Тексты
Текст: Николай Редькин

10 хороших песен Матранга для тех, кто все еще знает его по одному хиту

За три года этот артист прошел большой путь как музыкант — вот доказательства.

Матранг прогремел на всю страну в 2018 году благодаря песне “Медуза” — ставшей для него подарком и проклятием. Всю последующую карьеру он пытался уйти от главного своего хита, и, видимо, окончательно от него устал: на новом альбоме “Три” в разговорных скитах он даже отказывается о ней говорить (“Песня, название которой нельзя произносить вслух”). Сейчас он сознательно ушел в более эстетскую и мало на что похожую музыку, реформировав и свою фанбазу — все это тоже можно узнать из скитов, где он коротко рассказывает о творческом методе.

Мы вспомнили 10 песен Алана Хадзарагова, которые показывают его эволюцию как артиста: от танцевальной музыки — к арт-попу, от хитов для радио — к песням не для всех. И которые не называются “Медуза”.

Все песни можно послушать в плейлисте на Apple Music (там их девять, потому что одной нет в стриминге).










Кино






Вышедшая в “домедузный” период песня с айфонным клипом сейчас слушается как первое приближение к тому стилю Матранга, который раскроется позже. Гипнотический мерный бит, чья задача не перетягивать на себя внимания, а выгодно оттенить голос. Исполненный во вкрадчивой манере (тогда ее непременно сравнивали с Цоем) припев. В текстах никакой конкретики, только абстракции — свет, планеты, камни, луна, небо, дали.





Вода






“Вода” тоже была написана до попадания на “Газгольдер”, но вошла в первый альбом Матранга “ЭЙА” (2018 год). Снятый на VHS-камеру клип дает странный ностальгический эффект — как будто с кассеты смотришь переписанное туда видео из 90-х. Выдает только современный звук.




Камень






В начале 2019 года Матранг без громких анонсов выпустил второй альбом “DA”. На нем он пошел еще дальше, от хитов для стриминг-сервисов в сторону неизведанных полей — самых гипнотических поп-песен 90-х. Например, в песне “Камень” он по-волчьи воет, рычит, как молодой Максим Фадеев, и поет тарабарщину на неизвестном языке.





Знаешь, как






Бит, играющий будто из соседней комнаты; отстраненное пение Алана; спотыкающееся хаус-фортепиано, возникающее в середине. К музыке Матранга обычно лепили эпитет “лунная”, вот и здесь песня очень ночная: он поет, словно бы пытаясь не разбудить никого в комнате.





Бронза





“Альбом настолько странный, что он априори не мог понравиться всем”, — говорил Хадзарагов в интервью про пластинку “DA”.

После нее он сосредоточился на синглах — и в 2019 выпустил их столько, что хватило бы еще на один альбом. Так он готовил слушателя к стилевому разбросу: выпускал и привычные ему аптемпо-вещи, и медляки, и что-то совсем странное. “Бронза” — самая подходящая для танцполов песня из этой серии: с синтезаторным арпеджио и эйсидовым басом она сама по себе звучит как ремикс.




Дурень





Воздушная песня, где от того, как Матранг произносит слова, сразу меняется настроение. А еще тут он находит свой язык — вольный, но поэтичный. “А за мной гонится следом агрессивный такой закат”, “Но нервы опять халтурят” — когда он с надрывом и сквозь зубы произносит эти строчки, картина вмиг становится осязаемой и трехмерной.




Привет






Фит с Бастой, по словам Алана, был задуман за несколько лет до попадания артиста на Газгольдер. Видимо, это пример материализации мыслей — в итоге фит случился. В нем — две истории про сложную юность. Оба артиста здесь печальны, но по-ностальгически светлы.





Мой сон





Свой последний на момент выхода текста альбом “Три” Матранг спродюсировал сам — в скитах он рассказывает, что это было творческим вызовом. Скита три, потому что альбом тематически разделен на три части (в каждой по четыре песни — прошлое, настоящее и будущее). Первая вспоминает рэп-молодость Алана, но даже рэп тут не такой, к какому мы сейчас привыкли. “Мой сон” звучит как замедленный брейкбит, с каждой минутой прибавляющий в напряжении. Структура песни тоже нелинейная: сперва длинный куплет, потом артист начинает распеваться, вот тут-то и приходит магия.





Дым





Любителям Матранга танцевального тоже было чем поживиться на альбоме. Самой хитовой песней там кажется “Дым”. Следить за манерой пения Матранга и его артикуляцией по-прежнему одно удовольствие: тут он, например, каждый раз по-новому произносит слово “дождь”.





Засыпай






Третья часть альбома “Три” носит подзаголовок “Исповедь” — в ней Алан отпускает все внутренние ограничители. Лунная (все-таки от этого никуда не деться) колыбельная “Засыпай” — идеальный альбомный финал. Прошептав жуткое, но эффектное признание “Я уже давно вожусь со своим сознанием, я устал от него немного”, голос Матранга начинает тонуть в гудении баса и эмбиентных красотах.






Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы