"Он не приходит к христианству — он хочет его покорить": что говорят об альбоме Kanye West

Ни одна рецензия на альбом Канье Уэста "Jesus is King" не обошлась без краткого пересказа событий из его жизни и обилия цитат.
15 лет карьеры Канье, которые вмещают два величайших и пять просто важных альбомов, а также феноменальный успех в фэшн-индустрии, оказались омрачены как бифами с Jay Z и Drake, так и серией ну очень неоднозначных политических заявлений.
Слова в поддержку Трампа вызвали непонимание, заявление о 400-летнем рабстве как сознательном выборе — шок. Его последствия не удалось сгладить до сих пор, несмотря на многочисленные попытки рэпера объяснить свою позицию.
Не изменило ситуацию и объявление Канье о биполярном расстройстве — ведь он также публично отказался от лечения, сообщив, что таблетки заставляют его набирать вес и лишают "суперсилы". Следующая порция критики, теперь за создание положительного образа болезни, не заставила Канье отказаться от сказанного.
Вышедший вскоре после тех интервью альбом "ye" отражал маниакально-депрессивную суть недуга: песне "Yikes", в которой Уэст кричал от радости, предшествовал монолог о фантазиях об убийстве супруги. Анонс следующего проекта "Yandhi" давал поклонникам надежду, что артист все-таки обрел внутренний покой и теперь все будет, как раньше. Но релиз так и не случился.
Вместо этого в начале года Канье занялся Sunday Service — серией шоу, происходивших за закрытыми дверями в шатре около дома рэпера, куда он приглашал друзей и членов семьи и где пел неизданные новые и переработанные старые песни в сопровождении хора и живых инструментов. Эти службы он называл способом лечения, упоминая об особом воздействии звуковых волн и о том, как Джон Леннон и Боб Марли с их помощью могли двигать песок.
В апреле такая служба прошла на фестивале в Коачелле, Уэст провел ее и в других городах США, а в интервью стал говорить о новообретенной любви к Богу, планах отныне делать только госпел и отказе от ругательств.
Госпел и вера всегда были частью музыки Канье. "Jesus Walks", одна из первых хитовых песен артиста, утверждала, что говорить в рэпе о вере — это нормально; трек "Ultralight Beam" на "госпел-альбоме, полном ругательств", как он охарактеризовал "The Life Of Pablo", прямо взывал к Богу с просьбой об очищении.
О силе и культурном значении госпела напоминает автор Pitchfork Равия Камеир, приводя в пример спасение группы черных верующих от ку-клус-клановцев с помощью методистского гимна "Father I Stretch My Hands To Thee", одно из поздних исполнений которого засемплировано в "Father Stretch My Hands P.1" и "Follow God". Однако его отношение к религиям было резко негативным: "Я не подчиняюсь никакой религии, говорящей, что кто-то должен гореть в аду. Я не верю в религию, настроенную против гомосексуалов. Или против мусульман. Или против буддистов. Я не верю в это. Я верю лишь в абсолютную правду".
Вышедший шесть лет назад "Yeezus" вовсе был объявлением Уэста новым богом. Будучи настолько эгоцентричным и создав себе соответствующий образ, для "Jesus Is King" Канье требовалось пройти и убедительно доказать радикальную трансформацию.
Похоже, с этим есть большие проблемы.
Первым заметным недостатком критики называют кажущуюся неготовность альбома, что отражено как в малой продолжительности песен, так и в их небогатом содержании.
Журналист Рошин О’Коннор из “The Independent” считает, что доделывавшейся в последний момент пластинке не хватило цельности, из-за чего "Jesus Is King" похож на коллекцию хорошо спродюсированных скитов, а не на альбом (оценка 2/5).
"В отличие от предыдущих альбомов, в которых было много гостей и сэмплов, в "Jesus Is King" Уэст сам выходит на первый план", — пишет Кэри Бэттан в The New Yorker” — "Рэп никогда не был сильной стороной Канье, а наложенные им на себя новые ограничения в виде отказа от сквернословия, сделали его еще более уязвимым. Порой все превращается в очень буквальное восхваление Христа, а попытки придумать метафору проваливаются с треском: "Закрыта в воскресенье, ты мой Chik-fil-a". В той же песне он говорит, что более не живет для культуры, что он ничей раб. Но если когда-то он стал богом, всего лишь назвав себя так, то его слова об освобождении уже не имеют былой силы".
Уилл Шуб из Complex задается вопросом, а кто аудитория альбома. На его взгляд, он скорее способен вызвать отчуждение у слушателей-атеистов (уже даже одним названием), но в нем недостаточно подлинной религиозности, чтобы привлечь обращенную к богу фан-базу.
