Тексты

Сальто Назад: "За год нам предлагали уже четыре контракта"

The Flow провел день на студии с киевской группой Сальто Назад, совсем недавно выпустившей отличный и добрый альбом "Дом"

Текст: Андрей Недашковский
Киеву нужно улыбаться, а на улице, кажется, улыбок поубавилось. За последние шесть месяцев здесь произошло слишком много невеселых событий.

Но Киеву нужно улыбаться. И сегодня я иду на студию к группе Сальто Назад, которая эту улыбку городу может вернуть. Первый их альбом, "Дерево", оказался в числе моих любимых дисков прошлого года. Там было все, чего отечественному хип-хопу не достает: самоирония, запоминающиеся смешные песни, настоящая творческая свобода. Вышедший 31 мая альбом "Дом" эту генеральную линию продолжил. Как раз в последние дни работы над пластинкой я и забежал на студию группы.

Ну как, студию? Обычную двухкомнатную квартиру. "Соседи на шум не жалуются?", — спрашиваю. "Ни разу не приходили" — говорит Ваня, идеолог и создатель группы. Стены коридора забиты автографами, рисунками, и, судя по количеству оставленных тэгов и подписей, здесь явно проводят очень немаленькие тусовки. Вся группа в сборе: битмейкер Сыр, вокалист Саша Таб, автор всех текстов и эмси группы Ванёк, а также два гитариста — Саша и Слава.




Клип "Рыба", ставший визитной карточкой группы

Сегодня здесь записывается еще и красивая девушка Оля Чернышова. "Последние штрихи работы над новым альбомом", — говорит Иван. Битмейкер группы, Сыр, вовсю рубится в архаичную "Поле чудес" на айпаде.

"Я рэп уже давно не слушаю, — отвечает Таб на первый же мой вопрос, как бы извиняясь, — но вот знаешь, кто мне очень нравился? Крестная Семья. А еще 1000 Слов. Особенно, Пуно". Кто-то из гитаристов начинает тихо наигрывать импровизации. Царит атмосфера пускай и творческого, но беспорядка. И даже в такой обстановке мозговой центр группы, Иван, умудряется как-то работать. Он сидит у компьютера, обсуждает с Ольгой только что записанные партии, где-то сразу выравнивает звук. "Я выиграл лыжи!" — вдруг восклицает Сыр (это он о "Поле чудес").

В общем, так и получается — да, шумно; да, тесновато; зато какое-то творческое электричество пробегает по комнате. Ну и очень весело здесь, само собой. Сложно не веселиться, если рядом Саша Таб. Когда из колонок звучит бит, этот большой добряк в бейсболке с лого лейбла YMCMB, пританцовывая, начинает нараспев фристайлить что-то на птичьем языке. Вокал у него, конечно, бомбоклатовый — так копировать ямайский прононс у нас не умеет никто.



Саша Таб, вокалист



"Я читал твое интервью с ST, где он рассказал, как его Snoop накуривал, — говорит Саша. — Но я не завидую. Подумаешь — Snoop! Мы вот всю группу Wailers недавно накурили. Правда, из оригинального состава, который еще с Бобом Марли играл, там только один человек остался — басист. Классные дядьки! Мы сначала предложили им после концерта задержаться и покайфовать чуть-чуть. Но они такие: "Нет, мы всегда дуем только до выступления".

Через десять минут запись подходит к концу. "Вот и все. С нашей частью работы официально покончено, — заявляет Ваня. — Остается дождаться гостевых куплетов".





У вас на новом альбоме Змей гостит. Как вообще участников Касты на трек к себе получают?

Нам просто показалось, что он лучше всего подойдет для "Гулливера и Лилипута". Мы отослали трек, он пообещал поучаствовать. А потом через месяц или два написал: "Пацаны, сорри. Мы тут альбом Касты пишем и не получается уделить время". В общем, не срослось. Через пару месяцев запись пластинки подходила к концу, и нам нужен был куплет какого-то техничного эмси в песню "Вдохновляемся". Мы решили, чтобы это была рэперская совместка. Думали, кого-то из корешей звать. Но я решил рискнуть и снова отослать Змею. Скрестил пальцы и стал ждать. Никому даже ничего не говорил об этом. Просто сказал пацанам, что подберу сюда подходящего эмси. В итоге, подобрал.




