Тексты
Интервью: Юля Рябова

"Наша музыка для всей семьи": Полматери — о респектах Сергея Шнурова, бифе с Муккой и фан-арте с Мизулиной

Большое интервью с фронтменом Иваном Марголдиным

О Полматери известно немного: никогда не дают интервью, а в соцсетях отшучиваются постироничными мемами. В 2022-м группа попала под прицел "Отцов России", требовавших отменить концерты из-за "ненормативной лексики в песнях и призывах к аморальному поведению среди детей и молодежи", а Екатерина Мизулина добилась удаления первого альбома "Крутые пранки" из стримингов. За последний год творчество Полматери действительно изменилось — песни стали более лиричными, пропал социально-политический стеб, возмущавший родительские сообщества. The Flow поговорил с фронтменом группы Иваном Марголдиным об изменении вектора в творчестве, удалении музыки со стримингов и конфликтах с коллегами по сцене.







— У Полматери огромная фанбаза, вы собираете большие площадки в городах-миллионниках, но группа ни разу не давала интервью. Как так вышло?

— У нас в группе все достаточно нелюдимые. Даже я редко публикую свои фотографии в соцсетях, другие участники их вообще никогда не постили. С самого детства у нас даже аватарки фейковые. Просто так повелось. В соцсетях группы мало что можно узнать о нас как о людях — кто мы такие, как выглядит наша рутина, чем мы сейчас занимаемся. Все ограничивается либо анонсами туров и релизов, либо просто приколами и шутками. Мы пытались давать интервью, но все они начинались с вопросов типа: "А почему у вас группа называется Полматери?". Как только мы это слышим, сразу сворачиваем разговор — видимо, людям больше нечего у нас спросить.


— Расскажи тогда, как ты начал заниматься музыкой?

— Я родился в нулевых в литовской провинции. Литва такая страна, где и по сей день очень высокий уровень безработицы. Поэтому родители мне с самого детства в голову вбивали, что уже пора решить, где будешь работать, когда вырастешь. Я перепробовал буквально все творческие сферы: снимал ролики для YouTube, рисовал, играл в театре. Но больше всего меня привлекла музыка.

В те годы в России стала возрождаться музыка — на мой взгляд, благодаря появлению YungRussia. Индустрия стала привлекательнее, захотелось изучать эту тему. И примерно тогда я начал свой творческий путь в жанре рэпа, пытался быть похожим на Фараона, Джимбо. Они читали про демонов, леса, болота и смерть. Следовательно, и я, 13-летний чувак начал читать про пруды, про леса и про смерть.


— Эти записи где-то остались?

— Да, их можно найти, и некоторые это уже сделали. Тогда я совершенно не задумывался, что этот позор кто-нибудь обнаружит.


— Как из подросткового рэпа появилась группа Полматери?

— С остальными участниками — Александром и Павлом — мы познакомились в Литовской музыкальной школе. Павел учился играть на гитаре, Александр — на барабанах, а я — на всяких экзотических инструментах типа губной гармошки, баяна, варгана. Уже когда мы отучились, я пришел к ребятам и говорю: "У меня есть рэп, инструментал роковый с ютуба… Че думаете?". Они такие: "Прикольно, а давай че-нибудь попробуем еще сделать. Кстати, вот эта демка, которую ты скачал, полный отстой,". Поначалу группа называлась Полматери Лазарус. Лазарус — это был мой рэперский никнейм, а Полматери — это группа, типа как Диана Арбенина и "Ночные снайперы". Но мы быстро от этого отказались, ужасная была идея.


— А дальше что?

— В 2019-м поменяли название на Полматери и выпустили первый трек, который называется "Запрещенная песня, из-за которой у нас куча проблем". Не буду говорить, какая. Ну и все, а потом сразу после этого переезд в Россию. Я и до этого тут бывал, но сейчас уже окончательно закрепился в России.

У Полматери есть в данный момент продакшн-команда. Собственно, из Александра и Павла, нашего первого состава. Но так как они находятся в Литве и не горят особым желанием приезжать, плюс надо делать визу, мы проводим концерты сейчас с другим составом, который уже из России.


