что не будет. А в штанишки себе срут, кстати, абсолютно все детки. Даже самые особенные и исключительные.

Джиган дарит жене козу, Toxi$ отмечает день учителя, а все вокруг — не перестают говорить о Diddy
Про ковбоев, храбрые сердца, отцов и детей — и другие важные вещи
Гости: Рузиль Минекаев, Алексей Чумаков и Саша Петросян
Как русские рэперы подсели на китайский чай и стали писать про это песни. Рассказываем в новом видео