Совместная со Змеем песня "Вдохновляемся"

Причем не только же Каста вам респектует. Я очень удивился, когда в интервью Noize MC назвал вас своей новой любимой группой.

Сыр: Мы тоже очень удивлены были. Очень приятно и важно слышать слова поддержки от музыкантов, которые реально шарят.

Ваня: Змей писал в твиттере, мол, поднимаем тост за друзей под песню Сальто Назад "Друг". Bahh Tee, Мот, парни из iZReaL писали. Очень приятно. Многие рэперы респектовали.

Хотел еще спросить у вас про финальную песню альбома "Дерево", там какой-то парень на незнакомом языке поёт.

Ваня: Слава богу, что хоть кто-то про нее спросил! Изначально у нас был гитарист Алехандро. Он из Эквадора. Учился здесь, в Авиационном, где мы частенько в общаге зависали — вот и познакомились. Он отучился, не нашел работы и его депортировали тупо обратно в Эквадор. Было грустно. И мы взяли парня с собой на большой регги-фестиваль. Он там так оторвался! А потом перед возвращением домой показали ему Крым. Он ни разу, прожив пять лет в Украине, даже Крыма не видел ("Мы тоже сейчас не видим!" – шутит Сыр, но никто не смеется). Он, кстати, на украинском разговаривал. Его сперва привезли из Эквадора во Львов, он там обучился украинскому, а потом – в Киев. И мы поехали туда просто с палатками. Увидев эти горы и пейзажи, он реально расплакался. Вопрошал: "Почему я никогда здесь не бывал? Это лучшее место в Украине!" Мы арендовали ночью катер: вокруг ни души, ночь, звезды, ветер хлещет, и он стоит на носу корабля, плачет и кричит: "Боже, как я счастлив здесь!". Как в "Титанике". Мы тогда как раз дописывали первый альбом и предложили Алехандро сделать туда аутро. И он сам написал песню о расставании с друзьями на испанском. В припеве там поется: "Друг, вне зависимости от того, куда нас заведет судьба, мы обязательно встретимся вновь".




Та самая песня от друга из Эквадора

Когда про вашу музыку пишут "регги", вы как на это реагируете?

Ваня: Чистого регги у нас две песни. Мы на стыке стилей. Таб – регги, Сыр – электронщина и фанк, я очень хип-хоп люблю и выступаю неким связующим звеном между ними. Приехав на первый регги-фестиваль, мы офигели. Думали, там будут лучи добра, все будут на позитиве. А на деле – в гримерку приносят три ящика водки, обжираются по полной. Панковщина какая-то. Потом выходят на сцену и начинают что-то нести про Джа и Селасси Ай. В промежутке между песнями – между песнями! – вокалист убежал в гримерку, стопарь бегом бахнул — и снова на сцену вещать про Растафарай, Джа и "ван лав". Это очень смешно.

Сыр: Нас эта неразбериха с жанровой классификацией группы тоже смущает. Мы вообще после третьего альбома группы хотим выпустить по сольнику. Плюс две ипишки сделаем в ближайшем времени. Одну из них — танцевальную. У нас как-то мало подрывных веселых песен, под которые можно отрываться на концертах. Вот на первом альбоме их буквально две, на втором — три. Хочется сделать такую подборку боевиков в стиле диско-фанк или фанк. Elephunk! (смеются)

А зачем вам сольники?

Ваня: У Таба мечта сделать альбом в стиле рутс-регги. Я хочу даже для него собрать живой бенд, чтобы материал полностью соответствовал жанру. Мой будет чистым хип-хопом. Вот песня "Гулливер" как раз изначально предназначалась для него. Мы ее писали с нашим битмейкером, Сыром, с которым уже десять лет вместе делаем музон. Сальто Назад – это уже наша четвертая группа. До этого у нас были банды C4, Dictum Factum и Funk-U. С последней мы лет пять назад даже взяли гран-при большого конкурса "Свежая кровь", организованного украинским музыкальным каналом "М1". В отборе тысяча групп со всей страны участвовала. На финал конкурса тогда пришло 70 тысяч человек.

Сыр: И мы выиграли! Контракт на пять лет подписали. Мы уже думаем: "Ну все. Вот она, слава!"



В это время из кухни возвращается Таб с красивым кубком. Он достаточно массивный и мог бы запросто украшать кабинет какого-нибудь солидного топ-менеджера. "Эта статуэтка выполнена в виде пиявки, — объясняет Сыр. — Конкурс же назывался "Свежая кровь". "Не совсем похоже на приз музыкального конкурса", — я верчу массивную, впечатляющего качества статуэтку в руке. "Подожди, ты еще кубок Шеffа с "Рэп Мьюзик" не видел!" — отвечает Таб и убегает на кухню за трофеем. И правда: как-то не ожидаешь увидеть пластмассовую вазу, выкрашенную в золотой цвет. О том, что трофей этот выдан не за отличие на школьных соревнованиях, говорит лишь неровно прилепленная на постамент наклейка с названием мероприятия. "Забавно, скажи? — добавляет Ваня. — Но "Рэп Мьюзик" — это такая мечта, ценная вовсе не кубком. Мы были счастливы взять там первое место в прошлом году".




Вот как выглядела прошлая группа Ивана и Сыра. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Слава пришла в итоге?

Ваня: Мы сразу подписали контракт. Натерпелись, конечно, многого. Зато, нам платили неплохую ежемесячную зарплату за ничегонеделанье. Мы, наивные, хотели делать распиздяйский фанк типа Бутси Коллинс, Джорджа Клинтона, Outkast. Но не тут-то было.

Сыр: Как-то нам сказали прописать в песне баян. Типа Потапа или Сердючки что-то хотели из нас слепить. А мы наоборот рвались сбежать от попсы. Наш трубач и тромбонист ввели нас в джазовую тусовку. Мы начали зависать с этими музыкантами, и будто увидели совершенно новый мир. Там чувакам вообще насрать, что происходит в мире музыки. У них есть своя музня и им ничего не надо. Они такие крутые! Устроили себе какой-то вечер Фредди Хаббарда и колбасят его часами напролет.



Сыр, битмейкер



Ваня: Пригласили нас однажды с Ёлкой на день рождения дочки депутата. Одинадцать лет ей исполнялось, кажется. Представь: мы играем, а десять каких-то детей сидят в кучке и подарки разворачивают. Нас-то послушали, а на Ёлке они вообще ушли. От всей суммы гонорара продюсеру уходило 80% прибыли, а нам, на девятерых человек, отдавали оставшиеся двадцать. По два процента каждому, прикинь? Это гривен пятьсот. Другое дело, что мы сейчас забираем себе весь гонорар и получается все равно по гривен пятьсот (все смеются). Закончилось все тем, что "М1" через полтора года разорвали договор, вернув нам впоряде бабла. Я в троллейбусе вез сорок с чем-то тысяч гривен прямо в карманах. Купюры чуть не вываливались уже. Пацаны говорили: "Придурок! Такси хоть бы взял!". В общем, побывали мы в шоу-бизнесе. Продюсеры просто не знали, что с нами делать. Эта история нас многому научила. Чтоб ты понимал, группе Сальто Назад за последний год предлагали уже четыре контракта.

Сыр: (удивленно уставившись на Ваню) Ты что, серьезно?!

