Тексты
Интервью: Руслан Муннибаев

Баскетбол в России: спорт или бизнес?

Рассказывают люди, которые хотят сделать в нашей стране аналог NBA — но это не всем нравится.

Чтобы ходить на любой спортивный матч в России, нужно любить конкретный вид спорта — вероятно, даже фанатеть от него. В некоторых других странах на матчи ходят люди, которые хотят интересно провести время, посмотреть на звезд, просто — развлечься. Это два подхода к спорту, каждый из которых имеет своих защитников. The Flow поговорил с Василием Коршковым, заместителем генерального директора Единой лиги ВТБ, бывшим менеджером клуба "Локомотив-Кубань" и Тимуром Рустамовым, баскетбольным продюсером, ведущим, матч-менеджером БК "Химки" — людьми, которые сделали немало для того, чтобы на трибуны пришли люди, далекие от спорта. Что у них получилось, а что пока нет, читайте в большом интервью в преддверии финала российского чемпионата по баскетболу.


— Я средний потребитель спорта, интересуюсь по верхам. В NBA знаю пять-семь имен действующих игроков. В России знаю такие фамилии как Хряпа, Моня, Кириленко и Швед. Но когда я приехал в Америку, то одним из первых дел с женой, которая совсем спортом не интересуется, было посещение Madison Square Garden. Матч New York Knicks с Miami Heat, где еще играл Леброн Джеймс. Места были не лучшие, но такой восторг я редко испытывал на мероприятиях. В нас стреляли футболками из пушек, показывали MCA, участника Beastie Boys, и теннисиста Андре Агасси, которые сидели в первом ряду. Играл диджей и многое другое было. Я не помню счет, но ощущение веселья и праздника помню очень хорошо.

Тимур: Ты — классический американский потребитель спорта. Он тоже не знает счет, знает трех игроков, потому что их показывают в вечерних новостях, а в остальном — это просто поесть-попить, получить удовольствие.


— Я правильно понимаю, что вы это и хотите привнести на российские трибуны?


Василий: Это не то, что мы хотим, мы просто должны это сделать. Все штатовские исследования на эту тему говорят, что 99% потребителей спорта приходят не за спортом, а за социализацией, за фан-сервисом. А в России мы говорим и продолжаем говорить только о спорте. Скажем, в лиге 13 команд, но победит только одна. Остальные 12, что, должны сразу себя вычеркивать из рынка?


— "Одна" — имеется в виду ЦСКА?


Не обязательно. В спорте побеждает только одна команда, а зарабатывать хотят все. Что касается ЦСКА, как раз в этом году может произойти какое-то чудо. Лига пробует новый формат — ”Финал четырех”. А при такой схеме больше непредсказуемости.




Василий Коршков (слева) и Тимур Рустамов (справа)



— Я сейчас спрошу, как советский человек: "А разве это честно?" Команда может рвать всех весь год, проиграть один раз и не стать чемпионом.


Тимур: Это как раз позиция тех, кто за спорт в чистом виде. А надо четко понимать: либо мы рассматриваем спорт как бизнес, либо нет. Если да, то “Финал четырех” — это отличный способ заработать для всех, а для болельщиков получить икспириенс, который им не даст обычный чемпионат. Возможно, более честный, но куда более рутинный. Плюс такой формат дает ощущение баскетбольной тусовки, потому что представители четырех команд собираются в одном городе, это дает мощный эффект. В пятницу сыграли полуфиналы, в субботу потусили, в воскресенье уже финал.

Василий: Самые успешные спортивные франшизы в мире — это события. Номер один — финальный матч по американскому футболу. Они играют регулярный чемпионат, а потом наступает Superbowl. Все съезжаются в один город, поет Rihanna, танцует Beyonce, все довольны. И никто не спорит о честности, потому что за 4 часа трансляции это событие приносит миллиарды. Также в пятерку событий входит Wrestlemania, а что это по сути такое? Набрали актеров, они же чуть-чуть спортсмены, устроили шоу, в котором соревновательный момент вообще отсутствует. Если он и есть, то у сценаристов. Многие специалисты вообще говорят, что в баскетболе самое интересное событие — это финал американской студенческой лиги. Он тоже в формате “Финала четырех” проводится, и творится просто безумие. Рейтинги, наверно, не ниже, чем у NBA. Вот тебе очередной показатель, что это работает.


— Я только хотел спросить: вы говорите о коммерческой составляющей спорта, но в России это же не бизнес.


