Тексты
Текст: Кирилл Бусаренко, Андрей Никитин

Кто такие и чем известны нефоры

И как понять, что ты — нефор

Когда Kizaru покрасил волосы в красный, комментаторы писали ему: "Нефор!" Этим же словом Хасбик обзывал ведущих ЧБД, а юный рэпер Baby Melo — молодых рэперов Kai Angel и 9mice. А когда весной родился медиавирус ЧВК Редан, все удивлялись тому, что нефоры-анимешники прессуют офников (то есть, околофутбольных хулиганов).

У слова "нефор" есть постсоветское прошлое и актуальное настоящее: из локального северокавказского лингво оно пришло в интернет-фольклор. Но кто это все же такие и как понять, нефор ли ты?



ЧТО ПОМНЯТ ОЛДЫ

В СССР все было просто и понятно. Первоклашек принимали в октябрята и прикалывали значок с бэби-Лениным. Школьников постарше записывали в пионеры и повязывали красный галстук. Старшеклассники становились комсомольцами. Никаких развилок на этом маршруте не было. По крайней мере, формально.

В "железном занавесе" все же были дыры, сквозь которые в Совок проникала современная музыка. И инфа о том, что среди молодежи существуют хиппи, панки, металисты (впоследствии — рэперы и рейверы). Когда началась Перестройка и все запрещенное стали разрешать, кто-то придумал канцелярскую формулировку "неформальные молодежные объединения". Оттуда, видимо, пошло слово "неформал".

Это был дерогатив — слово, заведомо содержащее негативную оценку. В 90-х студенты, которые отращивали волосы, носили куртки из кожзама, фенечки на руке и рюкзаки с надписями "ГрОб" или "Чиж", едва ли называли себя неформалами. Чаще так делали люди, которых сами неформалы называли гопниками.

Но не так давно слово "нефор" возродилось. Случилось это почему-то на Северном Кавказе (о возможных причинах попробуем поговорить дальше).



НОСИШЬ НЕ ЧЕРНОЕ — НЕФОР

"Я — нефор, жена у меня тоже нефор. Носишь не черное — нефор. Анимешники — вообще нефоры 99 лвл. Все, кто не выглядит традиционно/типично — нефоры. По-мужски одет, но в модные кеды — нефор. Могут подшутить уже", — отвечает на наш вопрос "Кто такие нефоры?" житель Махачкалы, столицы Дагестана, работающий там в сфере креативных индустрий.

Дагестан (да и в целом Северный Кавказ) — это очень патриархальный, консервативный регион с множеством ограничений, которые непонятны для россиянина из Москвы или Петербурга. Его жители должны принимать в расчет требования религии, а также обычаи и традиции, продиктованные многовековым родо-племенным укладом. Кто-то скажет, что эти нормы — дико архаичные и вообще родились в другой жизни, в другой эпохе, но пока они существуют и сильно влияют на жизнь.

Многое из того, что норма в Москве, вне нормы в горном селе — и наоборот.

Вот наглядный пример. Кого в Москве можно удивить татуировкой? Но этой зимой популярный дагестанский боец на кулаках Гаджи Автомат, во-первых, набил тату с глазом в пирамиде. А во-вторых, продемонстрировал его, выходя на бой — и в процессе танцевал! В Дагестане многие этого не поняли. Хасбик писал, что такому человеку больше нельзя жать руку, ведь на нем знак даджаля (лжемессия, аналог Антихриста из христианства). Танцы тоже в основном осуждали. Дошло до того, что в драке сторонников и противников Гаджи (где его самого даже не было) случайно застрелили человека, чемпиона по джиу-джитсу. А "сатанинскую" татуировку Автомат вскоре свел.



ЧЕРТИ ОТПУСТИЛИ ЖЕН НА КОНЦЕРТ

Но ведь и на Кавказ долетают новости о жизни сверстников со всего мира. Что делать тем, кто хочет быть не борцом, а анимешником? Страдать.

О нюансах этого страдания вы прочтете в материалах о дагестанской молодежи. Например, монологи зумеров, которые хотят самовыражаться, но сталкиваются с угрозами. Или статью о нападениях на фанатов BTS.

Одна цитата оттуда: “Мой знакомый встал на улице с картонкой, на которой было написано “Есть вещи поважнее нефоров”, и предложил решать действительно важные экологические проблемы. На него обрушилось столько хейта, что ему пришлось удалить не только пост, но и свою страницу из инстаграма на время”.



“Друзья че-то все нефорами стали”, — грустно говорит один из героев ролика.



Или вот такой сюжет. Если в Москве концерты отменяют "по звонку сверху", то в Дагестане это может быть массовой низовой инициативой. Причем, в отношении артистов, которые в Москве считаются лояльными-перелояльными.

Когда-то там отменяли концерт Крида и ругали проведение концерта Hammali & Navai. Поддерживал это самый популярный дагестанец планеты — Хабиб. "Разве это завещали нам праведные предшественники?" — спросил он после концерта, где народ слушал хит "Пустите меня на танцпол пьяным подвигаться".

Безобидный фестиваль "АниДаг" (то есть, "Аниме Дагестан") попытались провести в 2018 году, но и он был отменен из-за негативной реакции жителей. Активист писал, что если это "схавать", то после "фестиваля нефоров, пройдет фестиваль геев и трансвеститов".

