Тексты
Текст: Карина Бычкова

“Денег не имел и выбрал второй путь”. Гиперпоп в России: два года после хайпа

Модный микрожанр пришел сюда из трендов TikTok, но из рук ЛГБТК+ активистов попал к ламповым добрым хикки

Начало 2010-х, Великобритания. Несколько артистов, занимающихся прогрессивной клубной электроникой начинают играться с новым звуком. Их треки звучат странно, но свежо и весело: с одной стороны — абразивные синты, нойз, лязг, электронное бульканье, с другой — мелодии, хуки и приставучий вокал, запитченный до кукольного голоса. Микрожанр привлекает внимание, ему придумывают название hyperpop, им восторгаются авторитетные музмедиа. При этом занимается им тесная кучка артистов, которых издает лейбл PC Music. В гиперпопе нет звезд, но есть явления и лица: это A.G. Cook, глава PC Music, и это продюсерка-новаторка Sophie. Как раз при их помощи поп-артистка Charli XCX понесла этот звук в массы.

В России им тоже заинтересовались — два года назад это был хайповый новый жанр. Как нередко бывает, при адаптации что-то потерялось (ценности, идеология), а что-то добавилось (любовь к аниме и трэпу).

Есть и точка зрения, что наш гиперпоп от их гиперпопа отличается уровнем таланта. “Гиперпоп на Западе появился из-за наличия cкилла, гиперпоп у нас — из-за его отсутствия”, — считает продюсер и музыкант Галат.

Какие еще особенности появились у гиперпопа в России, куда делся хайп и что осталось после? Отвечаем на эти вопросы в материале про русские приключения гиперпопа.





"ТАМ ВСЕ РАЗНЫЕ, ТУТ ВСЕ ПОХОЖИЕ": АНДЕРГРАУНД И ТРЕНД

Смесь несовместимых жанров, выкрученный бас, гроул, брейкдауны, нетривиальные ударные и синты — зарубежный гиперпоп балансирует на грани авангарда и неслушабельности. “На Западе больше экспериментов, и они как раз-таки более успешные. Чувачки умеют сделать красивое звучание из шума, а в конце добавить столько дисторшена, что от этого начинает болеть голова. Это и есть гиперболизированная поп-музыка», — делится гиперпоп-артист whyalive.

В переложении на российскую почву гиперпоп звучит более конвенционально и менее фриковато, зачастую представляя собой сочетание ударных из драм-н-бейса, лирики из эмо-рэпа и эффектов из глитчкора. “На Западе гиперпоп-артисты и выглядят, и звучат суперразно. В СНГ же это больше про тренд и более-менее конкретный звук и визуал”, — говорит New Sylveon, один из первопроходцев жанра в стране.

С ним соглашается дуэт Zarya, который одним из первых стал делать подобную музыку в России: “Гиперпоп на Западе изначально был деконструкцией попа и опирался на андеграундное электронное звучание. По звучанию в России жанр больше похож на рэп или поп-панк с атрибутами гиперпопа. В текстах все те же темы, что свойственны рэпу, но ближе к Лил Пипу и объединению Sad Boys. Это разная музыка. В визуале в России много аниме-атрибутики, больше мрачняка, что ли. А на Западе — больше светлое, розовенькое, латексное”.

По мнению Галата, который продюсирует музыкальные проекты, где в том числе есть заход на территорию гиперпопа (к примеру, “sH1pu4Ka!” Мэйби Бэйби), за рубежом гиперпоп делают, в основном, опытные продюсеры, которые сгенерировали уже большое количество востребованных поп-песен и пытаются расширить музыкальные рамки. “В России же этим (за редким исключением) заняты подростки с тайп-битами и автотюном, которые не могут сделать иное из-за недостатка опыта и средств. Гиперпоп на Западе появился из-за наличия cкилла, гиперпоп у нас — из-за его отсутствия”, — говорит он.

Похожую мысль высказывает whyalive, отмечая, что многие российские продюсеры, работавшие с гиперпопом, не умели писать сложные инструменталы или не понимали, как на них записываться из-за большого количества звуков. Поэтому у нас жанр пошел по самому легкому пути.

