Тексты
Интервью: Кирилл Бусаренко

"Многие вещи, которые делает Оксимирон, псевдоинтеллектуальны". Интервью с Гришей Мастридером

Обсуждаем итоги года с автором ютуб-канала "Книжный чел".

Гриша Мастридер был одним из первых, кто стал заниматься блогерством в телеграме, но сейчас его, вероятно, самый известный проект — канал "Книжный чел". На нем Мастридер говорит о литературе, делает подкасты с учеными и рэперами (Ресторатор, Шокк, Замай), а также обсуждает тренды развития общества. В большом интервью мы подводим поп-культурные итоги года, много советуем из литературы на праздники и ругаем Оксимирона (на самом деле не совсем).



— Давай проясним для читателей твой бэкграунд. Ты же победитель шоу “Умницы и умники”.

— Я из простой семьи, вырос в Калининграде. Мне всегда нравилась история и литература. Когда я учился в школе, мечтал о том, как поступлю в классный столичный вуз и получу качественное образование, но платное обучение ни в одном из топовых вузов моя семья не могла себе позволить. Пришлось участвовать в олимпиадах, чтобы обеспечить себе поступление на бюджет. Как победитель “Умниц и умников” и нескольких других всероссийских олимпиад, я получил право бюджетного поступления на любой факультет МГИМО.


— Ссыкотно стоять перед камерами, когда еще и твое будущее решается?

— Конечно, ссыкотно. Мандраж. Но когда выходишь на сцену, все отступает, пробуждается азарт — это же соревновательное шоу. Ты баттлишься с другими участниками.


— Ты помнишь финальный вопрос, который пульнул тебя на бюджет в МГИМО?

— А не было финального вопроса. В финале я почти сразу набрал необходимое для победы количество ключей и побил рекорд передачи — обычно хватает одного или двух, а у меня было шесть ключей.


— Сколько тебе было на тот момент?

16.


— Есть такой стереотип, что у начитанных детей хуже складываются отношения со сверстниками. Про тебя?

— Не сказал бы так. Я, конечно же, был книжным челом, но при этом про спорт и общение со сверстниками тоже не забывал. Был членом школьной сборной по физкультуре, мы ездили на всероссийские соревнования. Мне кажется, книги ничего не отменяют в твоей жизни – ты можешь быть обычным чуваком без soft skills, можешь – книжным задротом без soft skills, а можешь быть и книжным челом с развитыми социальными навыками. Не сказал бы, что у меня было с этим всё идеально, но я был достаточно неплохо социализирован.


— Ты же юриспруденцию изучал в универе?

— Международное право. В дипломе написано “Юрист со знанием двух иностранных языков”: английский и немецкий. Специализировался на финансовом праве.

На третьем курсе я полгода учился в Марбурге, в Германии — мы задружились с деканом местного юрфака, он позвал на стажировку. Правда, большую часть времени там я тусил с латиносами и путешествовал автостопом по Европе.

Потом я несколько лет работал в московском офисе одной престижной американской юрфирмы. Частые командировки: Лондон, Берлин, СНГ. Писали законы для разных стран, сопровождали юридически крупные инфраструктурные проекты по строительству школ, больниц, мостов и прочего.






— А как тебя засосало в телеграм-движуху?

— Я еще в студенчестве вел паблики про музыку и кино, а в 2015 году создал “Мастриды” — паблик ВК. Решил распространять идеи рациональности, трансгуманизма, нонконформизма, эффективного альтруизма и прочие близкие мне ценности. Внезапно для меня посты начали вируситься, а люди — подписываться, хотя изначально это был анонимный паблик для друзей. Потом в телеграме появился функционал каналов, и я создал канал “Мастриды” там я как раз был одним из первых, кто занялся там авторским блогингом.

Сначала просто дублировал туда контент из паблика ВК, потом увидел рост и стал серьёзнее к этому относиться и вкладывать деньги в рекламу. Сначала у меня был один канал, потом создал второй, потом еще несколько, парочку выкупил. И в итоге получил медиабизнес на 200+ тысяч подписчиков.


— Когда ты решил уйти с довольно теплого местечка?

— Действительно теплого. Я делал в юрфирме стремительную карьеру, наша команда входила в международные рейтинги как одна из ведущих в России и СНГ. Но это не то, что меня драйвило. Был ли я хорош в своём деле? Да. Зарабатывал ли большие бабки? Да. Был ли счастлив? Скорее нет.

Постепенно мои медиапроекты стали приносить примерно сопоставимые суммы, я сформировал финансовую подушку, чтобы в случае закрытия телеги я не остался без средств. И в начале 2018 написал заявление об увольнении. Тогда уже наше государство пыталось закрыть телеграм, но я проанализировал ситуацию — понял, что все будет работать, а грамотные подписчики воспользуются VPN и прокси. Но даже этого, к счастью, не понадобилось.

Сейчас телеграм уже не моя основная площадка, но я не запускаю его и продолжаю вести каналы здесь.


— А как тебе рэнт Дурова про “либо свободные выборы, либо свободный телеграм”?

— Тяжело его осуждать. Все IT-компании вынуждены действовать в условиях закручивания гаек. Google или Facebook тоже ведут переговоры и прогибаются под требования, например, Китая. Просто этот случай показал, что Дуров никакой не криптоанархист и революционер, показывающий “фак” ребятам из Mail.ru. Он не так уж и сильно отличается от Цукерберга или Дорси — это техномагнат, который не хочет терять бабки.


— Сейчас подходящее время, чтобы пытаться двигаться в телеграме?

— Если речь идёт о том, делать ли телеграм основной площадкой, то точно нет. Если ты хочешь быть блогером в 2022, естественно, нужно идти в тикток. Бесплатные подписчики, приобретаемые благодаря алгоритмам — такого нигде больше нет в таком масштабе. Это очень эффективно с точки зрения возврата вложений времени и сил.

Мне 28 лет, я уже не такой легкий на подъем, как самые молодые трендсеттеры, поэтому поздновато зашёл в тикток — только в марте 2021-го. Но за это время уже набрал около 65 тысяч подписчиков без рекламы, публикуя по одному короткому ролику раз в пару дней. Для моей ниши это много — с интеллектуальным контентом, конечно, продвигаться сложнее. Но, в отличие от тиктока, в телеграме я бы в 2021 году так быстро с нуля подписчиков не набрал — там от тебя с каждым постом небольшая часть подписчиков отписывается, а в тиктоке с каждым новым видосом, наоборот, подписываются.


— Ты часто слышал фразу “да там же одни дети сидят, твой контент не зайдет”?

— Последнее опровергается тем, что у меня уже несколько роликов-миллионников. А любому скептику предлагаю посмотреть статистику по аудитории тиктока. Самая большая возрастная группа— от 25 до 34. Даже Познер уже завел тикток.





— Давай перечислим все твои проекты и площадки.

— Ютюб-канал “Книжный чел” на 185 тысяч подписчиков. Наверное, большинство из читающих знает меня именно по нему. Напишите в комментариях (смеется).

Подкаст “Терминальное чтиво”, где мы с моим соведущим Александром Фарсайтом обсуждаем инсайты, исследования и тренды развития общества вместе с приглашенными гостями из самых разных сфер – музыкантами, учёными, стартаперами, блогерами и так далее.

У меня есть ещё англоязычный ютюб-канал для международной аудитории, но он пока на паузе – в следующем году поеду на месяц в Калифорнию записывать для него контент, хочу записать штук 10 видеоподкастов с учеными и технологическими предпринимателями. Уже договорился, например, с профессором Робертом Сапольски.

Ещё у меня есть телеграм-канал “Мастриды”, где я публикую интересные лонгриды на разные темы — с него всё начиналось. Плюс телеграм-канал с рекомендациями лучших видеороликов “Маствотч” и ещё несколько других телеграм-каналов.

Плюс мой инстаграм, посвященный интересным и полезным книгам, трендам развития общества и продуктивности. Ну и фристайлю там в сториз периодически.

Плюс Тикток и ВК.

Ещё у меня есть онлайн-образовательный проект “Академия Мастридера”. Это онлайн-университет, который учит миллениалов софт-скиллам, помогающим стать успешнее, продуктивнее, счастливее и конкурентоспособнее в мире будущего. Там есть курсы от меня и от других толковых ребят: учёных, режиссёров и так далее.

Ещё я создал среди своих подписчиков закрытое сообщество платных подписчиков на Patreon на 400+ человек. У нас есть система закрытых чатов, свой книжный клуб и регулярные встречи.

Помимо прочего, я партнёр консалтинговой фирмы Rights Business Standard, руковожу там командой. В 2018 году я ушёл из работы по найму, но полностью юриспруденцию не покинул – меня позвали возглавить команду в качестве партнёра, и я совмещаю эту деятельность со своими медийными проектами.

Ещё как отдельное направление моей деятельности можно выделить ведение мероприятий и публичные выступления — например, недавно я вел онлайн-форум ReForum на 4 млн онлайн-зрителей.


— Что из этого приносит больше?

— Зависит от месяца. В последнее время три основных источника дохода – это доходы от рекламных и амбассадорских контрактов, ведение ивентов и Академия Мастридера . Например, мой курс по продуктивности “Система Мастридера” уже прошло около тысячи человек, очень хорошие отзывы от людей со встроенным детектором буллщита. Средняя оценка курса от участников по его итогам – 9 из 10. На курсе я помогаю выстроить под себя свою систему продуктивности на основе уже существующих. Я сам склонен к прокрастинации — если бы не система, мне был бы полный ******. А она мало того, что помогает со всем справляться в срок, при этом еще помогает не перерабатывать и жить в гармонии и балансе, не забывая об отдыхе, саморазвитии и других важных вещах. На самом деле это тоже часть биохакинга, о котором я часто говорю – просто это хакинг своего ритма жизни и своего стиля организации дел.


— Объясни понятным языком, что такое биохакинг.

— Ты спросишь разных биохакеров, что такое биохакинг, и они дадут разные ответы. Для меня это возможность оптимизировать организм — например, лучше себя чувствовать, лучше высыпаться, лучше справляться со стрессом. Кто-то может вспомнить про миллионы законных и незаконных веществ, но биохакинг не обязательно должен включать медицинские интервенции.

Я считаю, биохакинг должен начинаться с базовых вещей — налаженный режим сна, питания, физической активности. А потом уже начинаются более серьезные интервенции— и тут возникает вопрос, что научно и что ненаучно. Поэтому, если вы читаете какой-нибудь пост Павла Дурова, лучше потом почитайте пост какого-нибудь врача со ссылками. У меня был ролик, где я разбирал его тейк про “нужно жить одному” и так далее.




— А ты консультируешься с учеными, когда делаешь контент?

— Когда я делал курс “Система Мастридера”, сам перелопатил кучу научной и научно-популярной литературы и исследований. И много консультировался с учеными и врачами. А недавно у меня в Академии Мастридера запустился курс по брейнхакингу от психофизиолога Полины Кривых, она стажировалась в Гарварде и преподает в “Вышке”.


— Приведи пример, как биохакинг помог конкретно тебе.

— Когда четыре года назад я ушел из юрфирмы, у меня внезапно появилась возможность распоряжаться собственной жизнью — я больше не работал по 80 часов в неделю с постоянными командировками. И я начал ставить эксперименты над собой — например, тестировать, когда лучше просыпаться, когда вставать. Раньше я ненавидел утро, а сейчас встаю заряженный и выспавшийся, наладив режим. Похудел с 86 до 72 кг за год — в юрфмирме многие толстеют, и я тоже поднабрал за годы работы там, но после ухода из найма наладил грамотную стратегию питания, физической активности и сна, и смог вернуть здоровый вес. А ещё я считаю биохакингом, например, лазерную коррекцию зрения, благодаря которой я теперь хожу без очков или линз, и лечение акне, в результате которого я сильно улучшил состояние кожи.


— В психологии есть понятие “рутина”, то есть распорядок, который приводит мозги в порядок. У тебя есть такое?

— Вообще, это зависит от человека. Кого-то типичность каждого дня приводит к монотонии и выгоранию. Я вот не из тех, кому хочется, чтобы каждый день был днем сурка, но свои ритуалы есть.

Я почти каждый день прописываю китайские иероглифы. Каждый день читаю, стараюсь читать перед сном по полтора часа. То есть это рутина по потреблению контента. Мне нравится медитировать. Гуляю — собака этому способствует, я в парках во время прогулок провожу созвоны или слушаю подкасты. И на турнички хожу.


— Как ты решил делать ютуб про книги? На первый взгляд кажется, что это не контент для масс.

— По факту так и есть. 180 тысяч подписчиков не огромная цифра. Но это дело моей жизни, как бы громко это ни звучало. Не обязательно рекомендации книг, а распространение инсайтов в целом. Я не могу этим не заниматься (смеется). Это то, что заставляет меня с энтузиазмом вскакивать с кровати.


— К тебе же приходят рекламодатели?

— Да, у нас их много разных. Mercedes, Яндекс, банки разные.


— Что важнее. Массовость или уникальность контента?

