Тексты

Басота, каким мы его не знали

И вы, пожалуй, тоже

Автор: Лёша Горбаш


Ты долгое время принципиально не давал интервью. С чем это было связано?

Нет, почему. Я давал интервью раньше. Просто в какой-то момент понял, что они все однотипные и неинтересные. Мне попросту было нечего сказать. Я не знал, чего от меня хотят услышать. Все интервью получались пустыми, и я не видел в них смысла. А сейчас, видимо, мне есть, что рассказать.

На какой музыке ты рос?

Я начал слушать музыку с рэпа. Не было какого-то жанра, который меня интересовал до него. Был период, когда у всех только появились телефоны с ИК-портами и блютусом. Все обменивались рингтонами 50 Cent, Snoop Dogg, Eminem, B-Real. Тогда стало модно слушать рэп. А целенаправленно я начал слушать рэп с первыми треками Гуфа и Centr, это был 2006-2007. Я тогда не понимал и половины сказанного, но цепляла их честность, идейность. Это было по-настоящему захватывающе.

Как ты из слушателя превратился в рэпера?

Сегодня я понимаю, что у каждого второго ребёнка было непростое детство. Но в 2007 мне казалось, что так плохо как моя семья, не живёт никто. Тогда я и начал писать песни о том, что меня окружало. Сейчас забавно смотреть старые клипы, где 13-летний тип на сложных щах рассказывает о своей непростой судьбе. Но это было, и от этого, увы, никуда не деться.

Записывал их дома и выкладывал в интернет. Выкладывал, выкладывал, а где-то спустя полгода мне написал Птаха и пригласил на студию. Я приехал туда, записал пару треков, потом сделал релиз со своим другом.

Птаха предложил нам стать артистами ЦАО, мы согласились. А в один прекрасный день я приехал на студию и понял, что наш релиз — полная шляпа, и удалил его. Так я и начал существовать как Басота.

Попав на студию ЦАО, ты почувствовал дискомфорт из-за разницы в возрасте?

Там была отличная атмосфера, в которой жил-хип-хоп. Все постоянно тусили, веселились, записывали песни. Я с интересом наблюдал за всем этим. Постоянно что-то спрашивал, советовался. Мне кажется, именно старшее поколение дало мне некоторые советы, без которых я бы не существовал сейчас как артист.

У меня есть возможность делать то, что мне нравится. Я не хочу ограничивать свою музыку рэпом. Просто я ещё не пробовал ничего другого. Завтра я могу зазвучать совсем по-другому. При этом я постоянно отрекаюсь от того, что я делал раньше. Я продолжаю искать себя, это очень непростой процесс.

Что за история с Австрией? Ты улетал туда учиться?

Мой друг как раз улетал учиться в Австрию. После разговора с ним я понял, что мне нечего ловить в России. Я не видел себя артистом и не нашёл ничего подходящего в плане учёбы. Образование в Австрии оказалось очень дешёвым и доступным. Если сравнивать с Москвой, обучение в Европе дешевле в 3-4 раза. И я собрался уезжать, объявил о прощальном концерте. Как оказалось, с этим я поспешил.

Я улетел в Австрию и поступил в Венский университет, но через пару месяцев вернулся обратно. Я своими глазами увидел, что люди там живут совсем по-другому. У них своеобразный менталитет. Они абсолютно свободны от чужого мнения. Такой подход показался мне интересным. Я очень проникся западной музыкой, которую не мог принять в России. Открыл для себя жанр с новой стороны. Я понял, что мне не нужно никому ничего доказывать. Мне не нужно доказывать, что у меня никогда не было гострайтера. Что я не из богатой семьи, как многие до сих пор думают. Я осознал, что просто хочу писать песни и делиться ими с людьми.

А когда я вернулся в Москву, я с новыми силами взялся за творчество. Сейчас я большую часть времени уделяю музыке. В Австрии другая система образования. Нет этих жёстких рамок: это ты должен сдать зимой, это — летом, а иначе — отчисление. В Австрии всё намного свободнее: хочешь учиться — вперёд, хочешь сделать перерыв — пожалуйста, сможешь продолжить через год.

На кого ты учишься?

На социолога. При этом, сейчас я не уверен, что вернусь в Австрию в качестве студента. Но это потрясающая страна, она сильно на меня повлияла. Вена — очень красивый город. Я посетил множество музеев, проникся искусством, открыл себя с новой, культурной стороны.

И понял, что мне есть, что сказать в России. Артисты сейчас слишком зависят от мнения толпы. У нас почти нет артистов, которые делают то, что им на самом деле нравится, они подстраиваются под какой-то формат. Я хочу уйти от этого. Делать то, что нравится мне самому. Носить одежду, в которой мне удобно. Говорить о вещах, которые мне интересны. Я не собираюсь больше участвовать в баттлах. Диссы, бифы — это всё не моя история.

Хотя баттлы мне многое дали. Но сейчас я понял, что мне не нужно никому ничего доказывать. Кто захочет — всё поймёт. Остальные могут проходить мимо.



Как тебе училось в школе?

О школе остались только положительные воспоминания. Я до сих пор общаюсь с одноклассниками. В школе я никогда не терялся, у нас был дружный и весёлый класс. Что касается оценок, если бы я хотел быть отличником, у меня бы наверняка получилось. По сравнению со всем остальным, школьная программа — это элементарно.

Но вся эта история с ЕГЭ — она немножко запугивает людей, она мешает быть творческим и интересным. Я хорошо написал экзамены, так что если решу остаться в России, в сентябре пойду в какой-нибудь российский вуз.

У тебя были проблемы в школе из-за музыкальной карьеры? Ты приходишь на первый урок в понедельник, а все обсуждают вчерашний "Версус".

Нет, никогда. Я делился этим с одноклассниками. Они следили за моей карьерой с самого начала. Они как никто другой знают меня. Поэтому я получал от них только поддержку. Конфликтов никогда не было. Только какие-то забавные моменты: по коридору бежит одноклассник, тычет в меня пальцем и кричит "Басота! Басота!" Тогда я на самом деле чувствовал себя неловко: я вроде бы я на своей личной территории, но на меня уже отражается моё творчество.

Какие отношения между людьми на ЦАО?

Сейчас ЦАО — это огромное количество артистов, которых набрал Птаха. Мне кажется, многие из них понятия не имеют, как выглядят остальные. Поэтому сейчас на ЦАО много сумбура. При этом, есть люди, чьё творчество мне очень симпатично.

А есть кто-нибудь, кто тебе не нравится?

Есть артисты, чья музыка и идеология мне не близки. Но я видел их в реальной жизни, и они отличные парни. Я вообще стараюсь не судить человека по музыке, которую он делает. Часто бывает, что ты пообщаешься с человеком в реальной жизни и откроешь его с новой стороны.

Проблема слушателя в том, что он видит артиста исключительно как артиста. Но каждый из них — живой человек со своей историей. И очень часто этот образ сильно отличается от самого человека.

В этом плане меня очень удивил Тбили. Пообщавшись с ним, я понял, что это очень умный и начитанный человек. А Тбили Тёплый — это только образ.

Почему тогда мы не слышим этого в его музыке?

Изначально его идея — высмеять "подъездную" культуру. Это был стёб над окружающим миром. А люди вдруг увидели там себя и всё переиначили. Забавно, но именно благодаря этому он и стал артистом. Насколько я знаю, сейчас проект Тбили закрывается и он готовит что-то новое, хочет начать с чистого листа.

Чем старое ЦАО отличалось от того, что происходит сейчас?

Сегодня все держатся по отдельности. Сейчас артисты вообще стоят особняком друг от друга.

В своё время Centr сделал хип-хоп революцию, после которой многие начали слушать рэп. Благодаря которой рэп попал в телевизор и открыл дорогу в жизнь многим рэперам. Тогда все держались около них, все были вместе.

А сейчас все делят этот пирог. Но многие не понимают, как человек может слушать Centr, а следующим треком пустить группу Звери. Людям скучно слушать одного артиста, мир не ограничивается только рэпом. Из этого выросло много каких-то подковёрных войн. Поэтому, кстати, и выстрелил "Версус". Люди любят агрессию и злость, им всегда нужны хлеб и зрелище.




В песне "Изгой" у тебя есть строчка: "Slim твердил, что меня гнать с ЦАО вон надо". Что это за история?

Сегодня я в какой-то мере понимаю, почему Slim так думал. Но тогда мне было довольно обидно. Смотри, тогда ЦАО был очень конструктивным лейблом со своей идеологией, за которой толпами шли массы. А тут я, молодой парень, которого все приняли в штыки. Как-то не вяжется с идеей ЦАО, правда? Плюс, тогда я делал абсолютно неинтересную музыку.

Сейчас нет никаких конфликтов? 

Нет. Я как относился, так и отношусь к нему с большим уважением. Я думаю, без его битов не было бы того Centr. Slim давал музыке изюминку, Птаха давал идеи, а Guf брал крутыми куплетами. Они здорово дополняют друг друга. Они и сейчас звучат лучше многих, даже без модных двойных рифм.

У меня складывается впечатление, что ты довольно негативно относишься к такому интеллектуальному и техничному рэпу, нагруженному панчлайнами и двойными рифмами.

Я слушаю очень разную музыку. После Вены на какое-то время вообще перестал слушать русскоязычную музыку. В машине сейчас играют только A$AP Rocky, Drake, Kendrick Lamar. И я этим доволен. Завтра я могу начать слушать совсем другую музыку — это нормально, вкусы должны меняться со временем.

Я никогда не считал, что двойные рифмы и сложные панчлайны — это плохо, нет. Но я уверен в том, что песня не должна звучать как набор каких-то бессвязных шуток. В этом нет ничего интересного, эта музыка не останется в истории. По сути, весь модный сегодня баттл-рэп — это просто сборник оскорблений и анекдотов, который вряд ли сможет заинтересовать умного слушателя. Это слишком примитивно.

Вчера было модно читать про подъезды — все читали про подъезды. Сегодня модно читать двойными — все читают двойными. Я хочу отделить себя от этого. Я не хочу сказать, что не уважаю других исполнителей. Но я хочу заниматься чем-то своим.

Чего, по-твоему, недостает русскому рэпу?

Я считаю, ему очень сильно не хватает свободы. Сегодня все ругают жанр: то с ним не то, это не так. По факту же, если в России рэп на низком уровне, это и моя вина, и любого другого представителя жанра. Из-за отсутствия свободы теряется искренность и самобытность артистов. Пусть артист не умеет ярко рифмовать, пусть он даже читает мимо бита. Но если он будет оставаться самобытным и оригинальным, он уже будет круче всех тех, кто следует актуальным трендам — будь то баттл-рэп или поп-музыка. Артист — это цельный образ. Его песни, клипы, внешний вид. Наши MC скованы, большинство из них боятся показать себя и быть собой. Как только это изменится — у нас сразу появятся новые лица, о которых никто не слышал до этого.

Но это, опять же, очень сложно. Только тогда, когда люди перестанут принимать всё новое в штыки, ситуация изменится

Что тебе нравится из русского рэпа? Если вынести ЦАО за скобки.

Много крутых ребят. Я считаю очень сильным творчество Типси Типа времён "Таможня даёт добро". Нравится творчество Отрикса — он один из немногих самобытных артистов. Мне очень понравился альбом Guf и Rigos. Нравится Лок Дог, группа "Тетрис", Квант, Schokk. Я искренне улыбаюсь под песни Yanix и Yung Trappa. Есть еще очень интересный чувак — Obladaet.

Я, кстати, не понимаю, почему люди так не любят D.Masta. Он очень интересный артист. Мне кажется, после их баттла с Галатом многие просто встали на сторону последнего, заняли место слабого, потому что ощущают себя скорее Галатом, нежели Димастой.

Потом был баттл с ST, где откровенно слабым уже оказался D.Masta. И людей это не смутило.

Это тоже спорно. ST, конечно, был очень крут. Но не уважающая артистов тысячная толпа не дала выступить D.Masta, она растоптала его. Если бы баттл проходил не в клубе, а закрытом помещении, всё могло сложиться по-другому.



Басота против Отрикса — самый обсуждаемый баттл "Слово" этого года


Какие у тебя творческие планы? Из того, что я слышал, ты много записываешься с Отриксом.

Мы просто пишем песни. Сейчас мы записали две совместные песни. Потом может получиться ещё десять, а может и ни одной. У нас схожий взгляд на музыку: мы считаем, что она должна быть свободной. У неё не должно быть рамок.

Сегодня я хочу писать интересную музыку. Без призывов меня любить.

Раньше я тратил много времени и сил, чтобы противопоставить себя тому образу, который на меня примерили. А вместо этого я должен был дальше гнуть свою линию, а не отвечать всем критикам. Я потерял на этом много времени.

Сейчас я знаю, что хочу сказать и как это скажу. Я понимаю, как буду звучать. Свобода самовыражения — в этом и должно заключаться творчество.

У тебя, похоже, часто меняются взгляды на собственное творчество.

Да. Я взрослею. Наблюдаю за тем, что происходит в индустрии. В России я видел рэп с одной стороны. После Австрии вижу его совсем по-другому. Поэтому я постоянно отрекаюсь от старых песен. Возможно, среди них есть достойные работы. Возможно - нет. Но сейчас то творчество кажется мне неинтересным. А сегодня у меня есть чувство, что я всё делаю правильно.

Правильно ли оставаться верным традициям или нужно всё время двигаться вперёд?

Главное — быть настоящим. Если ты богатый человек, которого окружают деньги, наркотики, девушки и он читает об этом — это правильно, он "тру". А если человек видит только окно в своём подъезде и читает об этом — он тоже тру. Только дело в том, что я не знаю ни одного человека, который гордится тем, что дует в подъездах. Я знаю людей, которые хотят оттуда выбраться. Всё остальное — вопрос усердия.



Один из последних треков Басоты — он на самом деле звучит по-новому

 

Каким ты видишь своё будущее. Будешь зарабатывать на жизнь музыкой?

Посмотрим. Хотелось бы зарабатывать рэпом. Глупо это скрывать. Тем более, для этого у меня уже почти все есть. Если бы с творчества я смог позволить себе жить так, не думая о том что нет денег на завтра, я был бы счастлив. Через пару недель мне будет 19. Кто в 19 лет не хочет много денег? Главное — не ставить деньги выше человеческих качеств. Тогда все будет замечательно.

Обсуждаем крупнейший биф за последнее время, конфликт Платины с “ВКонтакте” и новый релиз Toxi$
Конфликты, неожиданные встречи и Vacio против рэпа
Нацитировали новую Вписку