Тексты
Текст: Бен Фельдерстейн (Complex) Перевод: Андрей Недашковский Редактор: Андрей Никитин

Кто добавляет соус к Yeezy: легендарный дизайнер кроссовок дал интервью о работе с Kanye West

Kanye West — лицо бренда Yeezy. Покинуть Nike ради "компании трех полос" его побудил поиск креативной свободы и того бренда, который он бы смог назвать по-настоящему своим. Создав Yeezy, Канье превратился в одного из ключевых инфлюенсеров мира кроссовок. Но он сделал это не в одиночку.

Бок о бок с Kanye действует легенда сникер-индустрии Стивен Смит. Он поработал почти с каждым ведущим брендом и везде оставлял след в виде культовых моделей.

Его назвали "дедушкой батиных кроссовок" (dad shoes), он в ответе за появление New Balance 576, 1500 и 997, Reebok Instapump Fury, технологии Vapormax и Nike Zoom Streak Spectrum, модели, которую Nike в прошлом году перевыпустили с Supreme.

До ноября 2019 года, когда Смит дал совместное с Канье интервью бизнес-изданию Fast Company, он не говорил публично о работе с Yeezy.

Когда я попросил Смита объяснить, чем он занимается, у него нашлась простая формулировка: "Я — спецназ Канье Уэста. Получаю задание, десантируюсь в точку".

На первый взгляд, эта цитата сбивает с толку, учитывая, что речь идет о дизайне. Но по словам Смита, именно так и выглядит работа с Канье Уэстом. Смит живет с семьей в Портленде, но проводит три-четыре дня в неделю за тысячу миль от дома, в городке Коди, штат Вайоминг, за работой с Уэстом. Его график непостоянен, его маршрут может поменяться в любой момент.

Естественно, эта нестабильность сказывается на личной и семейной жизни Смита, но дизайнер знает, что оно того стоит. Сначала он вообще не был уверен, что такие перемены в жизни ему подходят. Но многочасовые телефонные разговоры с Канье убедили его — и с тех пор Смит ни разу не сомневался в этом выборе.

"Эпично" — слово, которое Стивен очень часто употреблял по ходу разговора. Даже при выключенном диктофоне он называл нынешний этап своей жизни "наиболее эпичным". Он работает рука об руку с Канье Уэстом в роли одного из самых доверенных советников, и ему выпала возможность создавать проекты с нуля, воплощать их в жизнь и следить за их соответствием высоким стандартам Yeezy.



Его жизнь — череда возможностей, которые выпадают только раз. Смит не был уверен, что ему стоит лететь в Чикаго накануне Матча всех звезд НБА 2020. Он выпадал на День святого Валентина, а это еще и день рождение его дочери. Он поступил так, как сделал бы любой хороший муж — спросил совета у жены. "У тебя будет второй шанс проехать на "Шерпах" по улицам Чикаго и раздать жителям города новые Yeezy?" — переспросила она.

Так что Смит прыгнул на рейс и отправился в родной город Канье для очередного "эпичного" приключения.

Перед началом интервью он вспомнил, как сидел в лобби гостиницы в паре новеньких YZY QNTM. Группа работников adidas проходила мимо и была шокирована, увидев "старого белого мужика" в еще не вышедших кроссовках такого калибра. Но ему нравится быть старым, безобидным белым мужиком, потому что именно таким человеком он является на самом деле и именно такой понадобился Канье в команду.

Нанимая его на работу, Уэст так и сказал: "Оставайся собой, бро. У тебя есть соус, который ты добавляешь".

Мы встретились в Чикаго в день Матча всех звезд. На следующий день после того, как он прокатился по улицам Чикаго на вездеходе "Шерп".


В феврале вышли очень похожие модели QNTM и BSKTBL — первая более лайфстайловая, вторая для баскетбола



— На что похожа работа с Канье?

— Это потрясающе. Он дирижирует всем, что мы делаем, вдохновляет и помогает нам творить. Он креативный директор всего. Этот вайб напоминает работу Энди Уорхола и его арт-студии Фабрика — мощный креативный коллектив, который творит магию.


— Что изменилось, когда вы стали появляться на публике уже как один из людей, стоящих за Yeezy?

— Это интересно, потому что похоже на те старые дни, когда все только начиналось и когда компании придавали большое значение имени дизайнера — хотя несколько раз в моей карьере меня, наоборот, пытались засекретить, чтобы конкуренты не увели. Раньше у нас не было социальных сетей. Поэтому люди не знали, кто создает обувь, которую они любят. Зато Канье знал, и вот так он меня нашел.