— Бывают разные метрики. Иногда рекламу покупают, чтобы получить конкретные продажи, а иногда — чтобы повысить узнаваемость бренда. Или, например, сделать крутой спецпроект. У разных рекламодателей разные стратегии. Но в целом иметь нишевый блог — это прикольно. Если тебя смотрят образованные миллениалы из Москвы и Питера с зарплатой от 100 тысяч в месяц, то это крутая аудитория для рекламодателей. Если блог для музыкантов, для него тоже найдутся рекламодатели, которым будет куда менее выгодно идти за интеграцией к какому-нибудь Дудю.

Я бы все равно советовал начинающим блогерам идти в тикток, потому что в ютубе сейчас сложнее продвигаться. Но можно и совмещать. Мультиплатформенность — это всегда хорошо.





— Сколько ты прочитал за год?

— Чуть больше 50 книг. Вообще, мы с девушкой запланировали взять с собой кучу книг в поездку на Бали, там как раз 10 дней карантина при въезде.


— Что преимущественно читаешь?

— Нон-фикшн, хотя и художки много. В последнее время стал больше читать современной научной фантастики, в том числе потому что планирую взять интервью у нескольких фантастов. Недавно вот общался с китайским писателем…


— Лю Цысинь (автор известной трилогии "Воспоминания о прошлом Земли" — прим. The Flow)?

— Не, Чэнь Цюфань. Лю Цысинь называет его своим протеже, самым горячим фрешменом в китайском sci-fi прямо сейчас — очень советую его “Мусорный прибой”. Мой китайский пока не очень хорош (смеется), поэтому будем общаться на английском для “Книжного чела”.

Еще недавно прочитал “Ложную слепоту” Питера Уоттса, впечатляющий hard science fiction. Это фантастика с сильным уклоном в науку, книга про взаимодействие человечества с пришельцами, которые появились в Солнечной системе.


— Там же в конце еще приведен список научной литературы со ссылками?

— Да, огромный. В ближайшее время много планов на ликвидацию пробелов из художественной классики. Например, беру с собой на Бали “Улисса” в оригинале, буду пробовать осилить.


— Кто из гостей интервью и подкастов тебя сильнее всего впечатлил?

— Таких много. Из последних могу назвать Идущего к реке, специально к нему летали в Краснодар. Невероятный человек. Намного более глубокий, чем может показаться.

Было много крутых зарубежных спикеров. Питер Сингер, который занимает первые места в рейтингах самых влиятельных философов современности. Автор идеи эффективного альтруизма и вдохновитель движения борцов за права животных— многие люди из-за него стали вегетарианцами и веганами.

Еще Обри ди Грей, похожий на Гендальфа бородач, который был пару раз у Джо Рогана в подкасте — в “Книжном челе” мы с ним общались про трансгуманизм и борьбу со старением.


— Когда-то существовал стереотип, что любимая книга русского рэпера — это “Мастер и Маргарита”. У тебя были Schokk, Ресторатор, Замай и другие – кто больше впечатлил?

— Разные бывают рэперы. Думаю, если придет кто-то из РНБ Клуба — no disrespect — будет названо меньше сложных книг. Меня сильно впечатлила эрудированность Андрея Замая — “один из самых мощнейших”, как сказал бы OG Buda. Вот у него действительно нестандартные и хорошие книжные рекомендации. Хотя остальные ребята из названных тоже хороши — и с Рестором, и с Шокком отличные получились выпуски.


— Ты ведь автор фильма “Баттл”. Как это получилось?

— Я фанат баттлов с 2014 года. Смотрел сначала Versus, потом Slovo и SlovoSPB. Был период, когда вообще ни одного баттла не пропускал. Мне казалось это новой русской словесностью, да и сейчас кажется. И я решил сделать фильм про этот пласт культуры.

Однажды я сидел изрядно подвыпивший с Федей Букером и Александром Фарсайтом рядом на бетонном парапете рядом с баром “1703”. До этого мы кутили несколько дней подряд, зависали с разными ребятами из баттловой тусовки. И вот я сижу, уже даже лежу на бетоне, очень уставший, но внутри кипит восторг — я ощутил, что вокруг вершится история и я просто обязан снять про это фильм, запечатлев её.





— Там поэтому так много Букера?

— Я решил, что Федя будет идеальным ведущим. Он харизматичный рассказчик. Вопросы за кадром задавал я — был тогда еще анонимным блогером и не хотел, чтобы в юрфирме узнали про мою параллельную деятельность. Это был 2017-ый, мы начали снимать фильм ещё до баттла Славы с Мироном.


— Почему баттлы загнулись?

— У футурологов есть инструмент оценки технологических трендов — называется кривая Гартнера. Любой тренд проходит этапы: сначала о нём не знает никто, кроме узкого круга экспертов, потом он начинает локально хайпить, потом идет внезапный стремительный рост популярности, а затем – резкое падение, после которого технология либо загнётся, либо продолжит расти более скромными темпами. Так было с биткойном, например. Вот баттлы были на пике во время баттла Мирона со Славой, но уже тогда было понятно, что круче не будет. И в конце 17-го года все спикеры моего фильма говорили, что эта история станет нишевой.


— Кто был лучшим баттловиком того времени?

— Наверное, Слава КПСС. Я бы ещё включил в топ-3 МЦ Похоронил и Vs94ski.


— Ты в курсе, что твой контент смотрит Оксимирон?

— Да, Ресторатор говорил на каком-то стриме. Я писал Мирону после выхода клипа-исповеди, звал к себе, но ответа не получил.


— Тебе Шокк дал его номер?

— У меня есть свои источники (смеется). Я же зову к себе разных чуваков. Умею добывать контакты.


— Оксимирон “Кто убил Марка?”, Шокк “Gestalt”, Слава КПСС “Жертва”. Выбери по принципу “fuck, marry, kill”.

— Скажу так, Слава записал свой типичный дисс: мощный, жесткий, хлесткий. И во многом по делу.

Шокк написал один из своих сильнейших треков — я жалею, что он не наберет столько же просмотров, сколько клип Оксимирона. Это не дисс и не “ответ Мирону”, как охарактеризовали этот трек многие. Это просто высказывание о том, как он прожил всю эту ситуацию.

С Оксимироном — это смесь, как сказал Дима, ситуативного маркетинга и искреннего высказывания. Просто Мирон как тонко чувствующий медиаполе трендсеттер воспользовался этим поводом, чтобы похайпить. В любом случае респект ему за осознанность и популяризацию психотерапии— это взрослое решение. А стигматизировать людей и хейтить его за это некрасиво.

Отвечу на твой вопрос – наверное, все эти три трека надо слушать вместе, чтобы сложить мозаику.


— Зачем ты диссил Мирона Яновича на 17 Независимом?

— Это так давно было, дай вспомню… Ну задел его в одном панче. Это же баттл-рэп, мне его хвалить надо было что ли (смеется)?


— Ты его как-то назвал псевдоинтеллектуалом. Почему?

— Он интеллектуал, но многие вещи, которые он делает — псевдоинтеллектуальны. Возьмем вот недавний альбом с попыткой впихнуть максимальную плотность неймдроппинга на строчку. Зачастую это оказывается рифмой ради рифмы. Могу ошибиться с точностью цитаты, но там было “Я сторителлер, Норман Мэйлер, Кори Тэйлор” — один писатель, второй участник Slipknot. Почему Оксимирон сравнивает свой сторителлинг именно с этими ребятами? Да тупо ради мультисиллабической рифмы. И такого там много. Я сделал у себя на “Книжном челе” целый обзор альбома, где разобрал много таких моментов.

Надо признать, на альбоме были и классные языковые находки и панчлайны — про Йозефа Бойса очень крутой панч, например. Окси может, когда старается. Но, увы, на “Красоте и Уродстве” есть ощущение, что постарался он недостаточно.


— У кого неймдроппинг круче — у Славы или Мирона?

— Мне кажется, что Слава в целом более талантлив, просто он не очень эффективно распоряжается своим талантом. Энергетики, злости и витальности в нем больше. Оксимирон — сытый петербургский интеллигент, уже ставший частью богемы, которую он когда-то высмеивал. Теперь ему уже тяжелее делать рэп как на замечательном “Вечном жиде”.


— При этом “Красота и уродство” позиционируется как сиквел.

— Это все же другое. “Вечный жид” в моем рейтинге русскоязычных рэп-альбомов точно будет на первых местах. Сейчас Мирон играет в первую очередь роль инфлюенсера — человека, которого все хотят видеть у Дудя как никого другого. Это в каком-то смысле объединяющий общество лидер, практически “совесть нации”. Но подозреваю, что в истории он хочет остаться в первую очередь как великий музыкант или поэт. Но времена, когда он существенно влиял на русский рэп и словесность, как мне кажется, уходят в прошлое.





— Давай под конец подведем с тобой поп-культурные итоги года. Начнем с литературы. Что тебе зашло в этом году?

— Из художественной – очень классный роман “Риф” Алексея Поляринова про секты, из молодых писателей Алексей – один из самых мощных.

