Тексты
19 декабря 2014
Kто снимает клипы отечественным рэперам
К кому обращаться, если вы хотите снять хип-хоп клип
Текст: Ринат Тукумбетов
О Павле Худякове и Рустаме Романове вы наверняка слышали. А вот еще шесть режиссеров, благодаря которым клипы отечественных рэп-артистов выглядят лучше, чем могли бы. The Flow рассказывает о тех, кто стоит за видеоработами Кравца, 25/17, Наума Блика, Гуфа и the Chemodan.Андрей Давыдовский
Кто такой:
Московский фотограф, художник, дизайнер, режиссер. В объективе Андрея девушки становятся женственнее, а мужчины — брутальнее. Он снимал как обложки глянца, так и каверы для альбомов рэперов. А еще клипы для Басты, 25/17, Жары и группы Brutto.
Прямая речь:
"Момент, когда я начал работать с видеоформатом, настал сам-собой. Как естественное продолжение моего пути в фотографии. У большинства фотографов, много снимающих музыкантов (имею введу моих западных коллег), рано или поздно, картинка начинает двигаться. Для меня это было очень органично. Тем более, что до клипов у меня уже был большой опыт работы с видео в рекламе — черное пятно моей биографии, как я шутя его называю. Там я получил большой опыт съемочного процесса как такового, на всех его стадиях: от сторибордов и PPM-ов до монтажа и озвучания, пройдя все круги ада, от раскадровщика до режиссера и творческого директора видео-продакшна.
Приоритет у меня, как у клипмейкера, всегда был один — достижение максимально возможного результата при так или иначе ограниченных возможностях и ресурсе. У нас с 25/17 многолетнее сотрудничество, многолетний творческий процесс, с самого начала их московского периода. Фактически, мы вместе формировали их визуальную эстетику, которая впоследствии, как оказалось, повлияла и на многих молодых русских рэп артистов, и на жанр в целом.
При создании видео-версии "Подорожника" мне довелось визуализировать две серии ("Поезд" и "Зима-мама") Кроме этого я выполнял функцию арт-директора проекта. Так как работало несколько автономных съемочных групп, "фильм" нужно было приводить к общему знаменателю. Не нарушая при этом чужих замыслов и не доминируя своим стилем и взглядом. Второй задачей было грамотно вписать мои истории, стоящие некоторым образом особняком, ввиду визуальной подачи, в общую канву. Насколько это удачно получилось, судить уже зрителю".
Алина Пязок
Кто такая:
В портфолио жительницы Санкт-Петербурга мы видим: сотрудничество с Alai Oli, фотоотчеты с фестивалей и концертов, работа на лейбле "Газгольдер", съемки "Спасибо, Ева!" и "Версуса", клипы для групп Little Big, Animal Jazz, Amatory, the Chemodan, Джамала, Хамиля и десятка других артистоа.
Прямая речь:
"Рэп-исполнителей надо понять и быть с ними на одной волне. Со всеми работается по-разному, у каждого своя история. Они все очень интересные как персонажи, очень хотелось бы не ограничиваться только клипами. Идеи? Всё это зависит от исполнителя и песни. Иногда сразу. Иногда смотрю кучу референсов, советуюсь с людьми. Просто я не знаю, как рождаются идеи".
Иван Золотухин
Кто такой:
Родился в Екатеринбурге, живет в Москве. Режиссер анимационного кино. Работал на Свердловской киностудии и на телеканале 2x2. Занимается продвижением российских фильмов на международные кинофестивали. Экранизировав песню Наума Блика, основанную на стихотворении поэта Саши Черного, Иван защитил диплом во ВГИКе.
Прямая речь:
"Передо мной стоял вопрос: может ли авторская анимация быть востребованной или сколько-нибудь популярной? Казалось, что может. Связался с Димой (Наум Блик), предложил совместный проект — по рукам. На "Бродского" клип уже был, поэтому остановились на "Черном".