— Не знаю, как вы относитесь к термину "папины кроссовки", но вы создали несколько моделей, которым он подходит. Это то, чего хотел Канье? Потому что Wave Runner вроде как вернули "dad shoes" на передний план.

— Смешно, что в первом разговоре он сказал: "Бро, ты был дизайнером всех кроссовок, которые я хотел, когда был ребенком". Я такой: "Ну, круто".

Была одна из статей, где меня назвали как-то типа...


— "Дедушка папиных кроссовок".

— Да. Но когда мы начинали, я не знал, чего хочет Канье, потому что рынку было нужно больше моделей вроде 350 и Roshe — простых, дешевых, минимум элементов, все бесшовно. Вместо этого мы разрабатываем модель, где баззилион частей и они все сшиты вместе.

Я такой: "Это будет стоить состояние". А он: "Не волнуйся о цене, бро. Мы создадим кроссовки, а потом с этим разберемся".

Я не понимал, чего он хочет. "Почему он просит меня сделать так?". Я отправлял ему пачку скетчей, он присылал их с правками, я перерисовывал и отсылал заново, он присылал их обратно. Так мы провели примерно 48 часов подряд, и вот у нас получились кроссовки.

И потом уже мне стало понятно, что он просто заставил меня сделать то, что я делал бы, если бы 30 лет спустя продолжал работать на New Balance. И я такой: "Ну да, ты сделал это. Круто". Понимаешь?

И когда эта модель вышла, и это самое прекрасное, мы переустановили фокус и направление индустрии в целом. Вот что здорово.

Это не эгоизм, но я создавал легендарные модели для каждой компании, где я работал. Я просто сделал это еще раз вместе с ним. Он креативный директор всего этого, мы работали как коллектив. Так что все сильно отличается от того, что люди понимают под традиционной моделью работы.




Об этой модели шла речь выше: сотрудничество Стивена Смита с Yeezy началось с adidas Yeezy Boost 700 Wave Runner


— Вы часто использовали замшу — и во времена New Balance, и особенно сейчас с Yeezy. Это было желание Канье или твоя идея?

— Как человек, который по-настоящему крепко любит дизайн, Канье очень тактилен. Да — удобство, форма, функциональность… Но тактильные ощущения это важная часть — материалы, их качество. В смысле, вы замечали, что мы используем материалы абсолютно потрясающего качества. Это важная часть. Они должны быть качественными, должны быть классными, должны заслужить быть Yeezy. Замша — один из тех классических материалов, которые можно модернизировать и обновлять, встраивать в новый стиль.


— На что похожа работа в Вайоминге? Это все же не то место, про которое люди подумают, что это дом Yeezy.

— Это похоже на то, как мы работали в Калабасасе (городок на северо-западе от Лос-Анджелеса, там находится несколько gated communities, где селятся знаменитости; изначально штаб-квартира Yeezy находилась там — прим. The Flow); это комбинация всех дисциплин в одном месте, где все вовлечены. Но в Вайоминге ты сильнее сфокусирован, ведь вокруг ничего. Это освежает: побег, чистый воздух, природа, у нас куча разного транспорта, мы вдали от всего среди коров, лошадей и овец. Это влияет на то, что ты делаешь. Ландшафт может повлиять на эстетику, на палитру. Вот чем Канье крут. Он помещает тебя в ситуацию и в среду, которые абсолютно вдохновляют. И это просто еще одна страница книги.


— Канье в Вайоминге — какой он?

— Он сфокусирован на том, чем мы занимаемся; это полное погружение. Ну и там же есть всё — люди из дизайна одежды, дизайна обуви, из мира музыки. Там есть шефы, нас кормят. В общем, это лайфстайл. Когда ты в Лос-Анджелесе, там отвлекает всё, там звезды, там папарацци. В Вайоминге ничего этого нет. Ты сфокусирован на 100 процентов, он — на 100 процентов, и это эпично.


— Сколько месяцев вы проводите в Вайоминге?

— Я туда езжу раз в неделю на 3-4 дня. Так что довольно много. И это зависит от того, где он находится, что планирует, чего ждет от меня. Иногда я остаюсь дома — и это круто, потому что могу побыть с семьей, а могу, если нужно, поработать в офисе adidas. Так что, система довольно гибкая.

Работа в Yeezy требует погрузиться в мир Канье. И это влияет на продукт, который ты создаешь. Поэтому, чем больше времени я там провожу, тем лучше.




Смит показывает подошву для еще не выпущенных Yeezy 451




А это уже готовая 451-я модель на ногах Канье во время недели моды в Париже


— Помнишь ваш с Канье первый разговор про кроссовки?

— О да. Мы говорили полтора часа, когда он впервые позвонил и предложил поработать. Мы затронули так много разных тем — искусство, дизайн, архитектура. Всплыла тема кроссовок, мы говорили про ранние New Balance, Reebok, потом заговорили про Nike. Я сказал, что Nike не очень хорошо со мной обошлись. И он такой: "Да, мне это знакомо" (Канье тоже сотрудничал с Nike, но этот бренд не захотел предоставить ему такие условия, которые он впоследствии получил в adidas — Прим. The Flow). Так что у нас тут была общая тема.


— Слышал, что Канье познакомил тебя в Берлине с Дэйвом Шапеллом. Как это было?

— Мы ездили на вэне по городу, было много народу, мы заезжали то туда, то сюда. Там был Дэйв, и я типа подозревал, кто он такой. Я повернулся — и тут он, говорит: "Ты, должно быть, тот самый бог инопланетного дизайна, о котором говорил Канье". Говорю: "Это я". "Привет, я Дэйв". "Приятно познакомиться". И мы минут 45 говорили о кроссовках и дизайнерах — он дикий сникерхед. Никогда не знаешь заранее, что люди скажут о тебе. Это было очень почетно.


— Бренды, с которыми вы сотрудничали: New Balance, Reebok — похоже, вы работали с ними, потому что они давали креативную свободу.

— В каждой компании были свои отличные периоды, даже в Nike. Там я делал крутые вещи. Которые продолжают возвращаться на рынок — как Spectrum и Max 2009. Слышал, Caged Zoom Spiridon появится в 2020-м, так что они достают на свет мои старые работы. Ну и круто.

Но в каждой компании наступает момент, когда атмосфера свободы исчезает, а ты превращаешься в винтик корпоративной машины. В Nike у меня был отличный опыт. Однажды я провел неделю вместе с Биллом Бауэрманом (прославленный тренер, воспитавший 19 олимпийских чемпионов, ветеран второй мировой, сооснователь Nike — прим. The Flow), делал наброски, а он наблюдал. "Что ты рисуешь? Сделай свуш побольше, это же Nike, сынок". Я говорил: "Не вопрос, Билл".

Были и свои победы, когда я лично презентовал Филу Найту (президент и сооснователь Nike, был учеником Билла Бауэрмана, с которым потом создал компанию — Прим. The Flow ) кроссовки, принесшие нам золотую медаль Олимпиады. И ты ощущал, что ты в команде Фила — и вы завоевали золото.

Но однажды внутренняя бюрократия побеждает. То же самое случилось в Reebok. Эксцентрики и фрики нужны брендам, им нужен наш свежий взгляд. Но потом они хотят заставить тебя быть, как все. А я старый панк-рокер — и в конце концов я говорю: "Go fuck yourself". Я не выдерживал: "Так я не могу делать то, в чем я хорош. Вы хотите лучший результат или посредственный?"

Я могу быть инструментом и сделать посредственно, но я предпочитаю давать максимум. Вот что я делаю — я говорю все напрямую. И Канье дает тотальную свободу быть собой. Вот как я бы это описал. Приятно, когда твой вклад ценят. Нет конфликтов, нет сопротивления, потому что ему важен твой творческий подход.

Так что, да, в каждой компании были свои моменты. В New Balance было много веселья. Я только окончил школу и, принимаясь за работу, я не мыслил категориями типа: "Сегодня создам новую легенду". Я просто делал лучшее, что мог, из материалов, которые у меня были. И из всего этого родилась магия, родились все эти великие кроссовки. Это не было моим намерением.


— Просто так получилось.

— И это отлично сочетается с тем, что нужно Канье. Я здесь не для того, чтобы войти в историю. Это я уже сделал. Я здесь, чтобы помочь ему воплотить мечты в реальность. Вот как я это вижу. Я его помощник. "Скажи, чего ты хочешь, и давай сделаем это вместе".




Смит и Канье держат в руках Foam Runner — "кроксы" от Yeezy. Они сделаны из водорослей и являются биоразлагаемыми


— Широко известно, что одной из главных причин, почему Канье оставил Nike и запустил свой бренд с adidas, как и в вашем случае, был поиск креативной свободы. Это помогло вам найти общий язык?

— Абсолютно. К тому же, мы оба в работе полагаемся на метод потока сознания. Я всегда так делал: "Тебе не нравится этот дизайн? Подержи мое пиво, давай создадим другой". Я вижу дизайнеров, которые застряли в тупике и пять лет перерисовывают один и тот же кроссовок. Я нарисую тебе новый за пять секунд. Какой ты хочешь? Не нравится? Давай сделаем что-нибудь другое. Работа в потоке, понимаешь?