“Думаю, у каждого артиста в России можно найти корни из западного сегмента. Но каждый работает с источниками вдохновения по-своему. Спустя два года уже сложно найти людей, которые в наглую копируют гармонии или вокальные рисунки у популярных треков с Запада. А в 2021-м такого было полно, и чаще всего воровали у 100 gecs”, — рассуждает о местном гиперпопе Никита Трушин, музыкальный блогер, основавший YouTube-канал Hyperpop Music и одноименный паблик во “ВКонтакте”.

В качестве примера самобытного российского гиперпоп-продюсера Галат приводит treepside: “Он большой мультижанровый продюсер, который может сделать “западный уровень”, его страггл похож на то, что я описывал, когда говорил о расширении музыкальных рамок. Если изобретут машину времени, обязательно вернитесь в начало 2022 года, придите на любую студию, где пишется гиперпоп-фрешмен, и вы услышите фразу “Сделай, как у трипсайда”. Это главный показатель”.




ЛГБТК+ И ИНКЛЮЗИВНОСТЬ: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЦЕННОСТИ

Еще одно важное отличие — идеи, которые несут зарубежные и российские гиперпоп-артисты. Гиперпоп на Западе — музыка, во многом связанная с поддержкой прав ЛГБТК+ сообщества, а также сохранения принципов разнообразия и инклюзивности.

“Жанр стали развивать ЛГБКТ+ активисты, многие популяризаторы и новаторы жанра являются членами этого сообщества. К примеру brakence — бисексуал, Underscores — мужчина, совершивший гендерный переход, также как и Jane Remover”, — рассказывает Никита Трушин. Уже упоминавшаяся ранее Sophie (к сожалению, погибшая в 2021 году. — Прим. The Flow) — трансгендерная женщина.

В Россию эти ценности не переехали.

“В 2021 году, когда гиперпоп только стал у нас популярным, он считался музыкой для дединсайдов или дрейнеров. [Это произошло] из-за однотипных обложек с аниме-девочками и упоминания аниме-тайтлов в треках. Представители жанра понимают, какое влияние на него оказали музыканты из ЛГБТК+ сообщества и что без всех них он был бы совсем другим. Но в России ЛГБТК+, вероятно, не будет связана с гиперпопом”, — продолжает Никита.


ПОДРОСТКИ, ТРЭП, АНИМЕ

“Эстетика гиперпопа в России отдает вайбом первых альбомов Пошлой Молли, раннего Face или Lizer. В голове всплывают фотографии тогдашних модников в "трэшерах" в подъездном антураже, либо на квартирнике. Попав в гиперпоп, эта эстетика стала менее маскулинной и более ламповой, связанной с философией lo-fi музыки — сделанной на коленке, в комфортных условиях. Нынешние непопулярные артисты жанра часто пишут треки о своих чувствах со вдумчивой лирикой и красивыми гитарными аранжировками. Это опять же отсылает к игре на гитаре в компании во дворе. По сути, типичный любитель современного гиперпопа на русском — это ламповый добрый хикка, который любит свою зону комфорта и часто доверяет чувствам. Темы треков могут варьироваться от чего-то романтичного или грустного, до ностальгического и абстрактного”, — рассказывает Трушин.

Гиперпоп в России делают если не подростки, то очень молодые люди. Поэтому это музыка тех, кто взрослеет прямо сейчас. Проблемы, эмоции, комплексы, отношения — в местном гиперпопе хватает лирики и рефлексии.