По его мнению, очень показательным является трек "Use this Gospel", где воссоединяются Pusha T и No Malice из Clipse, а компанию им составляет другая удивительная фигура Kenny G. Получается так, что Канье — четвертый по степени интересности игрок на своем собственном треке. "Возлюби ближнего своего, но не дай ему угнать свою тачку", — подытоживает Шуб, далее отмечая, что этот альбом "ок", но ему не хватает изобретательности, с которой прежние релизы Канье раздвигали границы, создав артисту его репутацию. Это такой альбом, который не отбивает интерес к следующему релизу, но вызовет только скуку при попытке переслушать его полгода спустя.
Равия Камеир из Pitchfork много рассуждает о том, что такое христианство для Канье: "Если не брать в расчет поверхностные библейские отсылки, тут практически нет указаний на то, что для него значить следовать за Иисусом. Кроме, пожалуй, того, чтобы сидеть и ждать, пока Он даст тебе обложку Forbes и кроссовочный бренд стоимостью в миллиард. Уэста сложно принимать всерьез, пока проблемы, с которыми он сталкивается — это лайки в инстаграме и высокий процент налога. Открытия последних недель — о том, что он сделал выговор своей жене, за то что та носит слишком обтягивающую одежду, попросил коллабораторов воздержаться от добрачного секса и начал вести христианскую карточку, которая включает в себя лимит на два ругательства в день, — заставляет предположить, что его интерпретация веры скорее догматическая. Именно то, как Канье выставлял напоказ собственные слабости и моральные недостатки, сделало его настолько неотразимым артистом. Но новый альбом не отличается подобной комплексностью (7.2/10)
Спенсер Корнхабер в The Atlantic считает, что альбом бросается из крайности в крайность, но при этом является удивительно пустым. "Почти все, что вас может напугать в проповедующем Канье, тут присутствует", — пишет он, в частности, о треке "Selah".
"В "Jesus Is King" мы видим не духовный путь человека, а его комплекс Мессии, пусть он и притворяется достигшим смирения, — пишет Корнхабер. — Он не приходит к христианству, он приходит его завоевать. "Это не о чертовой религии, Иисус принес революцию” — говорит Канье в "God Is", а в "Hands On" диссит христиан, которые сомневаются в нем. Уэст хочет сделать Церкви редизайн — точно так же, как ранее он хотел изменить хип-хоп, сникеры и доступное жилье".
Получился ли у Канье госпел-альбом? С этим тоже есть сложности. Например, критик Slate Карл Уилсон считает, что нет, потому что, по его мнению, для этого Канье стоило бы более полно использовать хор, а он на самом деле продолжает писать альбомы Канье Уэста. Кроме того, для госпел-музыки нужен опытный проповедник, а музыканту пока не хватает религиозной мудрости. Даже хор у него — это еще один музыкальный инструмент или сэмпл, который Уэст режет, ускоряет, включает и выключает, чтобы добавить музыке огня и динамики.
Начав с подробного и увлекательного экскурса в историю госпела, Крейг Дженкинс на Vulture напоминает читателям, что это коммуникативная музыка: исполнитель и аудитория разделяют одну веру и вступают друг с другом во взаимосвязь, рождая магию госпела — и отмечает, что увидеть ее можно как на церковной службе, так и в классических документальных фильмах ("Amazing Grace" с Аретой Франклин, снятый Сидни Поллаком; "The Gospel According To Al Green", соответственно, посвященный Элу Грину или "Say Amen, Somebody", рассказывающий об истории жанра). И укоряет его за дух эксклюзивности и лимитированности, который привнес в свои службы, словно вера для него это еще одна линейка кроссовок или коллекция одежды.
Что еще прочесть про "Jesus Is King":
"Забытое: что мы потеряли в госпеле Канье" на NPR — профессор теологии и афроамериканской и африканской культур университета Вирджинии Эшон Кроули рассуждает о черной церкви, превращении искусства в пропаганду и том, как Канье очищает госпел от политики и неравенства.
"Канье Уэст, "Jesus Is King" и ни слова о биполярности" на Vibe — колумнистка Киана Фитцджеральд строит теорию о повороте музыканта к Богу, но на самом деле пишет об опыте жизни с биполярным расстройством, религии и опасности избегания терапии.
“Канье сделал довольно неплохой госпел-альбом — возможно, это его величайший троллинг” на The Ringer — Роб Харвилла ищет подвох в полноценном “Jesus Is King” экспириенсе и немного пересказывает фильм для тех, кому не хочется идти в кино ради 35-минутного артхауса от Канье Уэста.
"Иисус, это я": Александр Горбачев — о новом альбоме Канье Уэста "Jesus Is King" — если вы настаиваете, что в подборке должен быть хоть один материал на русском языке; если и не настаиваете, все равно ознакомьтесь с четырьмя трактовками этого альбома.