— Когда ты понял, что все получилось?

— Наверное, после респекта от Сергея Шнурова, когда он в одном из своих интервью сказал, что вот есть такая группа "Полматери", у них есть песня-которую-нельзя-называть, которая удалена отовсюду. И вот это прикольно. Я такой: "Сергей Шнуров знает, кто мы такие!".


— А как ты относишься к Шнурову? Можешь ли ты ему респектнуть в ответ?

Честно говоря, сейчас опасно кому-то респектовать, это надо все творчество изучать. Могу сказать, что музыка, которая у него была на пике, действительно хорошая и качественная, заслуживает уважения.







— Ты уже не раз упоминал "запрещенную песню" и удаленный альбом — "Крутые пранки". Расскажи про это.

— Собственно, мы решили послушаться возмущенных общественных деятелей, которые описывали в своих телеграм-каналах песни из нашего первого альбома как самые опасные для подрастающего поколения. Мы его удалили, и они успокоились. Сказали: "Все, пацаны, проблем нет, молодцы, что удалили".


— Заметила, что на Genius для российских пользователей забанены треки "ярче звезд", "нам канец" и "я неудачник", но в стримингах их можно послушать без проблем.

— Я об этом узнал из новостных пабликов во ВКонтакте. Честно говоря, ни до, ни после блокировки абсолютно никто не удосужился связаться с нами, поговорить. Просто взяли и удалили. Мы даже не пробовали как-то обжаловать эту блокировку. Причем я даже не понимаю, за что можно было забанить некоторые песни. "Я неудачник" — вообще не понимаю, до чего там можно было докопаться и что там такого запрещенного, что это блокируют в интернете. Текст запрещен, а трек нет.


— В прошлом году у вас еще массово отменялись концерты по требованию всяких родительских организаций. Эти истории связаны?

— Отмены концертов мы привязываем к другим причинам. Просто считаем, что их саботируют обыкновенные дети, хейтеры, которые звонят, говорят, что маме не нравится.


— Кто обычно ходит на концерты Полматери?

— Признаюсь, у меня зрение не стопроцентное и из-за этого на концертах я вижу в основном детей, маленьких девочек в первому ряду. А кто стоит дальше в глубине зала, не вижу. Я уже потом из комментариев и отзывов узнаю, что на концерты приходят и взрослые люди, которые вдалеке сидят и приходят просто для того, чтобы послушать музыку. Еще очень много родителей приходит. У нас был концерт в Ижевске, там я вообще никого не увидел, кроме детей. И с ними к нам пожаловали полицейские. В итоге концерт напоминал корпоратив плюс детский утренник. Я могу сказать, что наша музыка для всей семьи. Но, понятное дело, на концертах в первых рядах громче всех орут маленькие девочки, и поэтому люди ошибочно полагают, что нас слушают только они.







— Откуда родилась идея "элитного акустического концерта" в Москве?

— Сначала мы подумали "Давайте сделаем акустику, как это делают Три дня дождя, мы же тоже крутые, тоже можем делать акустику". Значит, делаем. Нужна афиша. Думаем. Листаю ленту, и мне в таргетированной рекламе выпадает какое-то академическое симфоническое мероприятие со скрипкой. Смотрю, как это все оформлено, такой строгий стиль, и думаю: "А почему так больше никто концерты не оформляет? Это же привлекает внимание. Тем более, если мы возьмем вот такое оформление и напишем там Mayot, например, или Полматери. Это же гениально будет". Эта афиша очень и очень хорошо сработала. Все знакомые из концертной тусовки сказали, что это класс.


— А сам концерт как прошел?

— Мы выступали в смокингах на фоне экрана с фотографией симфонического оркестра. Люди поначалу, видимо, не поняли, куда пришли, не понимали, почему музыка другая, не так сильно долбит, как раньше. Потом поняли, что здесь больше не про долбежку, а про красоту. Хотя некоторые все равно слэмились. То есть, мы стоим в смокингах, а там ребята в масках с голым торсом слэмятся. Люди, которые сознательно упустили этот концерт, совершили одну из самых огромных ошибок в своей жизни.