А этой осенью было возмущение из-за концерта Басты в Каспийске — дагестанский автоблогер записал резонансное видео, где назвал "чертями" и "немужчинами" мужчин, которые отпустили на концерт своих жен.

В общем, где-то в этой южной, суровой и пассионарной среде слово "нефор" реактуализовалось и обрело смысл антипода консервативного, ультрамаскулинного мужчины. Можно сказать, что шутки про нефоров — это вершина айсберга, а под водой — невероятная разница этических норм внутри одной страны.




ЕСЛИ ЖИЗНЬ ДАЕТ ТЕБЕ НЕФОРОВ, ДЕЛАЙ МЕМ

Наверное, мы бы и знать не знали о такой проблематике, если бы не интернет. Но Дагестан в последние годы мастерски поставляет мем-контент: Хасбик, Мурад, бархатные тяги, теперь вот тот человек возле турбины самолета.

Вот и слово "нефор" проникло с улиц в интернет и популяризовалось. В тиктоке завирусились мемы про “жидких нефоров” и аудиодорожка “Это че за заварушка? <...> Съебали, неформалы”. Присутствуют ролики с заголовками вроде "Нефор слишком борщит", "Нефор газует на бродяг" и “Неформал получил по башке за свои действия”.

“Все говорят: “Ты на нефора похож". Из-за волос говорят, и еще одеваюсь как нефор. Но зато потом бам-бам-бам, двоечку дал и все — больше не нефор”, — рассуждает в интервью таджикский боец поп-мма.

А когда Милохин ненадолго залетел в Москву, на Чистых прудах его настигли борцухи, у которых были вопросы к розовому цвету его худи. "Ты же нефор", — говорили они.



ВЗГЛЯД НА НЕФОРОВ ИЗ ДАГЕСТАНА

Если вы хотите посмотреть на нефоров не из Москвы, то вот хорошее видео. Не безоговорочно хорошее — к примеру, со старта один из собеседников выдает конспирологию, что все субкультуры были созданы специально, чтобы влиять на молодежь. Из интересного: рассуждают, что из-за интернета сейчас даже шестиклассник в горном селе может шарить за кей-поп; боятся, что ребенок будет перенимать у кумира все — например, терпимое отношение к ЛГБТ; но не приходят к выводу, что интернет надо отменить — говорят, что с новым поколением подзатыльник как воспитательный инструмент не работает; приходят к выводу, что самые опасные/нежелательные виды нефоров это ЛГБТ и феминистки; рассуждают о взаимоотношениях ислама и феминизма и о том, позволяет ли он красить волосы (с оговорками, но да); наконец, про тех, кто бьет нефоров, говорят, что это "абушки" (необразованные агрессивные люди), что ислам это не дозволяет и что так невозможно поменять взгляды (богослов, участвующий в дискуссии, говорит: "В такой ситуации я самый главный нефор").



Важное послесловие — может создаться впечатление, что "борьба с нефорами" это сугубо северокавказский феномен. Ничего подобного: читали летом новость, как два уральца топили в фонтане и угрожали убить 18-летнюю девушку за голубой цвет волос? Можно несмело предположить, что борьба между идеями "не хочу быть как все" и "будь как все" — это что-то вечное. Борьба между стремлением молодых переустроить мир и поставить под вопрос его нормы — и стремлением старших все сохранить, как есть. Наконец, это очевидное проявление патернализма — как на уровне семей, где старшие считают, что они лучше знают, как молодым жить жизнь; так и на уровне государства, которое приняло пачки бумаг, чтобы зарегулировать поведение граждан и буквально уже отобрать у них право распоряжаться своим телом.



В ПОИСКАХ ДУХА ВРЕМЕНИ

Плох журналист, который не поищет тут символизм. Понятно, что идет <>. И напрашивается простой вывод, что она неминуемо должна вызвать ужесточение нравов.

Помните тренды мирного времени, когда все говорили, что важно быть эмпатичным, нетоксичным, следить за ментальным здоровьем, рассуждать про гендерные роли и конкретно о том, что быть слабым для мужчины — нормально, плакать — нормально, бояться — нормально? Такая повестка в России сейчас далеко не на первом плане.

"Интуитивное уважение к силе и презрение к слабости превращается в одну из основ военно-победительного мира традиционных ценностей и вооруженных героев, выдвигаемых в качестве альтернативы современного мира внимания к жертве, уважения меньшинств и тд", — размышляет о ситуации Александр Баунов (находится в списке иноагентов Минюста РФ).

Означает ли это, что сейчас все вокруг озвереют, а нефоров — съедят? Скорее всего, нет.

Надо помнить, что такие посты с трендвотчингом пишутся не на основе исследований и анализа больших объемов данных. А наоборот, на основе нескольких тенденциозно подобранных примеров. Которые выглядят очень ярко, поэтому легко могут ввести читателя в заблуждение и убедить в чем-то противоположном действительности.

Честный вывод должен быть таким — никто не знает точно, что там за ценности сформируются в будущем. Победит ли архаика или новое поколение все перестроит под себя. Давайте за этим смотреть — под мемы про нефоров.

Шесть с половиной минут насилия
Скуфы и будущие скуфы