Работа заняла почти год, поэтому благополучно сорвали все мыслимые сроки премьер. Были периоды, когда отходили от работы, и периоды, когда работали взахлеб. Технологически это сложно: рисовали анимацию на кальке, фазовали и прорисовывали, затем сканировали, убирали фон и только в конце совмещали в финальное видео, добавляя эффекты.
Тогда еще не было краудфандинговых платформ, поэтому очень криво собирали деньги через блог на тумблере, чтобы оплатить труды аниматора и фазовщика. Отсюда и собрали около 15 тысяч, да и то основную часть пожертвовал друг, который выиграл на ставках на футбол. Я понял, что попадание в аудиторию есть, когда клипом стали делиться Вконтакте парни с автоматами на аватарах.
С "Колхозниками" (клипом Кровостока) была другая ситуация — делал быстро и все сам. Выложил в сеть и на следующий день позвонил Дмитрий (Фельдман), сказал, мол видели клип, спасибо, попадание 95%, мы ведь тоже художники, ты знаешь. От "Колхозников" осталась из ВГИКа статуэтка человека с киноаппаратом, оценило студенческое жюри".
Таир Мамедов
Кто такой:
Родился в Баку, работал в Москве, снимает фильмы в Лос-Анджелесе. Как клипмейкер Таир причастен ко многим видеоработам, в числе них клипы Jukebox Trio, Кравца и Жени Дидура.
Прямая речь:
"Много раз переслушиваю песню с закрытыми глазами — ловлю ассоциации. Подмечаю интересные находки в интернете на разных сайтах, сохраняю себе в папку "Идеи для клипов". Главное — чтобы нравилась песня и была крутая атмосфера на съемках. А с этим у нас всегда в порядке".
Сергей Легкий и Артём Атом
Кто такие:
Двое самобытных клипмейкеров, решивших в один момент объединить усилия. Теперь под вывеской Onedar Films они снимают видео Кажэ Обойме, Криплу, Гурмэ, Гуфу.
Прямая речь:
"Рэп-исполнители в плане "съемки" делятся на два класса. Первые — это те, кто относятся к этому как к работе, ответственно-заинтересованные, очень творческие, готовые в любой момент включиться в процесс. Вторые — те, для кого это хихоньки-хаханьки, выпить-покурить, лишь бы снять.
Со вторыми наши дороги со временем начали расходиться. В какой-то момент мы поняли, что если хотим расти - то должны достигать синергии с исполнителем в плане результата. Признаемся: в клипе Смоки Мо отплясывали настоящие индейцы, а в видеоприглашении The Chemodan у девочки в руках реальная базука.
Мария Унжакова и Павел Сидоров
Кто такие:
Не просто клипмейкеры, а еще и супруги. Именно они затащили Сергея Мезенцева в видео группы Ленинград, именно они сняли Евгения Гришковца в ролике "Видеть жизнь".
Прямая речь:
"На самом деле, мы достаточно быстро определяемся с тем, что будет происходить в клипе, как мы это снимем и где. От момента когда мы послушали песню и до окончания съёмок прошло дней десять.
Вообще, снимать клип одним кадром — не самая простая в техническом плане задача. Процесс работы строится примерно как в театре: ты очень долго репетируешь, а потом всё оживает. Из семи дублей два запорол я, ещё три — лошадки, из оставшихся двух мы выбрали финальный.
Помню, что мы были на локации в 17:00, а "мотор" у нас был в 2:00. Больше всех было жалко ребят из массовки. Чтобы согреться, они жгли костры, обстановка напоминала пионерский лагерь. Вообще, с рэп-исполнителями достаточно трудно работать. Есть определённые рамки, в которые сами себя загоняют артисты. Или материал диктует что-то не совсем интересное. К счастью, у нас была полная свобода действий, ну и музыка, что порадовало, помогла сделать интересный проект».
Самое популярное за неделю