— Недавно ты репостнул в телеграм-канал Полматери фан-арт Мизулиной — обложку "Счастливы вместе", где вместо Нексюши изображена Екатерина — с комментарием "Встретился с Екатериной, давайте только без хейта". Что это было?

— Ну, я читаю ее телеграм-канал, чтобы быть в курсе всех событий, так сказать. Ее подписчики часто присылают ей фан-арты и, видимо, один человек решил пошутить: подумал, что она не заметит и нарисовал ее вместе со мной как на обложке нашей песни. Это было забавно, мы перепостили к себе.







— Ты встречался с ней в реальной жизни?

— В реальной жизни мы не встречались, у нас нет активного взаимодействия друг с другом.


— У Полматери стало больше лирических, чем агрессивных треков о политике и обществе. Что изменилось?

— Сейчас у меня не получаются агрессивные тексты как раньше, и я смотрю на прошлые как на что-то нелепое. Сами думайте, что это может означать и что во мне переменилось.







— Не могу не спросить про старые треки вроде "владимир путин — молодец", "топчим сраных либерах", "нам канец". В них много социально-политического стеба, которого не услышать в новых треках. Что ты вкладывал в эти песни четыре года назад?

— Это просто угар. Смешно, и все. Это комедия, и я думаю, каждый шарящий человек, который это услышит, поржет. Сама по себе песня "Владимир Путин — молодец", она довольно смешная. Не зря же она стала мемом. Мы, кажется, в своем кавере возвели это в апогей. Сраные либерахи — тоже мем, гулявший по интернету в год выхода трека. Назвали песню мемно, она привлекла внимание.


— Откуда вырезан сэмпл в начале трека "нам канец"? Звучит будто кусок из программы по Рен-ТВ.

— Да, это и есть программа на Рен-ТВ, причем первая, которая попалась мне в YouTube. Песня уже была написана, и мне нужно было найти сэмпл, подходящий по тематике. Я просто вбил запрос типа "рен-тв сша", кликнул на рандомное место в тайм-коде. Первое, что услышал: "Удивительно, но план по развалу России появился еще в начале 60-х годов". Там просто кладезь всего, там куда ни тычь, все можно вырезать и вставить в песню.







— В твоих старых песнях много отсылок к Летову. Для тебя это тоже мем?

— Мне нравится Летов, но если я сейчас столкнусь с ярым фанатом Гражданской Обороны, который спросит "А скажи, что там было на втором концерте ГрОб в Рязани?" или "А какая у них третья песня на втором альбоме?", я, конечно, посыплюсь. Я не то чтобы фанат, который изучает все вдоль и поперек. Когда я вставлял отсылки в песни, было модно шарить за Гражданскую Оборону и я сделал вид, что тоже шарил.


— Про Летова выяснили. А какие еще музыканты тебя вдохновляют?

— Есть группа в Литве, называется Яути. Изначально они напоминали пацанов, у которых все получилось, очень вдохновляли не только своей музыкой, но и в целом своим существованием. Если вслушаться, у нас с ними довольно похожая музыка, только они поют на английском и литовском. Но если ты — литовский музыкант, ты проклят. Я не видел никогда настолько локальной сцены, как в этой стране. Яути собирают в Вильнюсе 2-3 тысячи человек, это не то же самое, что собрать столько же в Москве. Но отъехать хотя бы Польшу, Латвию или даже Россию — никто не знает их. Это проклятие локальности. А так я стараюсь не вдохновляться больше российской музыкой, чтобы выдавать на рынок что-то новое. Все, что я слушаю, это просто отдельные песни рандомных зарубежных исполнителей.


— У тебя уже есть фит с Нексюшей. С кем бы ты еще хотел поработать?

— Вчера я открыл для себя артистку Anikv. Послушал и понял, что у нас схожие стремления в плане музыки. Мне вот хочется делать что-то подобное, но не получается — а у нее получается.


— В январе между тобой, Русланом CrazyMegaHell, GSPD и Lida произошел конфликт, судя по постам в твоем канале. Расскажи, в чем было дело?

— Я скажу сразу, что тогда под горячую руку просто попались ничего не сделавшие мне Руслан CrazyMegaHell и GSPD, хотя претензии у меня были только к исполнителю Lida, который обидно отзывался обо мне как о человеке на своих стримах. Я на него посмотрел и думаю: "Блин, чуваку тридцатник, а он делает какие-то детские танцевальные песни, абсолютно тупые, лишь бы угодить". Так можно и про меня сказать, но мне все-таки 19 и моя музыка для людей такого же возраста. Я считаю, что чем старше ты становишься, тем взрослее должна твоя музыка становиться. А Lida в этом плане развития застрял. И никакого конфликта бы не было, если б он не начал первый на меня гнать.


— А CrazyMegaHell и GSPD тогда тут причем?

— Да не при чем, они просто попались на скрин трека, который я выложил со злым комментарием. И в итоге на мой пост, изначально обращенный к Lida, он сам не отреагировал, а GSPD с Русланом CrazyMegaHell отреагировали. И не только они — еще Артур iamfirstfeel и Мукка.


— Про эту историю ты писал в канале: "Серафим объяснил кто эти люди, над которыми я посмеялся, чем они занимаются и почему над ними не стоит смеяться"?

— Да. Почему-то во всей этой ситуации как будто бы больше всего обиделся именно Серафим Мукка. И так уж получилось, что у нас с Серафимом Муккой на фестивале "Будущее" был один тур-менеджер, мы ехали в одном купе и жили в одной гостинице. На фестивале я тусил в гримерке у Нексюши, ко мне подходит Артур iamfirstfeel и говорит, что в соседней гримерке Мукка, не хочешь ли поговорить, извиниться за то, что в своем канале его спародировал, выбесил его.

Я пришел в гримерку, он меня увидел и закричал Артуру: "Выведи его!". Я такой: "Хорошо, ладно", а сам знаю, что нам все равно с ним еще в одном купе ехать. И короче уже в поезде я разговорился с его группой, и так уж получилось, что почти все участники начали тусоваться со мной, а не с ним. Он, видимо, в какой-то момент почувствовал себя одиноко и решил с мной поговорить. Мы расселись, и он начал до меня доебываться, задавать какие-то вопросы совершенно провокационные. А потом мы начали бухать, и я понял, что с этим человеком лучше не спорить. Надо просто слушать все, что он говорит, и соглашаться. В итоге я выслушал двухчасовой монолог про то, какое я говно, какая сейчас музыка не та пошла. И на третий час он уже полностью удрюзганный сказал: "Ну, ладно, ты нормальный чувак. Я вижу, ты все понял".







— Как твои родители относятся к твоей музыке?

— Поначалу не понимали, просили удалить треки, говорили, что это неприемлемо. Потом вслушались, увидели, как мне это нравится. Даже выделили для себя несколько любимых песен.


— Что это за песни?

— Мама любит "Ничего личного", папа — "Псы попадут в рай". А "Бойфренд" им обоим не понравился — сказали, что инструментал слишком простой, что мы можем лучше.

А еще у меня есть младшая сестра. Она водит домой друзей, но не говорит им, кто ее брат. А все ее одноклассники знают и любят "Полматери". И была такая ситуация: я приехал к родителям с сестренкой, праздновали день рождения. Она привела друзей и я услышал из соседней комнаты, что они включали мои песни с "Яндекс Алисы". И никто не догадывался, что я нахожусь в другой комнате. В тот момент сидел на кровати и улыбался. Думал: "Вот это да".



Артисты дурят паблики, а паблики — слушателей артистов
"Моя сука Pharaoh — раньше было лучше"
А остальные каналы — что Pharaoh должен вернуть эти деньги. Но пруфов нет
ЛСП пишет, что удалит трек с площадок — и запишет сольный. А Платон — что это невозможно