Зачем смотреть “Половое воспитание”
Осторожно: текст содержит спойлеры!
Отис Милборн учится в школе, его мама — сексуальный терапевт. Подруги у него нет, секса тоже. Однажды он помогает советом школьному гопнику, у которого не встает на девушку, и очень быстро становится известен в школе как Sex Kid — парень, консультирующий всех по половым вопросам.
У него даже находится менеджер — розововолосая одноклассница Мэйв Уайли. Она живет в трейлере, ее бросила мама-героинщица (привет, Би-Рэббит). Уайли нужны деньги за аренду, Отис в нее безответно влюблен — так рождается их бизнес-товарищество, а заодно и один из конфликтов сериала.
Про это был первый сезон “Полового воспитания”, вышедший в начале 2019 года. Как его лучше всего описать? Слышали первый альбом Пошлой Молли? Вот примерно так — подростки веселятся, взрослые не мешают, а если у кого-то приключилась беда, наутро все забудут. Плюс действие происходит в предельно американизированной школе (за что “Воспитание” сдержанно критикуют, сериал-то британский) — тут носят варсити-куртки, а даже если играют в футбол, то не в тот, которому учил нас Бэкхем.
Короче, это была вселенная “Американского пирога”, любовно, но с некоторыми коррективами перенесенная в пейзажи Хогвартса.
В январе 2020 вышел второй сезон — и он ну вообще не про это. Потому что комедия про школьный секс резко стала драмой.
Как ее описать? Слышали второй альбом Пошлой Молли? Когда в песни про вечеринки и пусси вдруг начинает проскальзывать усталость, когда герою становится не по себе от угара 24/7, когда молодой организм познает все прелести отходоса.
Ближайший аналог тут — фильм 2012 года “Проект Х”, где дикое веселье тоже как-то очень быстро перерастает в полный ужас. Центральный символ того фильма — дом главного героя, который в конце сгорает. Во втором сезоне “Полового воспитания” сгорает не дом, сгорают люди — между ними как-то очень быстро пропадают связи. Родственные, дружеские, любовные, сексуальные.
По сути это прекрасная утопия, сериал про идеальный новый мир, где диверсити и терпимость ко всему развиты до абсолюта. Вот пример: практически ни у кого из подростков не возникает конфликтов с окружающим миром из-за сексуальной ориентации, нормальная практика, когда ребенок признается в своей гомосексуальности, одноклассники его подбадривают, а отец, хоть и скептически посматривает на сына в женской одежде, в конце говорит, что восхищается его смелостью. Это, наверное, тот мир, в котором многие бы хотели жить — но достаточно далекий от мира реального.
“Половое воспитание” — сериал про правильные вещи: о принятии себя, о том, что надо говорить о проблемах вслух. И уж точно не про секс — он тут как триггер, навязчивый мотив, от которого к концу сезона устает не только герой, но и зритель. Его много, но никто не получает от него удовольствия — все заняты решением ментальных проблем. Как если бы герой “Американского пирога” после того, как его неудавшийся секс показали по вебке всей школе, потом еще полгода ходил к психологу и рассказывал, каким травмирующим был этот опыт.
Если совсем коротко и топорно, то это экранизация рандомной шутки из твиттера про то, что секс не нужен.
Но именно в этом щелчке, по которому сериал о дрочке и первых эрекциях превратили в страшилку, где вслед за детскими судьбами рушатся взрослые, очень много силы. Весь второй сезон держит тебя в напряжении — напряжении такого рода, когда ждешь чего-то плохого, что непременно должно случиться в конце.
Еще такое наблюдение: “Воспитание” — сериал про очень терпимых подростков, которые вдруг становятся ну прямо отвратительными, именно в силу того, что пытаются угодить всем и не задеть ничьи чувства. Не знаю, закладывали ли создатели сюда именно такой смысл, но если нет, то так даже интереснее.
Пару лет назад мы писали про другую школьную драму, “13 причин, почему”: она рифмовалась с тогдашней истерией вокруг подростковых самоубийств в России. “Половое воспитание” тоже можно рассмотреть через призму норм современной России. Хоть — повторюсь — из страны, где до сих пор идут споры о нужности того самого полового воспитания в школах и принимаются анти-ЛГБТ законы, он выглядит таким же реалистичным, как фильмы Марвел. Но движущий конфликт здесь все-таки борьба юности против занудства, гуманистических идей против осточертевшего всем порядка. А главный злодей в сериале, как в песне Фактора-2 — директор.
Есть и такой малоутешительный итог: каким бы просвещенным ты ни был, счастливее не станешь. А главные проблемы в постели у тех, кто больше других про секс знает.