Ваня: Да (смеется). Причем, большие поп-продюсеры. Другое дело – взаимовыгодно работать с какими-то интересными людьми. Но таких… Понимаешь, тут дело не в деньгах. Мы видели этих продюсеров. Они к музыке как таковой отношения не имеют. Единственный более-менее предпочтительный для нас лейбл — пускай, от него предложений и не поступало — это Respect Production. Вот год назад я бы с удовольствием пошел на "Респект". А сейчас мне кажется, что мы можем все сделать самостоятельно. Меня смутила ситуация с Чаян Фамали. Зачем их так зачесали-зализали? Был же офигенный трек с Жарой — нужно было продолжать. Я невероятный поклонник альбома Влади "Ясно" и очень бдительно отношусь ко всему, что артисты лейбла говорят в интервью. Очень часто встречается в ответах Влади словосочетание "в тренде". Мне кажется, "Респект" стал слишком с этим заигрываться. К Жаре это тоже относится. Артистов ведь очень легко можно склонить. Мы вот можем склонить Таба сделать в тренде, и он сам будет от этого переться. Мы взяли себе за правило не писать хиты. Просто писать песни.



Из кухни доносится какой-то грохот. Оказывается, гитарист Слава пошел ставить на место кубок "Рэп Мьюзика", но трофей упал и раскололся на две половинки. Никто, кажется, не расстроился.


Как у вас с концертами?

Ваня: 80% наших выступлений — это Украина. В прошлом году мы пару месяцев подряд давали по 6-7 концертов. Пока это наш максимум. А в ноябре начали писать альбом и пока не дописали — всем организаторам отказывали.

Чем вы вообще зарабатываете на жизнь?

Сыр: Я пишу рэперам биты. До этого пару лет работал на киностудии в фоли-руме (помещение, в котором происходит запись звуковых эффектов для художественных фильмов — прим. The Flow), и на каждую зарплату себе по новому синту покупал. Славик работает звукачом, а Саша преподает гитару детям. Из сессионных музыкантов они превратились в полноценных участников группы.

Таб: Я работал в ресторане "Мафия" ведущим вокалистом караоке. Сейчас во всех "Мафиях" ставят "Рыбу". Танцуют там пьяные. А по профессии я дизайнер. Не сказать, что успешный, но парочку логотипов и шаблонов визиток продал.

Ваня: Бизнесмен! У нас прям группа бизнесменов. А я до недавних пор был ведущим на радио для русских эмигрантов. Еще рингтоны писал. Такие работы реально можно находить у нас, они приносят прибыль. Сейчас я со всем этим покончил. Осталась только музыка. А еще вложился в хостел в Харькове. Брат моей жены искал компаньонов, а я как раз втихаря от пацанов копил на репетиционную базу. Мне показалась эта идея заманчивой и я всю сумму влил туда.

А вот клипы ваши, наверное, же денег стоят?

Ваня: Это стоит бешеных хастлов. За такие клипы нужно благодарить наших друзей: Каху, Богдана Якименко, парней из "Студии Маркиза Карабаса". Мы платим только за себестоимость и иногда сотрудничаем на бартерных условиях. Вот "Карабасам", снявшим последние наши клипы, мы помогли камеру крутую купить. Естественно, мы прилично тратим на эти видео, но наши бюджеты не идут ни в какое сравнение со стандартными расценками. Многие сюжеты и фишки тоже продумываю я и никогда не пускаю съемочный процесс на самотек. Все держу под личным контролем.




"Гулливер и лилипут" — наверное, самый удачный клип Сальто Назад

Повлияла ли на запись альбома ситуация в стране?

Ваня: Вообще очень сильно. Не на сам альбом, а на процесс записи. Нам пришлось пару недель работы на студии просто отменить.

Сыр: На внутреннее состояние и на рабочий процесс это имело колоссальное влияние.

Ваня: Просто собирались, читали новости и расходились. Собирались что-то записывать, пробовали — очень тяжело шло. По поводу Майдана внутри группы нет единой точки зрения. Парни, давайте об этом не говорить. Мне сейчас плохо станет. Нужно всех объединить и мирить. Сейчас все занимаются лишь тем, что сознательно или бессознательно разжигают конфликт. Поведение одного человека вызывает реакцию у другого. Вот есть у меня два друга с разными позициями – значит, я сделаю так, чтобы они выслушали друг друга, чтобы низвелась эта злоба. А инфовойна? Я не читаю новости, занимаюсь какими-то своими созидательными процессами, езжу в детдомы, помогаю деткам. Мы пишем альбом про любовь и добро. Я считаю, что это сейчас важнее всего.

Ваня, ты говорил, что за последнее время серьезно изменил свой образ жизни. Что именно изменил?



Ваня: сейчас и три года назад


Ваня: Все началось с того, что здоровье стало подводить. Я решил худеть понемногу. Да и просто – надоели все эти бессмысленные скитания и пьянки. Помимо материальной жизни есть еще и духовная. И если жить лишь материальной — счастливым не станешь. Я стал развивать духовную жизнь: книги, молитвы, медитации. Потом мир начинаешь по-иному ощущать. Я просто не люблю об этом говорить, потому что у нас в группе есть тролли (показывает пальцем на Сыра). Они и так часто стебутся. Я ограничил себя во всем: перестал смотреть фильмы, содержащие сцены насилия и вульгарности. Уже не могу слушать жесть типа Кровостока, хотя раньше меня она очень перла. Все происходило постепенно. Похудел, бросил пить, потом – курить, потом ограничил информационный поток, встретил девушку, которая недавно стала моей женой. Сейчас я просыпаюсь счастливым, встаю в семь утра полным энергии. У меня теперь есть конкретные цели, и я к ним двигаюсь — это касается как моей миссии жизненной, так и будущего группы. Говорят же, что человек получает два рождения: сам момент появления на свет и осознание собственного предназначения. Видимо, я пережил второе.

Сыр: Как-то пафосно. Хотя без пафоса, наверное, о таком сказать невозможно. Я же наблюдал все эти изменения с Ваньком и понимаю, о чем он.




"Муха" — cамая веселая песня нового альбома

Получается, за десять лет вы с Сыром сменили уже четыре группы. В итоге — нашли то, что искали?

Ваня: Да. И главное этому доказательство — альбом. Ни одна из наших прошлых групп не выпустила и диска. Если уж выпускаешь – это как девушка, на которой женился.

Таб: (показывает на свое тату с логотипом группы на руке) Видишь? Я с ними навсегда.

Сыр: Мне неважно, где и с кем. Главное, чтоб я всегда был с Ваней. Смотрю на наши команды как на одну большую группу. Если мы не выпустили альбом с другими командами – значит, так и нужно было.

Ваня: И мы тогда еще не нашли Таба. Видишь, нас к этой встрече готовила судьба. Мы заслужили.



Побывав, наверное, на десятке выступлений Сальто Назад, я убедился, насколько Ваня круто фристайлит. И родилась идея записать трек специально для нас — и тут же отснять на него клип.

Ваня позвонил через две недели. Говорит: "Приходи. Без тебя — никак". Оказалось, для съемок пригласили еще одного заметного украинского фристайлера Славу Фейма (напоминать о нем как о человеке, чей вокал звучит в песне Centr "Ночь" — уже, своего рода, моветон). И вот что из этого получилось:




Фристайл группы Сальто Назад и Фейма специально для The Flow



После этого вся толпа осталась тусить у Вани — и обратно пришлось уже глубокой ночью ехать на такси (я между тем заметил, что кубок "Рэп Мьюзика" стоит бережно склеенный на своем прежнем месте). Я сидел в автомобиле, поглядывал на промокших от ливня Сыра и Фейма, аккуратненько придерживающих огромные спортивные сумки с оборудованием. А они взахлеб обсуждали какие-то там еле слышные переходы в каком-то там неизвестном мне треке. И глаза у них — ну натурально горели. Что-то доказывали друг другу, спорили. Они в деле уже настолько долго — уже и контракты пережили, и деньги, и безденежье — что просто для самих себя решили, ради чего нужно заниматься музыкой.

В перерывах между записью фристайла я спросил у бесконечно что-то бубнящего себе под нос Фейма, может ли он хоть пять минут не рэповать. А он так странно посмотрел на меня и ответил: "Понимаешь, Андрей, лампа не может не светить. Это ее работа. Призвание".



"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"