Еще “Сад” Марины Степновой — действие разворачивается в XIX веке и роман как будто писали в то же время, очень крутое продолжение русской литературной традиции с отсылками к русской классике.


— То есть примерно как Водолазкин писал “Лавра”?

— Ну, да. Водолазкин мне тоже очень нравится. “Лавр” — мастрид.

Еще Федя Букер “Морда”, сборник мощных стихов. Я с ним общался о поэзии в “Книжном челе” — советую посмотреть.

Если брать нон-фикшн, отмечу книгу Стюарта Рассела “Совместимость. Как контролировать искусственный интеллект”. Очень захватывающе про риски появления сверхмощного ИИ. Местами немного пугающе.

На русском еще скоро должна выйти “The Precipice: Existential Risk and the Future of Humanity” Тоби Орда. Книга оксфордского философа про то, какие экзистенциальные риски угрожают человечеству и могут привести к его вымиранию и о том, что с этим делать. Я читал в оригинале, очень понравилась.

Ещё в этом году допечаталось на английском новое издание “Трансметрополитена”. на русском перевод тоже издан. Это графический роман про антиутопическое будущее, там ещё главный герой Спайдер Иерусалим частично списан с Хантера Томпсона.


— И его неймдропнул Оксимирон.

— Кстати, панч был хороший. Спайдер Иерусалим — харизматичный засранец с тягой к веществам и нарушениям журналистской этики. Но при этом его обожают за его честность и смелые журналистские расследования. Все это на фоне киберпанка, бионических протезов и виртуальной реальности — а все это было написано в конце 90-х. Очень многое предсказал автор Уоррен Эллис. Он еще недавно сделал мультсериал “Кастлвания”, кстати.





— Давай топ фильмов или сериалов.


Расскажу о фильмах и сериалах, которые впечатлили меня в этом году. Безусловно, “Дюна”. Читайте сначала книгу — иначе не так кайфанете.

В этом году посмотрел “Дьявол всегда здесь” на Netflix с Паттинсоном и Холландом. Мощный закрученный триллер с параллельными таймлайнами и религиозной темой.
Ещё очень советую документалку “Fathom”, но она доступна только на Apple TV. Это фильм про исследовательниц языка китов, которые ездят по всему миру и пробуют вести коммуникацию с ними. Невероятно красивый и вдохновляющий фильм. Топ документалок этого года.

Посмотрел только в этом году “Ковбоя Бибопа” — невероятный вайб, очень стильный сериал. Но только смотрите оригинальное аниме, а не новую версию от Netflix.

Еще очень посоветую израильский фильм “Очень плохие парни”, который Тарантино назвал одним из своих любимых. Кино про маньяка с литрами достаточно обоснованной крови. Крутейший каст и мощнейший сторителлинг.


— Топ любимых альбомов.

Я много чем заслушивался в этом году, и в большинстве своём это был не рэп и это были не альбомы 2021 года, а музыка более ранних эпох — например, “American Water” Silver Jews или “Ys” Джоанны Ньюсом. Оба альбома очень люблю и всячески рекомендую.

Но чтобы не распыляться, назову свой топ-5 альбомов 2021 года, тут как раз в основном будет рэп:

Tyler, the Creator “Call Me If You Get Lost”.

Kanye West “Donda”.

J. Cole “The Off-Season”.

Brockhampton “Roadrunner”.

И еще я фанат Radiohead, поэтому добавлю пятым пунктом к списку вышедшее в этом году переиздание альбомов “Kid A Mnesia”.

Из русского рэпа 2021 года советую присмотреться к раундам группы "Братья Жемчужные" на 9-ом Независимом онлайн-баттле Хип-Хоп.ру. Это анонимный коллектив, но вы наверняка узнаете голоса некоторых его участников (улыбается)


— Ты геймер? Во что-то играл в этом году?

— К сожалению, на это не остается времени. Но недавно я несколько часов провел за Disco Elysium по наставлению Букера и Пирокинезиса. Про нее еще говорил Алексей Сальников в “Книжном челе”. Теперь я понимаю, почему ее так хвалят — удивительный сторителлинг и гейм-дизайн. Но, боюсь, не пройду её до конца — жаль тратить столько времени.





— И теперь главное. Нам нужно выбрать настроение на 2022 год. “***** локдаун, сука, гет даун” или “Мой *** крепкий, как хозяйственник”?

— (смеется) Мой *** крепкий, как хозяйственник, естественно!

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку