Тексты

33 русских альбома года. Часть 1

Лучшие пластинки 2014-го на русском языке

Итоги года все еще не подведены! Но мы к этому идем: редакция The Flow выбрала 33 пластинки, вышедших в России в 2014-м.

Как и предыдущие наши топы, этот мы публикуем частями: по 11 в день. Начнем с последнего места, закончим первым.

33 — 23 | 22 — 12 | 11 — 1



Тати
“Tati”

Gazgolder / послушать
Тихая девушка с “Газгольдера” выступила в духе “смотрите, как я могу”. Ее дебютник — это попытка ухватиться сразу за все: тут есть и лаунж, и клубный рэп, и электроника, и красивейший кавер на Михея. Но лучше всего у Тати получаются песни тихие, девичьи, задумчивые — как “Радуга” или “Мои слезы”. Таких в русской музыке по-прежнему острая нехватка.




Окуджав
“Окуджав”

/ послушать
Трое музыкантов, в разное время участвовавших в группах Пилар, Обе Две и La Vtornik, записали альбом про то, что чувствует молодой человек в возрасте “около тридцати”. У Окуджав угадываются самые разные музыкальные влияния (The xx, Lykke Li, Lorde), отчего они звучат очень современно (и очень минималистично). Но гораздо интереснее то, о чем они поют — обычно люди предпочитают про это молчать. Оказывается, песни про секс, наркотики и алкоголь могут быть и такими вот. Печальными. Задумчивыми. Самокопательными.



Sunsay
"V"

/ послушать
Свой пятый альбом Sunsay записывал на острове Бали. И это заметно: то тут, то там в песнях слышны какие-то колокольчики, этнические инструменты с непроизносимыми названиями, шепот шамана, шум волн. Под такую музыку встречать бы закаты где-нибудь на пляже: пластинка тихая, умиротворенная, загадочная. Всего с одним гостем — Влади, который в последнее время говорит примерно о том же: как важно быть добрее и чаще смотреть внутрь себя.



Гарри Топор / Тони Раут
"Страна ос"

/ послушать
"Страна ос" — не дебютный для Гарри Топора альбом, но учитывая, насколько сильно возросло количество его слушателей за последние год-полтора, отношение к релизу было именно таким. Интрига ясна: ярчайшие выступления на баттлах совсем не гарантируют классной музыки (примеров, к сожалению, множество) — и это правило тандем Топор-Раут с легкостью обходит. Кому-то может быть неблизок такой рэп, кто-то может пренебрежительно махнуть рукой типа "Ай, страшилки какие-то!". Но Топор и Раут принесли с собой и нечто другое: вселенную ноктюрнового Петербурга, будто чумой пораженного дилерами, жуликами и прочими криминальными элементами. И артисты видят лишь один путь избавления от такой проблемы: сила. Этим словом, наверное, и стоит описывать альбом. Рэп, вызывающий у слушателя желание выйти на улицу и кому-нибудь хорошенечко вломить.



Brutto
"Underdog"

/ послушать
Распустив группу Ляпис Трубецкой, Сергей Михалок оперативно представил свой следующий проект. Надо сказать, Сергей и раньше был неравнодушен к творчеству Маяковского — в том смысле, что тоже приравнивал к штыку перо, поднимая в текстах темы освобождения, восстания, революции. Да и в арте пластинок референсы прослеживались. Но этот альбом шагнул еще ближе к футуристам прошлого столетия. Здесь Михалок настолько минимизировал свой словарь, что совсем уж приблизился к языку плаката. А если принять в расчет, что тематика альбома оказалась исключительно околоспортивной, то нетрудно понять, почему часть аудитории “Ляписа” восприняли поворот с такой неприязнью. На которую Михалок быстро отреагировал песней с рефреном “иди ты ….. — коротко и ясно”.




