Disco Elysium — одна из лучших игр последних лет, в которую вы вряд ли играли
“Мы хотели бы поблагодарить великих людей, что были до нас: Илью Репина, Владимира Маяковского, Виктора Цоя и Маркса с Энгельсом за политическое образование”, — произносят на сцене The Game Awards, видеоигрового аналога “Оскара”. На ней стоят разработчики из эстонской студии ZA/UM, чья дебютная игра Disco Elysium забрала больше всех наград, включая “Лучшую RPG” и “Лучший нарратив”. И это легкий сюр не только из-за упоминания советских творцов, но и потому что никто не мог представить, что проект маленькой инди-команды сможет стать одним из главных видеоигровых событий 2019 года. Проект немейнстримный и больше напоминающий серьезную литературу, а не способ отключить мозг — ведь Disco Elysium скорее “читается”, а не “играется”.
На полу номера отеля, больше напоминающей притон, просыпается мужчина средних лет. На его лице застывшая гримаса многолетнего запоя, везде разбросаны вещи, валяются пустые бутылки. Он не помнит своего имени и что именно забыл в вымышленном городе Ревашоле, на стенах домов которого следами от пуль оставила отметины неудавшаяся коммунистическая революция. Как выяснится через пару минут, забыл он расследовать смерть человека, чей труп уже несколько дней висит на заднем дворе. Так и стартует история, полная сюжетных поворотов, идеологических конфликтов, чудинок (мир игры лишь внешне кажется обычным) и неизбежной драмы. И только от игрока зависит как и в каком состоянии наш детектив доберется до ее финала.
Если при словосочетании “ролевая игра” вам представляются циферки урона, эпик и прочая “дьябла”, то всего этого здесь нет — по геймплею Disco Elysium ближе к квестам, где нужно много ходить по локациям, вести талантливо написанные диалоги с колоритными персонажами и решать проблемы. Чем она берет — свободой выбора и развитием персонажа, чью расколотую личность приходится склеивать игроку.
Что это значит — в игре 24 скилла, разбитых на категории “Интеллект”, “Психика”, “Физиология” и “Моторика”. Каждый из них каким-то образом помогает герою в расследовании — “Эмпатия” располагает к себе собеседников, “Энциклопедия” вовремя подбрасывает факты и историческую справку, “Стойкость” не дает помереть от внезапного сердечного приступа (а это возможно). Есть и совсем причудливые вещи — “Электрохимия” пробуждает внутреннего рейвера, “Трепет” позволяет стать одним целым с городом (это самый тяжело объяснимый навык, который под конец игры кажется самым важным), а если прокачаете “Внутреннюю империю”, то главный герой начнет чудить как персонажи фильмов Дэвида Линча.
И отсюда вытекает главная особенность Disco Elysium — все эти навыки существуют не только в виде цифр и процентов, а в прямом смысле общаются с героем. Они вклиниваются в диалоги с другими персонажами, открывают новые варианты ответов, пытаются влиять на мировоззрение и подбрасывают задания (та же “Электрохимия” будет призывать подсесть на “ускорители”). Вместе с образцовым лейтенантом Кимом, которого нам послали на помощь, они становятся спутниками протагониста. Чем больше очков опыта в них вложите, тем чаще они будут давать знать о себе.
А ведь есть еще “шкафчик мыслей”, где герой собирает убеждения, политические взгляды и обрывки воспоминаний. Они тоже влияют на игру и формируют уникального персонажа, который может удариться в пропаганду идей свободного рынка, назваться воплощением Карла Маркса или объявить себя врагом всех дверей (временами это очень странная игра). Благодаря этому Disco Elysium невозможно полностью исследовать за одно прохождение — нужны как минимум три. И это всегда будет разный опыт.
Но возвращаться хочется не только, чтобы увидеть новые диалоги или сюжетные линии. Disco Elysium — удивительная по своей художественности игра: портреты персонажей будто нарисованы маслом, рисунки в ней напоминают о работах Босха (разработчики отдельно выпустили артбук), компактный, но детально проработанный город наполнен знакомой постсоветской эстетикой, а саундтрек лично меня заставил отключить бег и всегда передвигаться пешком. Где-то на ютубе есть комментарий “эта музыка пробуждает ностальгию по временам, которых никогда не было” — ничего точнее не видел.
Первое прохождение Disco Elysium я закончил неудачником-коммунистом с тягой общаться с галстуком. Второе — суперзвездой, способной решать вопросы только силой и так не вспомнившей свое имя, предпочтя крутое вымышленное. Я хохотал, я грустил, осознал, что ничего не понимаю в политических идеологиях, много думал и переслушивал по ночам саундтрек. Disco Elysium — это такая вещь, по которой можно определять своих и которую тяжело рекомендовать другим. Но вы обязательно попробуйте ее — а потом попытайтесь найти подходящие слова, чтобы после финальных титров описать, что это вообще было. Я же отправлюсь пробовать в третий раз.