Тексты
Интервью: Андрей Недашковский

Кто такой Imanbek и как музыкант из Казахстана помог рэперу SAINt JHN влететь в топ чарта Billboard

Оригинал песни "Roses" вышел в 2016-м. Три года спустя ее откопал железнодорожник из Павлодарской области, сделал неофициальный ремикс и заставил танцевать весь мир.

Песня "Roses" вышла в 2016 году. В чартах не светилась. Своего автора, перспективного бруклинского рэпера SAINt JHN, звездой не сделала.

Спустя три года трек откопал железнодорожник из Казахстана, сделал на "Roses" танцевальный ремикс и выложил у себя в паблике. Его лайкнули 10 подписчиков.

Перемотка на полгода вперед: ремикс 18-летнего Иманбека Зейкенова рвет хит-парады России, Украины и Беларуси. Телеканалы Казахстана один за другим снимают сюжеты про новую звезду.

Перемотка еще на пару месяцев: ремикс "Roses" стал песней №1 в мировом рейтинге Shazam и попал в топ-25 американского чарта Billboard — редкость для наших музыкантов.

Что Иманбек купил на первые деньги, которые ему принесла песня? Общались ли они с SAINt JHN? И боится ли он остаться автором одного хита? Читайте историю Иманбека Зейкенова, рассказанную от первого лица.






Я слышал о чарте Billboard, но о том, насколько он крутой, узнал уже когда мой трек туда попал. Сначала на 55 место, через неделю — уже на 39-е. Спустя еще пару недель — на 22-е. Мягко говоря, офигел.

Я там один из первых восточно-европейских артистов. До меня еще был Эдвард Майя, электронный музыкант из Румынии. Его "Stereo Love" была на 11 месте.

Сначала "Roses" пользовался популярностью в СНГ, а под конец 2019-го стал хитом в Греции, Польше. В Турции сразу два моих ремикса были в топ-3 — это SAINt JHN "Roses" и Гио Пика "Фонтанчик с дельфином".

Гио Пику форсят такие псевдобандиты — это же не будет обидно, если я их так назову? Снимают видосы, где ездят на "приорах". Этот ремикс мне предложил совместно сделать Adam Maniac, очень популярный ремиксер из Махачкалы.





В начале 2020-го волна "Roses" пошла дальше на Запад: первое место в Германии, Англии. В топ-50 Америки. Я мониторил распространение песни через чарты Shazam. Это самый честный показатель, какая песня и где пользуется спросом. Сейчас по миру я на первом месте.

Для немецкого радио пришлось делать цензурную версию "Roses". Тогда SAINt JHN отправил мне акапеллу, я вырезал все эти "n****" и "shit".

Началось все с того, что 21 марта 2019 года я просто залил свой ремикс в ВК. Не ставил на него вообще, потому и выложил днем, когда меньше людей онлайн сидит. Думал: "Кто это будет слушать? Мне стыдно". Мне в этом треке не нравился запитченный вокал. Не фанат такого звучания. В общем, 10 человек его полайкали. И все — продолжил выпускать ремиксы, так же неофициально. А через пару месяцев началось: репосты, шазамы, сообщения. Паблик-миллионник Emporio Armani 7 его запостил без упоминания автора оригинала, просто: Imanbek "Roses". Оттуда и пошла первая волна.

Кирилл Dzham с лейбла Effective Records предложил мне сделать официальный релиз ремикса. Я подумал, что это просто залив трека на стриминги, релиз Вконтакте с обложкой, но нет — он, оказывается, договорился с SAINt JHN и его лейблом, и трек вышел официально. Если бы это не сделали, правообладатели могли бы заблокировать мой ремикс, удалить его отовсюду, а может, и меня наказать. Теперь Кирилл мой менеджер.

До этого мне предлагал контракт Lithuania HQ Records, довольно популярный в e-dance сфере. Он издает Dynoro, Gaullin, Lucky Luke. Lithuania HQ предложил два варианта: используем партию SAINt JHN и платим ему процент от продаж, либо единоразово оплачиваем "чистку" акапеллы, чтобы другой исполнитель перезаписал ее по-новому. Но я все равно отдал предпочтение лейблу из России.

Мне повезло. Успех моего ремикса — чистая удача, я адекватно это воспринимаю.

Я ни разу в жизни не платил за рекламу. Может, потому что верил: когда-нибудь стану номером один в Shazam. Как-то давно я сделал фейковый скриншот, где я на первом месте, и выложил в сториз: "Пацаны, зацените прикол!" И недавно, когда "Roses" реально стал первым по миру, я тот фейковый скриншот отправил в историю для близких друзей в инстаграме вместе с новым, настоящим. Эмоции переполняли.

Про "Roses" писали, что он популярен в TikTok, но я никогда в нем не сидел. Мой друг Адильжан скачал TikTok на телефон, и вечером с пацанами в машине мы решили посмотреть, что там. Листали ленту — и в каждом пятом видео звучала "Roses".

Это был первый челлендж, сейчас уже несется второй. Челлендж — это когда популярные в TikTok люди придумывают какую-то связку движений или действий под твою песню и их многомиллионная аудитория начинает это подхватывать, а за ними подхватывают и другие. Первым челленджем было, когда вверху экрана писался вопрос, а человек в ритм указывал на список ответов. Вторым челленджем стал танец с парой легко воспроизводимых движений.

Когда я увидел, что в каждом пятом видео играет моя музыка, я испытал гордость. Этого не описать словами. Я и сейчас, бывает, листаю ленту, и вижу, как под "Roses" красивые девушки танцуют. Смотрю их ролики и думаю: "Эх, знали бы вы, кто это сделал!"





Когда на телевидении Казахстана стали выходить сюжеты: "19-летний железнодорожник попал в чарты", люди стали добавляться ко мне в инстаграм, на улице стали узнавать, фотографироваться.

Девушки у меня нет. Не хочу завязывать серьезные отношения. Считаю, что рано.

SAINt JHN на меня подписался в инстаграме. Написал в директ: "Бро, ты красавчик!" Поздравил меня с первым местом в каком-то чарте. Еще попросил, чтобы я ему скинул мультитреки для исполнения ремикса на концертах. Когда песня совершает какие-то достижения, мы друг друга поздравляем в директе. На этом все, написать ему просто так: "Бро, что сегодня кушал?" я не могу.

SAINt JHN уже несколько раз выступал в Москве, но я не смог пригнать на концерты. Не было таких финансов.

У SAINt JHN очень своеобразный стиль. Ни у кого нет такого вокала, никто не умеет так сочетать читку и пение.

Услышал его впервые в начале 2019 года. Закинул в плейлист и гонял вместе с другими треками. Я так и выбираю песни для ремиксов. Репичу, размышляю, что здесь можно поменять: тут ускорить, тут бочку поменять, тут бас такой. Все сначала происходит в голове.

Коммерческие заказы от артистов, чтобы я переделал их треки, уже поступали, но я пока отказываюсь.

Я понимаю, что музыканту, который горит своим творчеством так, как SAINt JHN, может быть обидно, что ни один его сольный трек не приблизился к успехам ремикса. Но это же бизнес. Мы сделали друг друга богаче. Мы с ним одинаково зарабатываем с трека. На эти деньги я уже могу себе купить дом в родном городе.

Первая большая покупка, которую я сделал на роялти с четвертого квартала 2019 года, — (переключает камеру в Whatsapp, показывает "приору" белого цвета). Деньги пока не трачу, чтобы просто иметь возможность не работать.

Я был сигналистом на железной дороге. Уволился 30 декабря — сменщики резко ушли на больничный, мне бы пришлось выходить в новогоднюю ночь. Я и так думал уходить, работа очень сложная. Она же у меня первая.





На железной дороге я получал 20-25 тысяч рублей в месяц. По прибытию грузового поезда на станцию мне давали команду в рацию: "Поезд по такому-то пути, закрепить". Я брал тормозной башмак, такая подставка под колесо, подходил к поезду, закреплял его, чтобы локомотив мог спокойно отцепиться от вагонов и уехать. Закрепив, сообщал в рацию: "Дежурный, по двенадцатому пути 72-м башмаком закрепил, номер вагона такой-то".

Железная дорога — зона повышенной опасности. Из-за маленького камушка вагон с рельсов может сойти. Аварии бывают, человек на путях может оказаться. У нас на станции такого, вроде, не случалось.

Окончив девять классов, я не знал, куда поступить. Мой друг подал документы в Павлодарский колледж транспорта и коммуникаций. Я пошел за ним. "Железная дорога? Ну значит, железная дорога. Погнали!" Уже на четвертом курсе учусь.

После третьего курса у нас началась производственная практика. Так и связал свою жизнь с железной дорогой.

Я не очень по ней скучаю, но бывали моменты, когда я там ловил эйфорию. Во время заката, когда знаешь, что поездов сегодня больше не будет, сидишь, отдыхаешь. Ловил дзен, наблюдая, как солнце отражается от вагонов. Как они блестели.

На "железке" я был самым младшим. Коллеги узнали, что я музыкант, когда начали выходить сюжеты на местном телевидении. Когда я заходил на планерку, они кричали: "О, звезда заходит!" Отношения очень теплыми были, коллеги искренне радовались за меня.





Что могу посоветовать начинающим продюсерам: не покупайте дорогую аппаратуру. Я до сих пор пишу музыку в наушниках-капельках за тысячу рублей. На ноутбуке, который купил еще в 2006 году. Аудиокарта встроенная. Я серьезно.

Я учился делать музыку по Youtube. Там есть все. Я сначала посмотрел ролик, где объясняли базовые элементы: интерфейс "фрутика", микшер, плейлист, как сохранять проект. Советую канал "Beatmaking Guru", который ведет Дон Хуан.

FL Studio мне показал брат моего друга. Я учился тогда в девятом классе. Сперва я быстро забил, а потом ощутил сильное желание писать музыку. Приходил с занятий домой — и садился писать. Иногда и на парах этим занимался.

Я раньше как делал: брал электронные песни, особенно, трэп и хаус, где есть крутые дропы, собирал их в Adobe Audition в одну нарезку, чтобы дропы шли один за другим. Крепкие битсы получались, долбящие. Потом понял, что хочу что-то свое делать. В то время мой любимый дроп был в треке GTA "Red Lips", ремикс от Mendus. Сейчас это песня "Annihilation" томской группы Dropgun. Мой любимый музыкант — это Jarico. По башке хорошо бьет. Еще Marshmello, KSHMR.

Теперь я немного по-другому пишу музыку из-за "Roses". Делаю это так же от души, но уже подстраиваюсь под стиль "Roses". Стараюсь выработать свой фирменный звук. Я остановился на этом стиле и пытаюсь оставаться в нем.

Уезжать из родного Аксу я не планирую. Мне тут нравится. Все знакомые, все свои. Он небольшой, 70 тысяч населения. Аксу находится в Павлодарской области Казахстана. Мама у меня работает в праздничном агентстве, а отец — пожарный. Часто с ним ездил на работу, он мне рассказывал, как это опасно. Но я понимал: папа аккуратный, папа справится. Однажды, когда мне было лет 8, я наблюдал, как он тушил пожар в соседнем доме. Горел четвертый этаж. Я это прямо из своего окна наблюдал. Было страшно, но никакой паники.

С началом карантина тысячи молодых людей вернулись домой в Аксу. Люди ходят по набережной, сидят по дворам. У нас же в городе ни одного торгово-развлекательного центра нет. Летом на набережной каждую субботу вечеринки проводят. Есть и клубы, но они с плохой репутацией, и ходят туда люди, которые любят выпить и подраться. Молодые адекватные пацаны туда не пойдут. Такие пойдут по дворам, в этом своя романтика — здороваться со своими, на машине медленно катать, кайфовать.

Кого надо послушать в Казахстане: Ирина Кайратовна, это группа из четверых парней, они скетчи снимали, сериалы свои. Рэпер Hiro, у него на днях вышел отличный трек. EDM-музыкой у нас рулит Doreus Musa. Еще Jah Khalib, но он уже суперзвезда. У нас тут много рэперов, возможно, Скриптонит на это повлиял.

В Павлодаре про Скриптонита знает каждый. Даже бабушки и дедушки. Это первый казах, который превратился в большую звезду. Он и в треках про Павлодар поет. Он — наша гордость. Раньше его музыка мне больше нравилась, казалась более душевной. Я про треки типа "7182", "Локоны", "Лям". Сейчас уже не воспринимаю.





Недавно я выпустил первый сольный трек. Этот процесс мало отличается от создания ремикса, сложнее лишь потому, что надо искать вокал подходящий. Если я делаю трек, я сначала пишу аранжировку, а уже потом подбираю под него акапеллу. А ремикс — это когда уже есть все, нужна только новая аранжировка. Мне менеджер сказал, что надо записать сольный трек. Я сказал: "Окей", и в тот же вечер сделал "Dope". На него ушло три часа. Это первый мой трек, который на одном аккорде играет.

Если бы не случился карантин, мой диджей-проект уже вовсю бы гастролировал. Я сам пока не езжу, за меня ездит доверенный человек. Он поэтому и в маске выступает. Даже когда я сам буду гастролировать, тоже буду в ней. Чтоб не ломать имидж, чтоб не обламывались, что где-то Иманбек, а где-то — не Иманбек. Диджейский проект — это же не я. Это мой проект. Я решил пока освоить диджейский пульт. Сводить треки я умею, но надо обучиться еще разным фишкам.

Меня не пугает потенциальный статус "ван-хит-вандера". Я буду продолжать писать музыку, потому что делаю это, прежде всего, для себя. Ловлю от этого кайф. Я же не рассчитывал стать знаменитым. Возможно, успех, который легко пришел, так же легко и уйдет. С этим ничего не поделаешь. Нельзя предугадать хит. Но я буду пробовать.



"Милфы стучались в дверь", "Cчет против Obladaet — 18:0", "Я посмотрел на коллег — я в сто раз умнее их в плане финансовой грамотности" — большой разговор о рэпе, бифе, коллегах, отношениях и плохом здоровье
Приняла решение на съемках "Вписки" и больше комментировать его не будет
В гостях — Никита Кологривый и Леонид Якубович
Две песни при участии ATL за неделю — чем мы заслужили такой праздник? И будет ли продолжение?