On-The-Go
“Young Hearts”

/ послушать
Самый английский альбом из сделанных в России в этом году записан на хорошем иностранном языке и с неместным звучанием: здесь гул и рокот драм-машин, изобретательные живые басовые партии, неспешные клавишные “как у модных клубных англичан” (или у Дрейка?), изобретательно сбитый ритм, который танца не предполагает, но грув содержит огого какой. Среди наших знакомых куча людей, у которых к On-The-Go куча претензий: хипстеры (что?!), копирка, бесхребетная музыка, никому это в России не нужно, а за рубежом такого добра — и подавно. Не слушайте никого, слушайте On-The-Go, в частности эту очень красивую пластинку, претензия к которой всего одна — треков могло быть и побольше.




СБПЧ
"Я думаю, для этого не придумали слово"

/ послушать
Почему мы считаем СБПЧ образцовой русской инди-группой? Потому что они позволяют себе радикально менять стилистику и звук. Могут со временем разростись до оркестра, чтобы потом ужаться до дуэта. Они всерьез любят свое занятие, поэтому не фальшивят и не останавливаются в поиске. В этом году СБПЧ равнялись (очень условно) на Four Tet — то есть, электронная составляющая стала более выпуклой. Они дали один образцовый концерт (на “Стрелке”) — если не знать или забыть русский язык, то выглядел и звучал он как концерт классной группы с самого что ни на есть передового Запада. Жаль, что их песня из более раннего этапа “Живи там хорошо” в 2014-м обрела новую актуальность как песня отъезжающих. Но прекрасно, что в этом году у них писались такие наивные, чистые, детские вещи как “Нельзя сказать короче” или "Взвешен".



Sayaf
"Многогранник"

/ послушать
Говорят, среда обитания всегда отпечатывается на творчестве артиста. В случае с участником группы iZReaL, рэпером Sayaf, имеем случай особый. Рос он в Москве и первые музыкальные шаги делал именно там, но вот уже семь лет как проживает в Иерусалиме. Отсюда в “Многограннике” эта особая восточная размеренность и экзотика. Только вот с выводами не спешите: это не настроение "Тысячи и одной ночи", а скорее путевые заметки номада, покинувшего один дом, и так и не обретшего второй.



Проект Увечье
"Роспечаль"

/ послушать
“У моей мечты слишком много врагов”, — декларировал Луперкаль два года назад в важной для него песне. “Роспечаль” — перепись всех этих врагов. Чернушный альбом о том, как неуютна российская действительность, может шокировать своим реализмом: герои песен спиваются, торчат, опускают руки, выбрасываются из окон. Но сводя счеты с реальностью за окном, Луперкаль не перестается оставаться интересным, техничным рэпером. Если продраться сквозь толстый слой тлена, можно услышать пронзительную историю “Твой дорогой H”, граймовый “Лузервиль” и патетичный финал “Мы вернулись домой”.



Vtgnike
“Dubna”

Other People / послушать
Начинать, видимо, нужно с того, что один из трагических талантов местной электроники, Данила Vtgnike находится в заключении. То, что вы о нем ничего не слышали, с одной стороны, совершенно естественно. С другой — абсолютно ненормально. В его творчестве были разные периоды, в более подростковые периоды он шел в сторону джука, на более сдержанном альбоме “Dubna” шагает к техно. Но всегда отличительной чертой была русскость. Неспокойная душа удивительного народа, занимающего холодную неуютную северную территорию, живущего в девятиэтажках спальных массивов, проступает в цифровых опусах Vtgnike.



Murovei
“Киллер”

Минчанин Murovei записывает такой рэп, проникнуться которым можно, только попав в его настроение. Тихий и вкрадчивый, настоянный на джазе (биты Murovei пишет сам), он действует сильнее, чем любой хардкор. Именно эта атмосферная смурь и выделяет “Киллер” среди вала андеграунд-рэп релизов, серых, безликих и будто бы размноженных на ксероксе.

"Намечали артистам стрелы, типа напугать", убеждали подписать контракт не читая, не возвращают права на песни Тимы Белорусских и подсовывали Фейсу договор, пока он был пьяный — такие истории попали в интернет после того, как Моргенштерн объявил войну паблику Рифмы и Панчи и их лейблу
Обвинил паблик в нацизме и в том, что его лейбл "душит" музыкантов. Хочет добиться "правосудия"