В любой момент я могу залезть в свой iPad, где храню 1700 готовых дизайнов, разработанных для Канье. Как в любой момент он может залезть в лэптоп, где хранит 500-600 неизданных песен. Между нами много общего. Круто, когда у вас общий метод работы, когда есть взаимный респект, ведь этот парень — гений. Всё, чего он касается, превращается в магию. И то, как он заставляет тебя по-новому взглянуть на вещи, просто взрывает мне мозг.


— Ты автолюбитель. Как тебе "Шерпы"?

— О боже, я без ума от "Шерпов". Я постоянно езжу на них по ранчо.


— Ты покатался на них по улицам Чикаго. Насколько это было эпично?

— Эпично! На ранчо полная свобода движения. Не боишься ничего сломать, ведь у "Шерпов" огромные шины, они и в воде не тонут. Но поездить на них по городу было офигенно, это выглядело как штурмовая операция. Нас сопровождала полиция, мы могли ездить везде. Круто, когда получаешь возможность по-особенному отблагодарить Чикаго, где рос Канье.

Мы спланировали все в последнюю минуту, просто прибыли в город — и вперед! Люди спрашивали: "Куда вы поедете дальше?" И я отвечал: "Без понятия. Просто следуйте за нами". Меня спросили, хочу ли я поехать, и я сказал: "Еще бы! Это будет эпично". "Шерпы" — это круто.

Еще я обожаю легкий танк Ripsaw. Наверное, он мой любимый, потому что может разогнаться до 130 километров в час. На такой скорости начинаешь бояться за свою жизнь — и это тот тип эмоций, который я люблю. Мне нравится риск. Канье снабжает нас лучшими в мире игрушками. Это помогает поддерживать вдохновение на высоком уровне.




Смит и вездеход Ripsaw



— Чем еще запомнился этот уикенд в Чикаго, когда проходил Матч всех звезд?

— Тем, как мы раздавали кроссовки жителям Южного Чикаго. Как они смотрели на эти гигантские штуки, катающиеся по городу. Фоткали нашу колонну, мешали машинам проехать. Люди паниковали: "Что происходит? Что это такое?" "Шерпы" устрашают, но одновременно и веселят своими нестандартными пропорциями. Кто-то смеялся, когда мимо проезжал "Шерп". В любом случае, было дико наблюдать, как штурмовой транспорт катит по улицам. А когда из "Шерпа" вышел Quavo, всем совсем башню снесло.


— И он же фейстаймил с Offset.

— Ох, так много народу. Было весело.


— Есть ощущение, что мы ждали эти кроссовки кучу лет. Как ты понял, что они уже готовы?

— Канье — единственный, кто это решает. Он отказывался от сотен прототипов и только он может понять, когда настает время их выпускать. Ему важно, чтобы все было таким, как он задумал. А если мы еще не достигли ста процентов, мы будем ждать, пока не будет так как надо.


— Почему эта модель особенная?

— Я походил в них последние пару недель, они суперкомфортные, отлично держат ногу, они современные — похоже, они станут отличными баскетбольными кроссовками. В них достаточно ДНК Yeezy, но это все еще обувь для баскетбола. Про предыдущие кроссовки говорили: "Это лайфстайл". Но ты мог в них бегать. Я пробегал 10 километров в 350-х и отправлял ему видео типа: "Бро, смотри, они отлично подходят для бега".

В этом крутизна Yeezy — мы сломали индустрию, создав кроссовки, которые не вписываются в категории. Для чего они? Я не знаю. Но в них можно бегать, можно ходить в зал, играть в баскетбол. В этом весь смысл — изобретать заново, ломать барьеры, творить. Новая модель определенно ближе к баскетбольным кроссовкам, мы к этому стремились. Он любит баскетбол, и хотел, чтобы кроссовки были аутентичными. Мы создали одни из крупнейших спортивных продуктов в этой индустрии. Это часть того самого соуса, который мы добавляем.


— Можешь приоткрыть завесу тайны, что нам ждать дальше?

— Мы уже намекали на то, что производство будет перенесено в Америку. С этого начиналась моя карьера: я работал на New Balance, наблюдая за производством обуви в Лоренсе, Массачусетс, и с тех пор только и слышал: "Это невозможно, это невозможно". А мне и Канье только это и надо. Мы из тех, кто говорит: "Народ, подержи мое пиво. Смотри, как это делается". Готовьтесь. Скоро мы все покажем.





Friendly Thug 52 NGG живет на студии. Канье ненавидит всех (даже собственные альбомы). Как Замаю перестать быть злым
Обсуждаем группу Kunteynir, личность Паши, а также наши пересечения с ним в жизни
Воссоздают события последних недель жизни Паши Техника и всей его творческой биографии