Василий: В России принято говорить о спорте как о соревновании. Это и круто и не круто. Все говорят о результатах, тренерах, инфраструктуре, детских школах — о чем угодно, но не коммерческой составляющей. В итоге система просто не нацелена на зарабатывание денег. Вот например мы строим баскетбольные, хоккейные, волейбольные арены и так далее. А такого вообще не должно быть — должны быть универсальные арены, загруженные круглый год самыми разными мероприятиями. Сегодня хоккей, завтра баскетбол, послезавтра — концерт. Когда инфраструктура окупается, спорту становится проще найти дом.


— Сами-то посетители матчей готовы именно к шоу, а не спортивному состязанию?


Тимур: Пока с трудом. Менталитет такой: не сразу включаются. В конкурсах не все хотят участвовать — в Америке на них очередь стоит. На дэнс-камеру стесняются работать: ой, я лучше в сторонке посижу. На спорт приходят, как в театр. Посидеть-помолчать, посмотреть, как играют мастера дела. Но и заказчик, тот, кто платит, зачастую тоже ничего не хочет. Дает деньги на шоу, но никаких четких целей нет. Ставятся только спортивные задачи: не ниже такого-то места, выйти в такой-то турнир, подготовить столько-то молодежи в сборную. Что-то помимо баскетбола было — и хорошо.


— Посещаемость арены на каком месте?


Василий: Я тебе так скажу: Евролига от команд, которые претендуют на участие в ней на долгосрочной основе, требует арену вместимостью не ниже 10 000. Для чего? Для того, чтобы клуб был финансово стабилен — по их расчетам доходы от такой арены могут сохранить клуб в случае ухода главного спонсора. Это правда, даже в России команда с нормальной посещаемостью может зарабатывать порядка 100 миллионов рублей в год.


— Этой суммы достаточно для существования конкурентной команды?


Василий: Мое мнение, что да. Начиная от 100 миллионов уже что-то можно делать. Хотя бюджеты клубов Лиги ВТБ несколько больше.



— Российские команды зарабатывают 100 миллионов?


Василий: Не могу сказать точно "да", но топовые клубы к этому идут. Имеются в виду билеты, мерч и локальные спонсорские контракты. Другое дело, что топовым клубом за 100 миллионов не стать. Там начинаются другие траты: чартеры, дорогие гостиницы. В топовых клубах игроков надо окружать повышенной заботой.


— Российская ситуация, в которой спорт существует на государственные деньги, уникальна?


Василий: Есть много примеров, когда отличить частные деньги от государственных достаточно сложно. Спортивные спонсоры так или иначе часто связаны с государством.

Тимур: В любом случае, в европейском баскетболе большинство клубов дотационные - неважно, откуда они получают финансирование. Может быть, пара клубов есть, которые финансово ни от кого не зависят.

Василий: Но если мы говорим о "Барселоне" или "Реале", то и они, скорее, проекты инвестиционные, как часть большого бренда. Не думаю, что эти холдинги замечают нагрузку от баскетбольных команд.

Тимур: Условно, один Неймар — это существование баскетбольного "Реала" на три года под ключ.

Василий: Есть уникальные проекты — "Жальгирис" из Каунаса. Денег почти нет, но на билетах они отбивают половину своего бюджета.


— В США баскетбол — чистый бизнес?


Василий: Даже больше. Владение большим спортивным брендом для некоторых бизнесменов еще и возможность быть заметным публичным человеком, входить в элиту бизнеса. Совсем другой социальный статус.





Как это выглядит "у них" — выступление N.E.R.D на матче NBA All-Star




— Как человек, работавший в Краснодаре, мечтаете ли о появлении баскетбольного Галицкого в России?


Василий: Да, даааа! Это мечта!



— Хоть кто-нибудь претендовал на такую роль?


Василий: Пытаюсь вспомнить. Наверно, не было таких.

Тимур: Возникают иногда команды-однодневки. Но такие проекты вянут, не хватает энтузиазма. Сложно выстроить с нуля.


— Несколько лет назад я попал на матч ЦСКА в Евролиге. Из небаскетбола там был маскот и танцы с помпонами в перерыве.


Василий: Тогда это была программа минимум, а для многих — и максимум. Сейчас от этого клубы стали уходить. Я был в то время чиновником в строительно-дорожном направлении и был очень далек от управления какими-то баскетбольными процессами. Мы случайно пересеклись с президентом клуба "Локомотив-Кубань", я сказал ему, что у меня есть такая мечта — попробовать сделать что-то как в NBA. А он ответил: "Давай попробуй". Дальше мне сложно отрефлексировать, но я пытался делать всё, как делают в остальном мире, и самое удивительное, что это так же работает у нас, как и везде. Отговорка "здесь у нас не то, что там", которую я слышал миллион раз, самая ужасная. Все работает точно так же. За пять лет мы дошли до солдаутов — когда я переходил на работу в лигу, у нас было три последовательных аншлага. Причем, люди дежурили ночью, чтобы выкупить билеты. Мы победили "Барселону" в матче за право на выход в “Финал четырех”, и впервые в истории билетная система клуба рухнула. Её оживили в три часа ночи, а я тогда летел из Барселоны в Краснодар с пересадкой в Москве. Прилетел в 11 утра, и билетов уже не было.



— Что самое необходимое в том, чтобы добиться такого успеха?


Василий: Талантливая и увлеченная команда. Многие вещи можно сделать бесплатно. К примеру, диджей на матче — хороший не стоит дороже плохого. Но подбор треков, как и когда их включать — кропотливая работа, надо учитывать вкусы аудитории. Если ты придешь на арену клуба, который вообще об этом не задумывается, то услышишь просто любимые песни диджея или начальника. Из деталей можно сложить до половины необходимого успеха. Остальное требует инвестиций, но тоже не великих.


— Что вы первое сделали, когда пришли в "Локомотив"?


Василий: К сожалению, почти полностью переформировал маркетинговый отдел. А это был большой отдел! Распустил команду чирлидеров и набрал новых.


— Почему?


Василий: Я считаю, что сексизм, который распространен в чирлидерстве — это ловушка. Я ставил задачу привлечь молодое поколение и одновременно не шокировать женщин, которые пришли на матч, вызвать умиление у ветеранов. Но чтобы и мужчинам понравилось. Ведь честно — чтобы мужчине понравился танец, женщина не обязана быть полуодетой. Мы обратились к культуре уличных танцев, в Краснодаре она очень развита. Набрали молодых ребят, пошили им красивую форму, поставили хореографию. Через год они стали чемпионами Европы по чирлидингу. На матче с "Галатасараем" наша команда привлекла своих знакомых, всего было 220 танцоров, которые забацали "Гангнам стайл" — это стало самым большим флешмобом в истории европейского, а может быть, и мирового баскетбола. Из инвестиций — всего 40 000 рублей на футболки, что немного для клуба. Более того, я каждого танцора попросил пригласить друзей и родных, пришло дополнительно около тысячи человек, которые интересуются танцами или поддерживают своих близких, но не ходили на баскетбол. И после этого матча уже по билетам к нам стало ходить в среднем на 300 человек больше. Это всё маленькие шаги, которые мало стоят, но приносят результаты. Просто их нужно режиссировать.

Пригласили модного краснодарского диджея, повесили его баннер на матчах — потом в местных клубах стало нормально появляться в бейсболках клуба. А их мы сделали вместе с культовой американской компанией Starter. Те, кто в курсе снепбеков, понимают, что это топ. До сих пор в Краснодаре я встречаю людей в этих пятилетних бейсболках. Это почти ничего не стоит: платить нужному диджею, позвать танцевать модных ребят, не только девушек в купальниках. Все упирается во вкус.

За пять лет мы прошли огромный путь и в спортивном плане тоже: вышли в “Финал четырех” в Евролиге. Высшее достижение для клуба за всю историю и, думаю, надолго вперед. “Локомотив” оброс связями, для России мы стали образцом того, каким должен быть спортивный маркетинг. За нами потянулись почти все клубы. Появились предматчевые шоу, прикольная сувенирка. Про "Химки" лучше может рассказать Тимур, но я скажу, что некоторые матчи в этом сезоне получились просто эталонными. Взять матч с "Барселоной": на предматчевой разминке выступала Каста. За месяц анонсировали их участие, сделали биллборды на МКАДе, каждому пришедшему подарили по специальной футболке — но самое главное, не раздали ни одного пригласительного. Это уже следующий шаг: не просто устроить шоу, но сделать так, чтобы на твое шоу пришли за деньги.

Тимур: По меркам клуба это был очень дорогой матч, но он не просто отбился, а окупился в несколько раз.





Jay-Z с Beyonce и Travi$ Scott с Кайли Дженнер в первых рядах на мачтах NBA





— Теперь об игроках. Общение с прессой не входит в контракты игроков?


Тимур: Рынок медиа не может многого предложить игроку. По сравнению с его выгодами по спортивной части — это капля в море. В топ-клубах России играют дорогие игроки, а значит, что и их медиа стоимость должна быть высока, но рейтинги спорта оставляют желать лучшего, а культура составления контрактов игроков с учетом медиа активностей отсутствует.


— Я не знаю ни одного публичного российского баскетболиста.


Тимур: Это вопрос воспитания игроков. Взять тех, кто прошел через американскую баскетбольную пирамиду — это совсем другая культура общения со СМИ, с болельщиками. Они проходят через горнила школьных, затем студенческих лиг и с 16-17 лет окружены вниманием прессы. К моменту профессиональной карьеры у них уже 6-7 лет опыта общения. В NBA есть тренинги по общению с медиа, есть кодексы, с которыми знакомятся игроки.


— От вас хоть один игрок требовал: "Ребята, хочу в телек! Добудьте мне рекламный контракт!"?


Тимур: Даже тем, у кого есть такие поползновения, им неловко что ли.

Василий: Даже те, кто этого хочет, не склонны работать с профессионалами. Они это лучше доверят друзьям.


— Ну вот взять хип-хоп, очень популярная сейчас тема. Почему ни один баскетболист хоть как-то с ним не пытается взаимодействовать?


Вот тебе хороший пример, как это может работать и не работать в то же время. Договорились с L’One сделать совместный клип про баскетбол. История абсолютно коммерческая, про ВТБ-лигу. Попытались снять игроков, привезли из нескольких клубов, подгадали свободное окно. Потратили на съемку 6 часов, этого оказалось недостаточно. Казалось бы, давайте назначим еще один день и доснимем. А всё, у них больше нет совпадений по календарям до конца сезона. А может, у клубов нет желания больше отпускать. Игрок — это в определенном смысле очень дорогая машина. Она должна храниться в гараже, и нужно её вовремя заправлять. Ведь что такое привезти Диму Хвостова из Краснодара? Он один должен прилететь или с кем-то? Будет ночевать в Москве или нет? А вдруг простудится на съемках? Ты же не будешь снимать в клипах игроков со скамейки, тебе нужен топ. Алексей Швед — всецело оберегаемая звезда "Химок", что, если он не отдохнет из-за съемок? Кто за это будет отвечать? Насколько я знаю, как раз двух игроков "Химок" отпустили с тренировки для участия в съемках, они были замученные в итоге. У нас и сезон скоротечный, не то что в NBA, поэтому отпускать игроков никто не готов.

Тимур: Я несколько лет работал в тележурнале про баскет, сначала он выходил на "России", потом на "Матч ТВ". По сути, единственная профильная передача, все игроки ее знают, главное медиа. Предлагаешь снять что-то оригинальное, какую-то фишечку, подурачиться, может быть. Нет, я буду смотреть в камеру, скажу, что я Иван Иванов, играю за такой-то клуб, у меня все хорошо. Мало кто готов к самоиронии на камеру. Однажды сняли прикольный сюжет для ТВ с одним из известных игроков, где он здорово отыграл, озвучивая свои “заповеди” баскетбола, которые полностью противоречат нормам. Потом он получил по мозгам от тренера, мол, “мы тут серьезным делом занимаемся, а ты клоунами нас выставляешь”.






— То, о чем вы говорите, как я понимаю, в NBA — прописные истины. А есть ли что-то в США, чего нам никогда не догнать?


Тимур: Если мы говорим про шоу-составляющую, то разница только в том, что у нас на Матче звезд L’One, а у них — Jay-Z.

Василий: Инфраструктура и игроки. Вот в этом разница.


— Разве нет молодых игроков, которые выросли на NBA и рэпе?


Тимур: Есть, но они все закрыты. В компании они могут быть интересными, но не на публику. В том числе потому, что и пресса у нас не всегда профессионально работает. В погоне за красивым заголовком некоторые журналисты могут что-то додумать за игрока и его подставить.


— Что вы можете сделать, чтобы хоть как-то поменять ситуацию?


Василий: Лига — это регулятор, который задает правила поведения. Но исполнение регламентов и желание развиваться — исключительно клубная история. Фактически, надо менять ментальность менеджеров, заставлять конкурировать не в спорте, а вне площадки: кто сколько заработал, у кого больше болельщиков и так далее. Тогда баскетбол начнет продаваться.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"