Одни из главных звезд в жанре — объединение pixiesquad, в которое входят Sqwore, 17 Seventeen, уже упоминавшийся treepside и другие артисты и музыкальные продюсеры. В 2021 году Sqwore выстрелил в TikTok с треками “Холодное оружие” и “Плачь” — это коллабы с еще одним заметным гиперпоп-артистом rizza, ранее также состоявшим в pixiesquad. По творчеству Даниила Скворцова (настоящее имя Sqwore) можно прослеживать эволюцию взросления. В дебютном альбоме “Eve” его лирический герой стесняется стрелять сигареты у прохожих, говорит, что его голова “забита детскими вопросами” и предлагает своей подружке сбежать: “От кофты запах табака, в твоей руке моя рука / Вот бы не узнала мать, где ты шлялась до утра”. Последний же на данный момент сингл называется “Life of a popstar”, в котором Sqwore говорит “старого меня им уже не узнать” и признается, что смотрит “на людей взглядами попстара”.




Вместе с тем гиперпоп проник в хип-хоп: в России к жанру обращались и zavet, и Платина, и i61, и Lovv66, и uglystephan, и многие другие. Zarya отмечают, что гиперпоп в России, основанный в своей массе на коммерческом звуке и упрощении, — это тот же рэп, но с элементами гиперпопа. “Конечно, в России есть и ребята, которые делают музыку, используя идеи, на которых жанр основывался, но они не популярны”, — добавляют музыканты.

Галат считает, что говорить о гипертрэпе как об отдельном жанре в России не приходится. “Так как цель гиперпопа сделать нетипичную поп-музыку, а весь русский гиперпоп в последний годы — это одна большая методичка, то приставка “гипер” потеряла смысл. Русский аналог жанра быстро превратился в самоповтор. Гиперпоп в РФ можно назвать гипертрэпом, гипердриллом, гиперджерсиклабом. Поколение музыкантов, причастное к этому стилю, скорее ставит задачу быть причастными к тренду, к актуальному звуку, нежели создавать новые жанры”, — рассуждает он.

Никита Трушин рассказывает, что существовало такое разделение: “Слово “гиперпоп” используют ценители трушного звука, как у PC Music или их последователей. А “хайперпоп” — это рэп-музыка с уклоном в тюн, питч, жирный бас, записанная с помощью сэмпл пака 100 gecs и про что-то связанное с интернетом и глитчами”. Сейчас, отмечает Никита, почти все в России используют термин “гиперпоп”. Возможно, потому, что “главный источник подобной музыки, плейлист от VK, поменял свое название и его стали массово называть так во всех остальных медиа”.

Еще одна из особенностей гиперпопа в России — это ярко выраженная любовь к аниме-визуалам в оформлении релизов. Как рассказывал дизайнер petya yastreb, работавший над обложками Sqwore и 17 Seventeen, массовое распространение аниме-стилистики также началось примерно два года назад. “В TikTok гиперпоп-исполнители выкладывали аниме-эдиты (нарезки аниме длиной 30-60 секунд под музыку или с субтитрами ключевых диалогов оттуда. — Прим. The Flow). На них обращала внимание аудитория аниме. Поэтому достаточно логично было оформлять свои релизы в этом стиле. Остальные музыканты начали это перенимать”, — отмечал дизайнер.

“Аниме-эстетика связана с русским гиперпопом по двум причинам. Первая — гиперпоп в России преимущественно делают подростки, которые любят аниме. Вторая — сделать обложку для своей новой песни в аниме-стилистике стоит в десять раз дешевле, чем организовать фотосет. По этой же причине клипы всех русских гиперпоп-артистов можно посчитать по пальцам одной руки. Главная задача артиста — правильно себя продать публике. Можно вложить в это деньги, либо стать скрытным и загадочным персонажем, который прячется за рисованный аватаркой. Русский гиперпоп денег не имел и выбрал второй путь”, — комментирует распространение аниме-визуалов Галат.


TIKTOK, СТРИМИНГИ, УСПЕХ

У экспериментальной музыки часто нет массового слушателя, поэтому упрощение и коммерциализация звука практически неизбежна, когда жанр становится популярным. “В России много талантливых чувачков, просто у нас не востребован [подобный] талант. Его надо искать в недрах SoundCloud. Но когда ты найдешь такой клад, уже не сможешь слушать кежуальную, скучную музыку”, — говорит whyalive.

По всему миру, в том числе и в России, гиперпоп получил широкое распространение благодаря TikTok: “За счет алгоритмов большинство людей узнало про гиперпоп именно оттуда. Причем чем позже, тем сложнее было уловить суть и концепцию жанра. Есть очень много совсем молодых, не по годам скилловых продюсеров, а желающих заработать еще больше. Продюсеры, существующие за счет тайп-битов, прямо сейчас уничтожают многие музыкальные течения и сабжанры. Но, к счастью, даже у нашего отечественного ответвления до сих пор остается дух интернет-музыки”, — размышляет New Sylveon.




С ним соглашается whyalive: “Яркий звук, смешение электроники и рэпа, попосовые припевы и жу-у-утко пердящий басс: все это стало ярким событием в российской музыке в целом, и в TikTok в частности. Туда загружалось больше нестандартной музыки, поэтому пользователи площадки регулярно слышали такие треки в роликах и становились более лояльны к новому. Так жанр и стал популярным”.

TikTok действительно был важной площадкой для распространения гиперпопа. Сейчас начинающим артистам стало сложнее продвигать свои релизы, которые раньше могли легко завируситься в этой соцсети. “Обилие пользователей, делавших различные нарезки с тем же аниме и накладывавших на него гиперпоп-треки, поддерживало бы дополнительный интерес к жанру и давало бы ему больше охватов”, — говорит Кирилл Сметков, руководитель лейбла steezy, который работает с гиперпоп-артистами. В настоящий момент свои треки просто так в TikTok не загрузишь, но Никита Трушин считает, что жанр от этого только выиграл: “Все, кому он был действительно интересен, в нем остались. Стало попросту меньше людей, пытающихся запрыгнуть в хайп-трейн и залететь в жанр для галочки”. Однако очевидно, что на популярность артистов и внимание к ним уход TikTok из России мог повлиять только негативно.

Гиперпоп поддерживался (и поддерживается до сих пор) редакциями стримингов. В российском филиале Spotify был плейлист “Глитчи”, куда в том числе ставили гиперпоп-треки: на него было подписано около 14 тысяч пользователей. Но если сравнивать с аналогичным зарубежным редакционным плейлистом, у которого почти 420 тысяч подписчиков, это капля в море. Похожие цифры у редакционной подборки “Яндекс Музыки” — на нее подписано примерно 11 тысяч слушателей. Нельзя сказать, что эти показатели свидетельствуют о суперхайпе: к примеру, плейлист с танцевальными новинками в “Яндекс Музыке” собрал почти 170 тысяч пользователей. Число подписчиков редакторского плейлиста “Гиперпоп” в “VK Музыке” не раскрывается, но известно, что суммарно песни из него послушали более трех миллионов раз.

Цифры трех самых известных артистов жанра тоже не получится назвать впечатляющими: в Spotify у Sqwore около 215 тысяч слушателей в месяц, у rizza — 192 тысячи, 17 seventeen — 87 тысяч. В “Яндекс Музыке” цифры у всех троих выше — Sqwore слушают 339 тысяч человек в месяц, rizza — 253 тысячи, а 17 seventeen — 359 тысяч. Но если сравнить их с популярными артистами из других жанров, эти показатели не поражают: к примеру, у Scally Milano почти 500 тысяч ежемесячных слушателей в шведском стриминге и больше миллиона — в яндексовском.

А вот как отвечает на вопрос о коммерческой успешности жанра Галат: “Над этим вопросом можно было бы всерьез порассуждать два года назад, когда жанр развивался и появлялись артисты с десятками миллионов прослушиваний и было ощущение, что гиперпоп может захватить все музыкальное пространство в СНГ. В 2023-м нет ни одного крупного артиста в этой стилистике, кто собрал бы условный VK Stadium или был хедлайнером на летнем фестивале. Спросите у нас любого представителя этого жанра нравится ли ему клеймо “гиперопопер”? Удивлюсь, если найдете хоть одного”.

Что он рассказал в большом интервью про наркотики и зависимость
Белая Чувашия, новый артист Газа и сайд-проект Дельфина
Платиновый выпуск
Что посмотреть на выходных. Без спойлеров